Общая характеристика организации как социально-экономической системы.
Литература
Организационно-правовые формы предприятия.
Процесс функционирования системы управления организацией.
Общая характеристика организации как социально-экономической системы.
План
Специфика менеджмента в России.
Особенности российского менеджмента: 1) культурная среда, особенности общественного сознания; 2) инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия; 3) комплекс факторов затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России; 4) приоритеты в проблематике.
Наиболее актуальными проблемами в РФ являются: антикризисное управление; управлению занятостью; информационные технологии управления; поддержка малого и среднего бизнеса; мотивация экономической активности; банковский менеджмент и т.д.
В общем, целом «российский менеджмент» - это творческая интеграция мирового опыта.
Лекция 4. Внутренняя и внешняя среда организации
1. О.С. Виханский., А.И. Наумов Менеджмент: учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарика, 1999. – 528 с.
2. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 283с.
3. Жигалов В.Т. Основы менеджмента: Учеб Пособие.- часть 1 – Белгород, 1997
4. Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560с.
5. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекцтй. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. – 288 с.
6. Менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 359с.
7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:Пер. с англ. – М.: Дело, 1995. – 704с.
8. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 669с.
Предприятие - это любая организация, производящая продукцию, товары, услуги, информацию, знания.
Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, производящий продукцию, выполняющий работу и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Формы и методы управления, структура органов управления предприятия существенно зависит от его масштаба и профиля.
Однако существует и много общего в управлении любым предприятием:
1) Главная цель и задачи, в которых, раскрывается смысл существования каждого предприятия (отражается, что организация производит, какую продукцию и т.д.). При этом в основу закладывается управление производственным процессом вне зависимости от того, какой товар производит организация.
2) Факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация) и экономические ресурсы. Для производства продукции нужны ресурсы, отсюда следует управление персоналом, управление средствами производства и т.д.
3) Маркетинг. Для функционирования предприятия необходимы как ресурсы для производства продукции, так возможности для реализации выпущенной продукции, а это требует управления снабжением и сбытом.
Процесс управления возможен лишь в рамках определенных систем. Предприятия и объединение предприятий и организаций и т.д. представляет собой организационно-экономические системы. Каждая система состоит из двух частей: управляемой и управляющей (объект и субъект).
Субъект и объект управления функционируют на основе обмена информации в связи, с чем протекают процессы управления. Обмен информацией между субъектом и объектом происходит на основе прямой и обратной связи. Субъект управления на основе полученной информации о ходе хозяйственной деятельности принимает решение по поводу воздействия на объект управления.