Школа научного управления.

Началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования западные историки считают 1911 год, когда американский инженер Ф.У.Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления».

В своих научных и практических исследованиях одной их основных проблем, которых затрагивал Тейлор являлась проблема проявления инициативы рабочих, при этом основным решением этой проблемы, он полагал, являются новые обязанности и ответственность администрации, сущность которых заключается в том, что менеджеры должны систематизировать традиционные знания и навыки, классифицировать эти знания в виде таблиц, на основе которых создавать правила и законы, оказывающие рабочим помощь в выполнении их работы.

У истоков данной школы помимо Тейлора, стояли супруги Гильберты (Фрэнк и Лилиан) и Г.Гантт.

Авторы теории «научного менеджмента» полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь и более эффективного его исполнения.

Научное управление учитывало человеческий фактор. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности. предусматривалась также возможность необходимого отдыха и неизбежных перерывов в производстве. Это давало руководству возможность устанавливать нормы выработки и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Кто производил больше и соответственно вознаграждался больше.

Во времена функционирования школы (1885-1920), Тейлор вывел следующие элементы системы: 1) разделение труда; 2) измерение труда (изучение процессов рабочего времени как оптимальный путь реализации производственных задач); 3) задачи предписания (производственные задачи должны быть полностью расчленены и сопровождаться в подробном описании); 4) программы стимулирования (оплата любого элемента труда зависит от установленного выпуска готовой продукции, при достижении большей продуктивности выплачиваются премиальные); 5) труд как индивидуальная деятельность (влияние коллектива делает рабочего менее продуктивным); 6) мотивация (движущей силой для большинства людей является личная заинтересованность); 7) роль индивидуальных способностей (различия между способностями рабочих и менеджеров – рабочие работают за вознаграждение в настоящем, менеджеры – в будущем); 8) роль менеджмента (менеджеру следует воспринимать те правила управления, которые полезны и пригодны сегодня, в настоящий момент); 9) роль профсоюзов (только принципы научного менеджмента способны устранить противоречия между рабочими и предпринимателями); 10) развитие управленческого мышления (из управленческой практики должны быть выведены определенные законы, а управление призвано приобрести научный статус).

Изучая способы и технику выполнения работ, Тейлор выделил 4 основных принципа управления трудовой деятельности работников: 1) научный подход к выполнению каждого элемента работы; 2) системный подход к подбору и обучению каждого работника; 3) кооперация менеджера с рабочим; 4) разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Главной задачей Тейлора было увеличить производительность рабочих путем научной организации труда.

Важным вкладом данной школы в теорию управления явилось осознание необходимости стимулирования работников в целях создания заинтересованности в высоких результатах своего труда.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

 

3. Классическая (административная) школа в управлении.

В отличие от школы научного менеджмента авторы классической школы имели непосредственный опыт управления на практике в качестве руководителей высшего звена управления (А Файоль – руководитель французской компании по добыче угля).

Если школа научного управления свое основное внимание направляло на повышение эффективности труда за счет совершенствования непосредственно производственного процесса (в частности труда рабочих), то административная школа – начала вырабатывать новые подходы к совершенствованию управления организации в целом, стремясь при этом наилучшим образом разделять организацию на подразделения или группы с учетом их специализации.

Основной целью школы – создание универсальных принципов управления, которые, несомненно, приведут организацию к успеху.

Основоположником данной школы, которая существовала с 1920-1950гг. является Анри Файоль.

В 1916 году Файоль впервые изложил полную теорию менеджмента. Главное внимание он уделял управлению персоналом и прежде всего административным кадрам. Работа предприятия, по его мнению, заключалась в следующих видах деятельности: 1) техническая деятельность (осуществление технологического процесса); 2) коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен факторов (труд, земля, капитал, предпринимательская способность, информация) и результатов труда); 3) финансовая деятельность (накопление, поиск, эффективное использование денежных средств); 4) защитная деятельность (защита жизни, личности и собственности людей); 5) бухгалтерская деятельность (проведение статистических наблюдений, инвентаризации, составление бухгалтерской отчетности и т.п.); 6) административная деятельность (воздействие на работников).

Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. По Файолю управлять, значит:

- предвидеть (учитывать грядущее и вырабатывать программу действий);

- организовывать (строить двойной материальный и социальный организм предприятия);

- распоряжаться (заставлять персонал надлежаще работать);

- координировать (связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия);

- контролировать (заботиться о том, чтобы все свершилось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям).

Универсальные принципы управления А. Файоля:

1. Разделение труда. Целью является выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях.

2. Полномочия и ответственность. Полномочия – право отдавать приказы, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками, из которых возникают дисциплинарные формальности

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство руководство (направления). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала. Справедливая зарплата за службу.

8. Централизация. Самое главное здесь определить меру (пропорцию) между централизацией и децентрализацией.

9. Скалярная цепь. Это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низшего звена. Другими словами это иерархия.

10. Порядок. Место для всего, и все – на своем месте

11. Справедливость. Это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за свое место, безусловно, предпочтительней, чем талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за место.

13. Инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации.

14. Корпоративный дух. Союз- это сила. Она является результатом гармонии персонала.