Способы рационализации персонала
Понятие деловой карьеры
Аттестация персонала и ее виды
Процесс адаптации персонала
Организация набора кадров
Персонал и его структура
1. Персонал и его структура
Кадры — это основной штатный состав работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. В совокупности с нештатными сотрудниками они образуют ее персонал.
Численность кадров определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации. Эти факторы задают ее нормативную (плановую) величину, которую на практике почти никогда не удается обеспечить. Поэтому кадры более объективно характеризуются списочной (фактической) численностью, т. е. количеством сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент.
Кадры находятся в постоянном движении вследствие приема на работу одних сотрудников и увольнения других. Процесс их обновления называется сменяемостью, или оборотом. Выделяют оборот кадров по приему и оборот по выбытию. В зависимости от причин последний бывает необходимым и излишним. Излишний оборот по-другому называется текучестью.
Необходимый оборот по выбытию имеет под собой объективные причины: состояние здоровья работников, требования законодательства (например, о воинской службе), естественные моменты (состояние здоровья, возраст), а потому неизбежен. Его можно предсказать, спрогнозировать и даже довольно точно рассчитать (уход в армию или на пенсию).
Текучесть связана с субъективными причинами (уход по собственному желанию, увольнение за нарушения трудовой дисциплины). Обычно она характерна для молодых сотрудников и после нескольких лет работы существенно снижается. Считается, что нормальная текучесть составляет до 5% в год.
В результате оборота кадров формируется их структура, представляющая собой совокупность групп сотрудников, отобранных по различным признакам. Так, по характеру трудовых функций выделяются рабочие и служащие.
Рабочие непосредственно создают материальные блага или оказывают услуги производственного характера. В их составе принято различать основных и вспомогательных рабочих. Первые заняты в технологических процессах, в результате которых создаются материальные продукты или услуги. Вторые заняты во вспомогательных подразделениях — ремонтных, инструментальных, транспортных и т.д. К рабочим относится и младший обслуживающий персонал, занятый оказанием не связанных с основной деятельностью услуг, — дворники, курьеры, уборщики непроизводственных помещений, водители персональных автомобилей руководства и т.д.
Служащие осуществляют организацию деятельности людей, управление производством, административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, снабженческие, юридические, исследовательские и другие функции. Они относятся к лицам, занятым преимущественно умственным, интеллектуальным трудом, и объединяются в несколько подгрупп.
Прежде всего, это руководители, их заместители, главные специалисты, осуществляющие функции общего управления. В совокупности они образуют администрацию.
Другой многочисленной подгруппой служащих являются специалисты различного профиля. Это экономисты, юристы, инженерно-технические работники и их помощники.
Третью подгруппу образуют другие работники, относящиеся к служащим. Они осуществляют подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание. Речь идет, например, о кассирах, комендантах, делопроизводителях и т. п.
Основой отнесения людей к той или иной группе является занимаемая ими должность, характеризующаяся совокупностью прав, обязанностей и ответственностью работника, выполняемые им трудовые функции, правовое положение. Занятие той или иной должности требует от людей обладания соответствующей профессией и квалификацией.
Профессией называется комплекс теоретических знаний и практических навыков, приобретенных человеком в результате целенаправленной подготовки и опыта работы в данной области.
В пределах каждой профессии выделяются специальности, связанные с выполнением более узкого круга функций.
Опыт и практика увязывают навыки, знания и умения воедино, формируя квалификацию, т. е. степень профессиональной подготовки, необходимую для выполнения данных трудовых функций.
2. Организация набора кадров
Набор кадров осуществляется в несколько этапов.
I. Сначала происходит первичное выявление кандидатов, способных выполнять функции, необходимые в данный момент организации как внутри, так и за ее пределами, — в учебных заведениях, у конкурентов, через посреднические организации, с помощью объявлений в средствах массовой информации. Такие объявления содержат сведения о вакантных должностях, требованиях к кандидатам, условиях оплаты труда, дополнительном вознаграждении и т.д.
II. Следующим этапом является отбор кадров. Это процесс изучения психологических и профессиональных качеств претендентов с целью установления их пригодности к выполнению служебных функций. Требования к кандидатам задаются так называемой профессиограммой, т. е. систематизированным описанием комплекса качеств, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на данную должность. Основными критериями отбора считаются образование, опыт, деловые качества, профессионализм, физические данные, тип личности, потенциал ее развития, соответствие кандидата потребности организации.
Первичное выявление кандидатов происходит путем анализа их документов (анкет, резюме, характеристик, рекомендаций) и ознакомительного собеседования.
Надежным способом проверки претендентов считается тестирование, которое может предназначаться как для отбора лучших кандидатов, так и для отсева слабых
При необходимости может проводиться медосмотр.
Завершающим этапом процесса отбора является собеседование с линейным руководителем, который с помощью специалиста по персоналу и штатного психолога на основе сопоставления разных кандидатов выбирает наиболее подходящего из них.
3. Процесс адаптации персонала
После зачисления на должность для нового сотрудника начинается период адаптации, т. е. его приспособление к содержанию и условиям труда, социальной среде. Различают первичную адаптацию (для лиц, не имеющих трудового опыта) и вторичную. Та и другая могут быть профессиональной, психофизиологической и социально-психологической.
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, новых аспектов с учетом особенностей организации, приобретении необходимых навыков, приемов деятельности, способов принятия решений (для начала — в типичных ситуациях).
Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха и т.д. особых сложностей не представляет. В большей мере ее успех зависит от физического и психического состояния работника, его естественных реакций.
Социально-психологическая адаптация к коллективу, наоборот, может быть связана с немалыми трудностями и разочарованиями. Новичкам не всегда удается сразу приспособиться к неписаным требованиям, найти нужный стиль поведения, должным образом зарекомендовать себя.
Управление процессом адаптации значительно облегчает ее и ускоряет в несколько раз. Оно сводится к проведению мероприятий, направленных на то, чтобы помочь новичку лучше ориентироваться в организации, сократить период освоения им работы, облегчить установление контактов с окружающими.
Содержание процесса адаптации:
- знакомство с организацией — ее техническим и экономическим потенциалом, условиями труда, отдыха, социальными гарантиями, политикой руководства по отношению к персоналу, профсоюзам и т.д. Такое знакомство обычно осуществляется кадровыми службами, причем зачастую в коллективном порядке.
- знакомство с подразделением;
- знакомство с коллективом.
Знакомство с подразделением и новыми коллегами по работе, входит в обязанности непосредственного руководителя. Последний представляет нового сотрудника коллективу, подробно рассказывает о каждом, с кем придется контактировать, особо выделяя как тех, у кого трудный характер, так и тех, на которых всегда можно положиться, просить совета. Новичку сообщаются сведения об условиях труда и быта, правилах поведения;
- введение в должность. Наконец, руководитель осуществляет введение в должность — подробно излагает требования к работе, рассказывает о трудностях, которые могут встретиться, и о связанных с ними наиболее распространенных ошибках.
4. Аттестация персонала и ее виды
Сотрудники фирм, предприятий и учреждений подвергаются регулярной аттестации. Быстрые изменения требований к руководителям и специалистам в условиях современной НТР требуют, чтобы аттестация проводилась регулярно — один раз в 3—5 лет.
По итогам аттестации делаются выводы о целесообразности, сроках, направлениях продвижения работников по службе, сохранении в прежней должности, переводе на новое место, увольнении. Целью аттестации может быть также контроль за выполнением поставленных задач, поиск резервов более эффективной работы, определение величины вознаграждения, решение вопроса о путях и формах повышения квалификации.
Непосредственными объектами аттестации являются итоги работы персонала, отношение к выполнению своих обязанностей, творческий потенциал. Личность человека как таковая оценке не подлежит.
Исходя из кадровой политики службы персонала разрабатывают общие принципы аттестации, контролируют их применение, аккумулируют и хранят полученную в результате информацию.
Принятый в нашей стране порядок предусматривает проведение аттестации в три этапа.
На подготовительном составляются списки лиц, подлежащих ей, график проведения в подразделениях, утверждаются правила, критерии и члены соответствующих комиссий.
На этапе проведения аттестации комиссия рассматривает документы, заслушивает информацию о работе и достижениях сотрудника и обсуждает их в присутствии его руководителя.
Формальным результатом оценки является присвоение квалификации, признание работника соответствующим или не соответствующим своей должности с определенными рекомендациями на будущее о его сохранении в ней, повышении, понижении, увольнении.
По итогам, в соответствии с выводами комиссии руководитель может осуществлять кадровые перестановки.
Существует и другой подход к аттестации. Ее может проводить непосредственный руководитель, выступающий прежде всего как советник, консультант, пытающийся совместно с подчиненным найти его ошибки, трудности, пути их преодоления и решения стоящих перед ним задач.
5. Понятие деловой карьеры
Под деловой карьерой понимается продвижение работника по ступенькам служебной лестницы или последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов.
Карьера может быть динамичной, связанной со сменой должностей, и статичной, осуществляющейся в одной должности путем профессионального роста. Она бывает вертикальной, предполагающей продвижение вверх, и горизонтальной, происходящей в пределах одного уровня управления, однако со сменой вида занятий, а подчас и профессии.
Этапы деловой карьеры:
I. Подготовительный (18—22 года) связан с получением высшего или среднего профессионального образования. Карьеры в собственном смысле слова здесь еще нет, а лишь закладываются основы будущего специалиста и руководителя.
II. На адаптационном этапе (23—30 лет) происходит вхождение молодого специалиста в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего места в коллективе.
III. В рамках стабилизационного этапа (30—40 лет) происходит окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных. Одни так и остаются на должностях младших руководителей или специалистов, а для других открываются возможности продвижения по служебной лестнице. Но все становятся профессионалами, до тонкостей познавшими свою работу.
IV. Отсутствие перспектив продвижения приводит большинство людей к «кризису середины жизни», когда они начинают подводить итоги сделанного и искать пути приспособления к новой ситуации. Это означает переход к этапу консолидации карьеры, приходящемуся на возрастной интервал в 40 - 50 лет.
Для тех, кто хочет и может продолжать карьеру руководителя, здесь, в сущности, никаких изменений не происходит. Остальные начинают осваивать новые сферы деятельности и переходят к «горизонтальной» карьере.
V. В возрасте 50—60 лет в деловой карьере наступает этап зрелости, на котором люди могут сосредоточиться на передаче своих знаний, опыта, мастерства молодежи.
VI. Наконец; завершающим этапом карьеры, наступающим после 60 лет, является подготовка к уходу на пенсию. Для одних лиц его желательно осуществлять как можно раньше, с момента возникновения у них соответствующего юридического права; для других (полных физических и духовных сил) как можно позже.
На Западе сегодня деловая карьера является объектом управления. Оно сводится к проведению мероприятий, позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации способом.
Основой карьеры часто становится так называемая карьерограмма - это документ, составляемый на 5—10 лет, который содержит, с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой — обязательства последнего создавать для этого все необходимое (повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства).
Для руководителей и специалистов, чей «потенциал повышения» исчерпан, но которые могут принести большую пользу организации все более широкое распространение в западных фирмах получает «горизонтальная» карьера. Она связана с овладением новыми сферами деятельности, что позволяет постоянно поддерживать интерес к работе.
6. Способы рационализации персонала
Вопрос о рационализации численности персонала обычно возникает тогда, когда организации приходится либо сокращать, либо перестраивать свою деятельность. Рационализация ведет к уменьшению излишней численности работников, снижению расходов на заработную плату и социальные выплаты, поэтому она — экономическая необходимость. В первую очередь «жертвами» увольнений становятся люди с низкой квалификацией или те, кому легче других найти новую работу. В то же время неоправданные увольнения снижают производительность труда, увеличивают долю брака, повышают текучесть кадров. Поэтому фирмы на Западе прибегают к массовым увольнениям только в крайнем случае, предпочитая проводить гибкую политику занятости. Она имеет следующие направления:
1) прекращение найма, когда на освобождающееся место не принимаются новые сотрудники;
2) сокращение продолжительности рабочего дня и (или) рабочей недели, отмена внутреннего совместительства и сверхурочных работ;
3) прекращение выдачи заказов на сторону;
4) направление сотрудников на учебу с отрывом от основных занятий или предоставление неоплачиваемых отпусков;
5) использование внутренних венчуров (от англ. venture — рискованное предприятие). Это группы энтузиастов, имеющих свои идеи, желающие работать в качестве разработчиков, сбытовиков или вкладывать в них средства в дополнение к первоначальному финансированию фирмой этих проектов;
6) стимулирование ухода по собственному желанию, либо досрочно (принцип «зеленых окон»), либо в обмен на денежные компенсации («золотое рукопожатие»);
7) аутплейсмент представляет собой совокупность методов, с помощью которых кадровые службы оказывают заинтересованным лицам из числа увольняемых помощь в трудоустройстве за счет фирмы в оптимальные сроки и при наиболее благоприятных условиях. Для этого исходя из анализа трудовой деятельности увольняемого, его образования, опыта, личностных характеристик, положения на рынке труда и т. п. разрабатывают разные варианты трудоустройства, определяют стратегию и тактику поиска новой работы. Одновременно кандидатов на увольнение обучают методам поиска работы, а затем и подключают к этому процессу;
8) увольнение отдельных работников за различные нарушения;
9) массовые увольнения, являющиеся последним средством при недостаточности индивидуальных мероприятий. При этом руководство должно объяснить масштабы, причины, ситуацию, изложить концепцию санирования предприятия, график сокращений или перемещений.