Стратегии преодоления и управления конфликтом
Конфликт как процесс
Понятие, причины, виды и формы конфликтов
1. Понятие, причины, виды и формы конфликтов
Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных мыслей и действий людей и групп лиц.
Причины конфликта не всегда поддаются логической реконструкции, ибо могут включать иррациональную составляющую. В общем виде они кроются в различии взглядов, позиций и интересов по тому или иному вопросу. На практике это обычно выливается в определенные действия, нарушающие интересы других.
Современная точка зрения состоит в том, что многие конфликты не только допустимы, но и желательны. Они позволяют выявить скрытые проблемы, разнообразные точки зрения, организовать совместный поиск приемлемых для всех сторон решений. В процессе такого поиска возникает взаимопонимание, ширятся рамки сотрудничества, улучшаются внутренние отношения, повышается трудовая и творческая активность людей. Совершенно без конфликтов, переживаний, напряжений человек может остановиться в своем развитии. Именно поэтому конфликты часто лучше не подавлять, а регулировать. В тоже время они могут иметь и негативные последствия: порождают неудовлетворенность людей, ухудшают морально-психологический климат в коллективе, ограничивают сотрудничество, снижают производительность, повышают текучесть кадров.
Виды конфликтов.
1. По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные, ко вторым — межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.
2. По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с выполнением человеком должностных обязанностей, и личностные, затрагивающие неофициальные отношения.
3. По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты можно разделить на симметричные и асимметричные. В первом случае они делятся примерно поровну; во втором одни выигрывают или теряют существенно больше, чем другие.
3. Если участники конфликта прячут его от посторонних глаз или конфликт еще не созрел, он является скрытым, латентным. В противном случае — считается открытым.
4. По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований в организации, в результате чего устраняется сама их причина. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то становится деструктивным, сначала разрушая отношения между людьми, а затем дезорганизуя систему управления.
Формы производственных конфликтов:
Клика — группа сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии с целью захвата власти в организации либо упрочения своих позиций.
Интрига - нечестное запутывание окружающих, чтобы вынудить их к действиям, приносящим выгоду инициаторам, и ущерб тем, против кого она направлена.
Саботаж - дезорганизация или задержка работы индивидом на формально законных основаниях.
Забастовка - временное организованное прекращение работы, открытый коллективный отказ от труда с выдвижением совместных требований к администрации.
2. Конфликт как процесс
Этапы конфликта:
I. На первом этапе складывается конфликтная ситуация - такое положения дел, при котором интересы сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет.
Элементами конфликтной ситуации являются прежде всего ее участники.
Главными из них являются противостоящие друг другу стороны, или оппоненты.
Остальные участники могут выступать в роли подстрекателей, пособников, организаторов.
Другим элементом конфликтной ситуации является объект, который чаще всего бывает неделим либо вообще, либо «по справедливости». Им обычно бывает дефицитный ресурс, которым стороны единолично стремятся овладеть.
Несовпадение взглядов сторон на объект образует предмет конфликтной ситуации.
Со временем конфликтная ситуация может исчезнуть (если перестанет существовать сам объект, породивший ее), сохраниться в прежнем состоянии, трансформироваться в другую, обостриться под воздействием инцидента.
II. Инцидент представляет собой вторую фазу конфликта - это событие или обстоятельство, послужившее толчком или поводом к тому, что противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения.
III. Третьей фазой развития конфликта является кризис - разрыв отношений и прямое противоборство между сторонами, часто связанное с противоправными действиями.
IV. Полное окончание конфликта по любым причинам составляет содержание четвертой фазы. Конфликт может закончиться разрешением противоречий, перемирием, тупиком.
В зависимости от конкретной ситуации в результате конфликта может быть осуществлена перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности и т. п.), может произойти распад или обновление коллектива, кадровые перестановки, будет найден козел отпущения — человек, на кого свалят вину за все проблемы и постараются уволить, запугав тем самым остальных.
3. Стратегии преодоления и управления конфликтом
Стратегии преодоления конфликта:
1. Стратегия ухода от конфликта - уход обеих сторон, если результат для каждой не существен, а силы равны.
2. Стратегия приспособления - приспособление более сильной стороны, если результат для нее не важен.
3. Применение силы более сильной стороной, если результат для нее важен. Применение такой стратегии часто сопровождается запугиванием, шантажом.
4. Компромисс между сторонами, если силы равны, а результат важен для них.
5. Окончательное разрешение конфликта на основе сотрудничества при любом соотношении сил, обеспечивающего максимальную выгоду всем сторонам.
Идеальной является стратегия окончательною разрешения конфликта, суть которой состоит в поиске и устранении его причин на основе сотрудничества сторон, стремящихся к общей цели.
Такая стратегия выгодна всем:
1) она превращает бывших врагов в партнеров;
2) проблема не загоняется вглубь, а устраняется;
3) приобретаемые сторонами выгоды, даже если они и распределяются неравномерно, все равно превышают те, которые могут быть получены при любой другой стратегии.
Поскольку конфликты, будучи пущенными на самотек, разрастаются, руководителям приходится брать дело их преодоления в свои руки. Для этого можно использовать стратегии предупреждения и разрешения.
Стратегии управления конфликтом:
1. Стратегия предупреждения конфликта сводится в основном к мероприятиям организационного и разъяснительного характера — улучшению условий труда, более справедливому распределению ресурсов и вознаграждения, изменению структуры организации, методов управления ею, контролю за соблюдением правил внутренней жизни, традиций, норм поведения, служебной этики.
2. Стратегия разрешения конфликта направлена на то, чтобы заставить или убедить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия и начать переговоры с целью найти приемлемое решение, которое исключает чье-то поражение.
Тема 16. Персонал организации