Стили руководства
Понятие власти и ее основы
Руководство и лидерство
Типы руководителей
Руководитель и особенности его работы. Функции руководителей
1. Руководитель и особенности его работы. Функции руководителей
Руководитель — это лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике проблемы.
Сегодня главная задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности.
Считается, что современный руководитель в системе управления выполняет следующие основные функции:
- стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации и руководстве процессом планирования. В обычных условиях она считается главной;
- экспертно-инновационную. Руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для необходимых организационных преобразований, консультирует подчиненных;
- административную, объединяющую целый ряд подфункций: контрольная (оценка результатов деятельности), организационная (распределение среди исполнителей полномочий, задач), направляющая (координация непосредственной работы людей), кадровая (подбор, ориентация, развитие персонала), стимулирующая (убеждение исполнителей, поощрение за успешную работу, наказание за провинности);
- коммуникационную - проведение совещаний, прием посетителей, ответы на письма и телефонные звонки, проведение переговоров, деловое представительство;
- социальную - руководитель создает благоприятный морально-психологический климат, поддерживает традиции и нормы поведения, помогает подчиненным.
Во всех организациях, кроме самых маленьких, можно выделить три уровня руководителей (они отличаются друг от друга набором и удельным весом основных функций, диапазоном и формой контактов, объемом прав и обязанностей):
1. Руководители высшего звена (высшие руководители). К ним относятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров. Их работа отличается масштабностью и требует большого опыта.
2. Руководители среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию) назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями. Они несут ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений.
3. Руководители низового звена управляют в основном технологическими процессами и исполнителями (рабочими и другими неуправленческими работниками) и несут полную ответственность за их действия. Они решают небольшие по масштабам и часто сменяющие друг друга задачи, распределяют задания, составляют графики работы, организуют и координируют труд исполнителей, обеспечивают условия выполнения ими качественно и в срок производственных заданий, контролируют рациональность использования оборудования, материальных и иных ресурсов, производственную дисциплину, технику безопасности, содействуют рационализаторству и т.д.
2. Типы руководителей
Руководителей можно рассматривать с различных позиций. Прежде всего, речь идет о том, на что направлена их деятельность и каким образом они достигают поставленных целей. Направленность здесь может быть двоякой — на развитее производства или на формирование сплоченного коллектива, заботу о людях. Считается, что каждому руководителю в той или иной степени присущи элементы каждого типа направленности.
Английские ученые Р. Блейк и Дж. Моутон предложили матрицу, содержащую 81 вариант возможных сочетаний этих типов в зависимости от степени их выраженности (рисунок 1). Она представляет собой поле размером 9 х 9 клеток, помещенное между осями абсцисс и ординат. На них откладывается соответствующая направленность руководителя и степень ее проявления.
Пять вариантов сочетаний (минимальной, средней или максимальной степени выраженности той и другой направленности) авторы рассматривают как ключевые. Соответственно они выделяют пять основных типов руководителей.
Ориентация на создание и
укрепление коллектива
1.9 | 9.9 | |||||||
5.5 | ||||||||
1.1 | 9.1 |
9
1
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Ориентации на производство
Рисунок 1 – «Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутона
1.1 – Объединенное управление (минимум внимания людям и производству)
1.9 – Управление в духе загородного клуба (максимум внимания людям – минимум проблемам производства)
5.5 – Организационное управление (равное внимание людям и производству)
9.1 – Власть – подчинение (минимум внимания людям – максимум производству)
9.9 – Групповое управление (максимум внимания людям и производству)
Первый тип: руководитель, сочетающий заботу о производстве с безразличием к людям (на решетке он занимает позицию 9.1).
Второй тип являет собой руководитель, максимально заботящийся о людях и минимально — о производстве (1.9).
Третьим типом является ни на что не ориентированный руководитель (1.1).
Четвертый тип руководителя по классификации Р. Блейка и Дж. Моутон — промежуточный (5.5). Он решает проблемы на основе компромисса, поэтому он в равной мере пытается заботиться о людях и о производстве.
Менеджер пятого типа осуществляет синтез приоритетов (9.9).
По своей ориентированности на определенный характер действий руководители делятся на пассивных и активных.
Основная цель пассивных руководителей (руководителей исполнительского типа) состоит в сохранении любой ценой своих позиций в организации.
Активные руководители (руководители инициативного типа) стремятся к росту своего влияния. Это им необходимо как для получения еще большей власти, так и ради совершенствования организации и достижения общего блага.
3. Руководство и лидерство
Лидер - лицо, ведущее за собой остальных, которые выступают по отношению к нему как последователи, а не подчиненные.
Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, а увлекает, ведет за собой остальных. Те же выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.
Менеджеры-администраторы выполняют предписанные сверху функции. Они, прежде всего, определяют, как, какими способами нужно достигать поставленные, как правило, другими людьми цели, организуют и направляют работу подчиненных в соответствии с детально разработанными планами. Сами занимают при этом пассивную позицию.
В противоположность этому лидеры выполняют функции, ожидаемые коллективом, и самостоятельно определяют его цели. Они вдохновляют своих последователей, разделяющих их взгляды. Администраторам люди подчиняться обязаны; за лидерами же следуют, потому что им доверяют.
Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Лидер не утверждается приказом, а выдвигается психологически, признается окружающими.
Специалисты выделяют два типа лидеров:
- инструментальный — в деловых отношениях;
- экспрессивный — в межличностных (обычно это наиболее уважаемый человек, «аксакал»).
Это, как правило, разные люди, но в любом случае больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке.
В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер обычно выступает в роли эксперта по любым вопросам, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития лидер является, прежде всего, интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. Но в обоих случаях он интегратор людей, инициатор и организатор их активных действий, образец, с которым те сверяют свои мысли и поступки.
Лидер является своего рода контролером, следящим за тем, чтобы действия каждого из его членов не противоречили общим, не подрывали единство группы. В необходимых случаях он может вступить в конфликт с администрацией, санкционируя только те ее решения, которые не противоречат интересам представляемого им коллектива. Бороться с этим явлением практически невозможно, ибо давлениe на лидера вызывает лишь еще большее сплочение группы и его противостояние администрации. Поэтому в конфликтной ситуации с ним стараются договориться, предложив ему одновременно официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает.
Если границы формального и неформального коллектива совпадают и его члены ориентируются на общеорганизационные ценности, лидеру, получившему должностные полномочия, будет гораздо проще управлять коллективом. Он до определенной степени сможет пренебрегать интересами последнего ради организаций, и люди, доверяя ему, на это согласятся. Однако при этом официальные решения приходится все же корректировать с учетом интересов коллектива, ибо злоупотреблять его доверием опасно.
Специалисты в области менеджмента до сих пор не пришли к единому мнению о том, что же делает людей лидерами. Сначала предполагалось, что во всем виновата занимаемая ими руководящая должность, официальное положение в организации. Практика, однако, опровергает этот взгляд. Каждый на своем опыте может убедиться, что даже очень больших начальников подчиненные могут ни во что не ставить.
Затем появилась теория «великих людей», утверждавшая, что лидерами становятся благодаря особым свойствам личности, таким, например, как уровень знаний и интеллекта, впечатляющая внешность, здравый смысл, высокая степень уверенности в себе, честность. Однако это не может объяснить, например, почему стал лидером Сталин, явно не отвечавший подавляющему большинству перечисленных требований.
Продолжающиеся поиски привели к формированию поведенческой теории лидерства. В соответствии с ней главную роль в деле становления лидера играют не личные качества человека, а манера его взаимоотношений с окружающими. Основным недостатком этой теории стал вывод о существовании некоего оптимального стиля поведения лидера, с помощью которого можно решить все проблемы.
Конечно, личные качества и стиль поведения руководства являются важными моментами успеха, но более поздние исследования убедительно показали, что проявиться они могут лишь в определенной ситуации под воздействием формирующих ее факторов.
Так что, видимо, правильнее всего было бы предположить, что в той или иной степени правы все перечисленные концепции.
4. Понятие власти и ее основы
Власть - способность подчинять других людей своей воле, оказывая на них влияние, которое изменяет их поведение в нужную сторону, побуждает более эффективно работать.
Власть бывает формальной и реальной.
Формальная - обусловлена должностными полномочиями субъекта и измеряется числом лиц, которые официально обязаны выполнять его требования, или размером ресурсов, которыми он имеет право самостоятельно распоряжаться. То есть формальная власть — это власть должности.
Реальная - обусловлена фактическим положением лица в организации и измеряется количеством людей, которые готовы ему добровольно подчиняться, а также ресурсами, которыми он может распоряжаться на деле. Реальная власть - это власть не только должности, но и авторитета.
Границы формальной и реальной власти совпадают редко. Часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу.
Основы власти:
1. Исторически первой ее основой было принуждение или его потенциальная возможность. Здесь подчинение возникало в результате страха, что отказ выполнить требования того, в чьих руках находится власть могло повлечь неблагоприятные последствия.
2. Другой основой власти является собственность на ресурсы в широком смысле слова, которыми одно лицо располагает, а другое — нет, но в них нуждается. Прежде всего, речь идет о материальных, в том числе денежных, ресурсах, необходимых для удовлетворения тех или иных потребностей. Для того чтобы их получить, нуждающееся в ресурсах лицо позволяет обладателю их властвовать над собой.
3. Третьей основой власти является добровольное подчинение одних лиц другим. У такого подчинения может быть три причины: традиция, личная харизма и убежденность.
5. Стили руководства
Стиль руководства - совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.
Стиль руководства предопределяется особенностями организации и ее подразделений, существующим в них порядком ведения дел, позициями владельцев и высших менеджеров, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами.
Выделяют следующие стили руководства:
1. Авторитарный стиль основывается на отдаче руководителем в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами, официальном характере отношений, дистанцировании от исполнителей, широком применении наказаний.
2. Демократический стиль основывается на формировании руководителем благоприятного морально-психологического климата, оказании подчиненным помощи, привлечении их к принятию решений, широком применении поощрений.
3. Либеральный стиль руководства - руководитель ставит перед исполнителями задачу, создает необходимые организационные условия для их самостоятельной работы, определяет ее правила и задает границы решения.
4. Попустительский стиль руководства - руководитель устраняется от фактического управления подчиненными, передавая его «доверенным» лицам.
5.. «Многомерное» руководство — ориентация руководителей не на какой-то один, раз и навсегда принятый стиль, а применение в соответствующих условиях наиболее подходящего.
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:
- наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
- уровень требований, предъявляемых к решению;
- четкость и структурированность проблемы;
- степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
- вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей:
- заинтересованность исполнителей в достижении целей;
- степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.
Тема 14. Мотивация персонала