Восприятие информации
Движение информации
Процесс сбора информации
1. Понятие и классификация управленческой информации
Под управленческой информацией понимается совокупность сведений о том, что происходит внутри организации и в ее окружении. Обладание ею помогает руководителю ориентироваться в обстановке и принимать правильные решения. Поэтому управленческая деятельность начинается со сбора, накопления, переработки и осмысления информации.
Владение информацией означает обладание реальной властью, ведь нехватка информации, как, впрочем, и избыток ненужной, дезориентирует любую хозяйственную деятельность.
Классификация информации:
- по месту возникновения она бывает внешней и внутренней;
- по направлению движения — входящей и исходящей;
- по содержанию — экономической, правовой, технической и т.д.;
- по возможностям применения выделяют одноцелевую информацию, позволяющую решить только одну проблему, и многоцелевую, пригодную для нескольких различных;
- по назначению информация может быть оперативной, которая служит для корректировки деятельности организации, и отчетной, предназначенной для анализа итогов ее деятельности;
- по возможности закрепления и хранения выделяют нефиксируемую информацию, которая содержится некоторое время в памяти людей, а затем забивается, и фиксируемую на носителях, хранящуюся практически бесконечно.
- по роли в управлении информация подразделяется на основную, необходимую для разработки важных решений, и вспомогательную, самостоятельного значения не имеющую;
- по степени готовности для использования информация бывает первичной, исходной (совокупность несистематизированных данных, полученных непосредственно из источника и содержащих много лишнего, ненужного) и конечной, производной, дающей возможность принимать обоснованные управленческие решения;
- по степени значимости информация подразделяется на важную и желательную, без которой можно обойтись (об итогах работы, внутренней жизни и т. п.);
- по полноте охвата объекта выделяют частичную информацию, которая может использоваться лишь вместе с другой, и комплексную, содержащую всесторонние сведения о нем, что позволяет принимать любые решения;
- по степени применения информация бывает универсальной (пригодна для решения любых проблем), функциональной - для родственных проблем, индивидуализированной — содержит сведения только о данной проблеме;
- по степени надежности различают достоверную и вероятностную информацию.
- по способам распространения информация бывает устной, письменной и комбинированной.
2. Процесс сбора информации
Сначала информация существует как массив несистематизированных сведений, которые могут быть документальными (анкеты, опросные листы, отчеты, справки) или устными (выступления, интервью, беседы, ответы на вопросы и т.д.). Лишь в результате обработки, группировки, анализа эти сведения превращаются в информацию, которую уже можно использовать в процессе управления.
Источники информации:
- внутренние - бухгалтерская и статистическая отчетность, текущие наблюдения, специальные обследования как плановые, так и проводимые по особому решению руководства;
- внешние источники. Внешние источники более многочисленны и разнообразны:
А) представители организации (руководители и специалисты различных подразделений, участники разного рода деловых встреч и переговоров). В рамках служебных контактов, бесед, дискуссий они имеют возможность между делом осуществлять как общий, так и целенаправленный сбор сведений.
Б) посредники и партнеры — покупатели, продавцы, работники финансовых, кредитных, страховых учреждений, отставные государственные чиновники, бывшие служащие конкурентов, профсоюзные активисты и представители предпринимательских объединений.
В) публикации в книгах, каталогах, справочниках, журналах, газетах, рекламных проспектах, бюллетенях и т.д.
Г) Промышленная разведка - целенаправленный систематический сбор информации о научно-техническом, производственном, экономическом и ином потенциале конкурентов, а также о личных особенностях, склонностях и даже пороках их руководства.
Сегодня источники информации настолько многочисленны, а сама она так разнопланова, что определенная ее часть может быть не вполне достоверной. Поэтому данные должны проверяться и перепроверяться при помощи различных источников, для чего в крупных организациях создаются специальные подразделения. Они занимаются планированием потребности в информации, ее сбором, обработкой, анализом, оценкой, составлением рекомендаций для руководства, а также созданием базы стратегических данных.
База стратегических данных — совокупность систематизированных сведений о потенциале, руководстве организации, проводимой ею политике, внешнем окружении, препятствиях для функционирования и развития.
3. Движение информации
Движение любой информации от отправителя к получателю состоит из нескольких этапов.
Этапы движения информации:
1. Отбор. На первом происходит отбор передаваемых сведений, который может быть случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, предписанным сверху или проводимым по собственной инициативе, произвольным или основывающимся на определенных правилах.
2. Кодировка. На втором этапе отобранная информация кодируется, т.е. облекается в ту форму, в которой будет доступна и понятна получателю, например, письменную, табличную, графическую, звуковую. Соответственно подбирается подходящий способ ее передачи: устный, письменный, с помощью разного рода сигналов или условных знаков.
3. Передача. На третьем этапе происходит передача информации. Если последняя важна, считается, что лучше делать это одновременно несколькими способами, например, позвонить по телефону, а затем послать подробное письмо. Кроме того, такая информация может передаваться с некоторым избытком или повторами.
4. Прием, расшифровка и осмысление. На четвертом этапе получатель принимает, расшифровывает и осмысливает информацию. Отправитель последней всегда ждет, чтобы получатель каким-то образом на нее отреагировал и донес до него эту свою реакцию; иными словами, установил бы обратную связь.
Обратная связь - сигнал, которым подтверждается факт получения сообщения, и степень понимания или непонимании его смысла, приятия или неприятия.
Такой сигнал должен соответствовать ситуации, быть понятен партнеру и отправлен без промедления. Устойчивая обратная связь позволяет существенно повысить надежность обмена информацией и хотя бы частично избежать ее потерь, различных помех, искажающих смысл. Такие искажения и потери возникают в результате фильтрации информации, пропуска или неполного восприятия сигналов, отключения ее от источника.
Причины искажения и потери информации:
- излишнее количество сведений их ненужность,
- несоответствие реальным потребностям, содержащиеся в них негативные моменты,
- монотонность подачи,
- психологические особенности восприятия людей,
- технические неполадки,
- физические или психологические моменты: усталость, слабая память, рассеянность (или, наоборот, импульсивность), излишняя эмоциональность, нетерпеливость, не позволяющие сосредоточиться.
Информационный обмен облегчает краткость, ясность, недвусмысленность сообщений, какую бы форму они ни имели; постоянный контроль за их содержанием, процессами передачи и приема; использование параллельных и перекрестных коммуникационных каналов, дублирование устной информации письменной.
4. Восприятие информации
Под восприятием информации понимается активная полусознательная деятельность человека по приему и переработке значимых для него сведений об окружающих людях и событиях.
На восприятие оказывают влияние следующие основные обстоятельства:
1) ситуация, в которой происходит первое знакомство с информацией. Если она благоприятна, восприятие, как правило, оказывается более благожелательным, чем информация этого на самом деле заслуживает; наоборот, в неблагоприятной ситуации все представится гораздо худшим, чем есть на самом деле.
2) глубина понимания ситуации. Много знающий и хорошо разбирающийся в ней человек обычно спокойнее относится к информации, окружающим и происходящим событиям, не склонен их драматизировать или, наоборот, превозносить и в целом более трезво оценивает, чем тот, кругозор которого ограничен;
3) характеристики субъекта или явления, о которых поступает информация.
4) стереотипы, т. е. стандартные упрощенные представления о сложных явлениях и объектах окружающей действительности. Стереотипы дают основанное на чужом мнении представление о том, с чем человеку еще сталкиваться не приходилось, и этим облегчают
5) восприятие людей часто осложняется непредсказуемостью их поведения, сознательными действиями, направленными на свою защиту, сокрытием или искажением сведений о себе, неспособностью себя правильно преподнести и т. п.
Тема 10. Разработка и принятие управленческих решений