Виды управленческих полномочий. Ответственность
Централизация и децентрализация управленческих полномочий
Принципы распределения полномочий
Полномочия и способы их распределения
1. Полномочия и способы их распределения
Когда субъекты действуют сами по себе, то они вольны в своих поступках и по собственной инициативе принимают те решения, которые считают нужными и ведут себя так, как им заблагорассудится.
Другое дело, если люди выступают как представители организации и решают задачи, стоящие перед ней. В этом случае именно организация определяет основные направления и рамки служебного поведения. Происходит это путем предоставления официальных полномочий, т. е. совокупности прав и обязанностей самостоятельно, без согласования с другими принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять те или иные действия.
Сегодня руководителю приходится отдавать часть своих полномочий подчиненным. Это дает ему возможность освободиться от второстепенных задач и одновременно приблизить принятие решений к месту их реализации. Распределение управленческих полномочий в организации может осуществляться на основе двух подходов.
1. Первый основывается на единоначалии и разделении полномочий. Единоначалие предполагает, что полномочия принимаются из рук только одного непосредственного руководителя, перед которым подчиненный несет всю полноту ответственности. Разделение же полномочий означает, что сам руководитель не вмешивается в текущие дела подчиненных, а лишь осуществляет общий контроль за ними.
2. В отдельных случаях встречается иной подход к распределению полномочий — система поглощения полномочий и множественного подчинения. Ее суть в том, что вышестоящий руководитель (обычно являющийся собственником), передавая подчиненному полномочия, одновременно полностью сохраняет их за собой. Это позволяет ему в любой момент вмешиваться в действия всех нижестоящих сотрудников, что в предыдущем случае считается недопустимым.
Распределение полномочий всегда происходит сверху вниз по уровням управления. При этом возникает своего рода лестница полномочий, «ступеньками» которой эти уровни являются. Аналогия с лестницей (от лат. scala) дала процессу распределения полномочий другое, более краткое название — скалярный.
В результате складывается иерархия полномочий - четкое распределение полномочий по уровням управления и установление рангов каждого участника управленческой структуры. Эти ранги закрепляются юридически и являются показателями социального неравенства.
2. Принципы распределения полномочий
Величина полномочий, сосредоточенных у отдельного субъекта, определяется многими обстоятельствами:
- прежде всего, это сложность, важность и разнообразие решаемых проблем. Так, чем они больше и сложнее, тем значительнее должны быть полномочия тех, кто занят их решением. В условиях же простых, постоянно повторяющихся задач больших полномочий работникам предоставлять не требуется.
- во многом размер полномочий предопределяется личными особенностями людей, например квалификацией, опытом, образованием. Чем они выше, тем полномочий может быть предоставлено больше.
- наконец, полномочия зависят от морально-психологического климата в организации. Если он благоприятен, исполнителям может быть предоставлена значительная самостоятельность, которой они не будут злоупотреблять.
В количественном отношении масштабы полномочий характеризуются двумя моментами:
- величиной ресурсов, которыми их обладатель может распоряжаться самостоятельно, без согласования с вышестоящим уровнем руководства;
- числом лиц, которые юридически или фактически должны выполнять принятые им решения.
При распределении управленческих полномочий необходимо соблюдать ряд важных принципов.
1) полномочия должны быть достаточными для достижения поставленных целей.
2) полномочия каждого работника должны увязываться с полномочиями тех, с кем ему приходится сотрудничать.
3) каждый сотрудник должен точно знать, от кого он получает полномочия, кому их передает, перед кем отвечает и кто должен отвечать перед ним;
4) работники обязаны все проблемы, не выходящие за рамки их полномочий, решать самостоятельно, не переадресовывая их руководителю, и полностью отвечать за свои действия и достигнутые результаты.
3. Централизация и децентрализация управленческих полномочий
Полномочия в организации обычно распределяются неравномерно и могут быть по тем или иным причинам сосредоточены преимущественно на верхних или на нижних ее этажах. Тогда в первом случае имеет место их централизация, а во втором — децентрализация.
Централизация - сосредоточение большинства управленческих полномочий в руках высшего руководства организации.
Децентрализация - сосредоточение большинства управленческих полномочий в низовых подразделениях.
Все полномочия не могут быть централизованы или децентрализованы. Централизация в одном случае требует одновременной децентрализации в другом.
Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами:
- необходимость распределения дефицитных ресурсов. Чем меньше ресурсов и больше желающих их получить, тем на более высоком уровне должны приниматься соответствующие решения;
- срочность проблем, величина риска и возможных потерь, связанных с принятием общеорганизационных решений. Чем они выше, тем на более высоком уровне соответствующие вопросы должны рассматриваться;
- степень централизации определяется необходимостью обеспечить единообразие в действиях организации. При значительной децентрализации сделать это весьма затруднительно;
- размер организации. Чем она крупнее, тем сложнее координировать работу ее отдельных подразделений. Поэтому в крупных фирмах необходима децентрализация полномочий и предоставление подразделениям максимальной самостоятельности.
Степень централизации характеризуется долей решений, принимаемых на высших ступенях управления организацией; уровнем принятия важных решений; частотой привлечения подчиненных к участию в управленческой деятельности и т.д.
Централизация и децентрализация полномочий имеют как достоинства, так и недостатки.
Достоинства централизации:
- легче концентрировать усилия персонала на главных направлениях деятельности;
- экономия затрат (например, вместо бухгалтерии в каждом подразделении в фирме создается единая бухгалтерия с меньшим штатом сотрудников);
- рациональное использование имеющегося управленческого персонала.
Недостатки централизации:
- затрачивается много времени на передачу информации.
- важнейшие решения принимаются высшими руководителями, оторванными от жизни и плохо представляющими себе конкретную ситуацию.
Рост организации, числа подразделений, степени их самостоятельности, усложнение производственных и информационных связей между ними, увеличение в геометрической прогрессии числа принимаемых решений и т.п. сегодня обусловили общую тенденцию к децентрализации управления.
Децентрализация позволяет:
- быстро разрабатывать и принимать самостоятельные инициативные решения,
- более точно отражать в этих решениях положение дел;
- отказаться от детальных инструкций из центра, снизив этим его перегрузку второстепенными проблемами и сократив информационные потоки.
Недостатки децентрализации:
- дублирование деятельности;
- снижение преданности главному предприятию;
- принятие решения выгодных для подразделения, но не для предприятия в целом;
- невнимание к деятельности других подразделений.
4. Виды управленческих полномочий. Ответственность
Выделяется несколько видов полномочий:
А) Распорядительные полномочия позволяют принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Эти полномочия могут быть общими, линейными и функциональными.
- общими полномочиями обладает высшее руководство организации, определяющее основные направления ее деятельности.
- линейные полномочия дают возможность руководителям предписывать своим непосредственным подчиненным, что, когда и где те должны делать или, наоборот, не делать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели, а также координировать их работу.
- функциональные полномочия сводятся к принятию соответствующими руководителями обязательных для исполнения решений, регулирующих деятельность работников, непосредственно подчиняющихся другим (линейным) руководителям. Эти решения обычно предписывают методы работы, иными словами, то, как действовать, чтобы достичь целей.
Б) Обладатели рекомендательных (консультативных) полномочий при необходимости могут давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, как лучше всего решить тот или иной узкий вопрос. Но, в отличие от предыдущего случая, эти советы не являются инициативными, обязательными для исполнения.
В) Можно говорить о представительских полномочиях, дающих возможность действовать от имени высшего руководства. В их рамках выделяют:
- контрольно-отчетные полномочия, предоставляющие возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, анализировать ее, делать выводы и доводить их до сведения администрации.
- координационные полномочия заключаются в том, что лицо или подразделение, которое ими наделяется, имеет право согласовывать деятельность других участников управления.
- переговорные полномочия на заключения внешних сделок, урегулирование конфликтов и прочее;
- согласительные полномочия состоят в том, что их обладатель в обязательном порядке высказывает свое официальное отношение к принимаемым решениям. Такие полномочия могут быть предостерегающими или блокирующими.
Управленческие полномочия неотделимы от ответственности, т. е. необходимости отдавать отчет за принятые решения и их последствия.
Различают два вида ответственности:
1. Общая ответственность предполагает создание условий, необходимых для осуществления той или иной деятельности. Например, руководитель отвечает за то, чтобы правильно распределить задачи среди подчиненных.
2. Функциональная ответственность связана уже с выполнением конкретной работы.
Полномочия и ответственность должны совпадать по объему. Если полномочия превышают ответственность, открывается свобода для произвола, поскольку многие действия руководителей могут остаться безнаказанными. Обратная же ситуация приводит к параличу их активной деятельности из-за боязни негативных последствий для себя.
Тема 9. Управленческая информация
1. Понятие и классификация управленческой информации