Конформизм и его роль в управлении
Психологический климат и социальные роли в коллективе
Социальное окружение, роль и поведение личности
Понятие, качества, направленности личности
3. Коллектив: признаки, законы, роль в жизни человека
1. Понятие, качества, направленности личности
Личность — это совокупность внутренних качеств человека, позволяющих познавать и преобразовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями.
Личность обусловливают (качества личности):
- пол. Так, женщины в большей мере ориентированы на решение текущих задач, идеализируют окружающую действительность, ведут себя, подчиняясь эмоциям и чувствам, точны, наблюдательны, главное внимание обращают на внешнюю сторону вещей или явлений, образно мыслят, действуют с помощью хитрости, ловкости. Мужчины сосредоточены на перспективных проблемах, реалистически относятся к миру, подчиняются рассудку, ведут себя сдержанно, стараются докопаться до сути, мыслят логически, действуют с помощью интеллекта, силы;
- биологические особенности – темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила. Они во многом предопределяют пригодность человека к той или иной деятельности;
- психологические особенности – диапазон деятельности (одни люди, как говорят, «поверхностны», но могут заниматься многими делами; другие «глубоко копают», но только в одной сфере); стиль работы (кто-то работает медленно, а кто-то, наоборот, быстро; кто-то аккуратен в делах, а кто-то несобран);
- склад характера – совокупность наиболее важных психических свойств данного лица, которые придают поведению, отношению к окружающим и т.п. только ему присущие черты;
- темперамент;
- уровень образования;
- направленность интересов – ориентированность поступков человека, возникающая во многом под воздействием интересов, идеалов, убеждений;
- способности – способности к тому или иному виду деятельности – руководству подчиненными, конструированию машин, выполнению математических расчетов.
Разным людям присущ разный набор такого рода качеств. Поэтому одни становятся учеными, другие – политиками, а третьи – менеджерами.
Под направленностью личности понимается ее свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации.
Выделяют три типа направленности личности:
1) на взаимодействие или на общение, означает, что человек в любой работе ищет прежде всего общения, сотрудничества с другими, а в чем именно она заключается, волнует его относительно мало.
2) на задачу. Направленность личности на задачу, иначе называемая деловой, предполагает, что для человека главное — достижение цели, причем неважно, собственной или заданной руководителем.
3) на себя. Направленность на себя состоит в стремлении людей в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других или создавать видимость работы.
Эти три направленности одновременно присутствуют в той или иной степени у большинства людей. Знание направленности людей, определяемой с помощью специальных тестов, значительно облегчает процесс управления.
2. Социальное окружение, роль и поведение личности
Любой человек всегда испытывает на себе влияние внешнего окружения. Это окружение может быть физическим (условия жизни, труда, климат и прочие), экономическим (накопленное богатство, благосостояние), социальным (другие люди). Управление рассматривает в основном последний вид влияния.
Социальное окружение воздействует на человека непосредственно, в виде приказов, просьб, мнений, которые нельзя игнорировать.
Непосредственное влияние оказывает круг общения, т. е. группа людей, с кем человек вступает в служебные или личные контакты.
Определенное влияние на человека оказывают роль и статус, которыми его наделяют окружающие или которые он берет на себя добровольно.
Социальная роль представляет собой совокупность действий, ожидаемых окружающими от человека в соответствии с индивидуальными психологическими особенностями и местом, которое он занимает в организации. Она диктует исполнителю правила поведения и делает предсказуемыми его поступки. Одни люди берут на себя те или иные роли добровольно, другим они навязываются окружающими.
Статус— это оценка окружающими роли данного субъекта, исполняемой им в организации, определяющая его реальное или ожидаемое место в организации.
Статус бывает формальным и неформальным.
Первый обусловлен должностью, привилегиями, заработком, значимостью решаемых задач; второй — личными свойствами, позволяющими влиять на окружающих, возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами.
Неформальный статус — это авторитет. Он формируется и поддерживается не только стихийно, но и целенаправленно при помощи разного рода мероприятий, ритуалов, распространения нужной информации.
Пол поведением понимается совокупность взаимосвязанных (целенаправленных и спонтанных) действий, осуществляемых людьми. Эти действия обусловлены как внутренними свойствами (особенностями организма, психологией, разумом), так и внешним окружением.
Как показывает практика, существует три типа поведение человека на работе:
1. Независимый свойствен лидерам и проявляется в стремлении подчинить других своей воле, утвердить и навязать собственное мнение, быть всегда и везде первым.
2. Нейтральный. Нейтрально держат себя обычно люди, также имеющие независимый характер, но не желающие не только подчиняться, но и подчинять себе других.
3. Зависимый тип поведения свойствен либо ленивым слабохарактерным личностям, либо тем, кто хорошо знает свои недостатки и поэтому предпочитает подчиняться.
Каждый из этих типов поведения обусловлен степенью осознания его необходимости, внутренними мотивами и волевыми усилиями человека. Различное соотношение этих обстоятельств приводит к тому, что для одних людей определенный тип поведения является вынужденным, внешне навязанным. Для других руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовольствие. Наконец, для третьих руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга.
3. Коллектив: понятие, признаки, виды, законы, роль в жизни человека
Коллектив - группа лиц, психологически признающих друг друга, придерживающихся общих культурных традиций и норм поведения, объединенных совместной целью и взаимодействующих ради ее достижения.
Признаки коллектива:
1. Главным признаком коллектива считается наличие у всех его участников единой общей цели, ради достижения которой они и объединяются.
2. Другим признаком коллектива является психологическое признание его участниками друг друга и отождествление себя с группой.
3. Еще одним признаком коллектива можно считать наличие определенный культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, требованиях к физическому и моральному облику участников.
Повседневная жизнь коллектива подчинена ряду законов, среди которых можно особо выделить два:
- закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса, в соответствии с которым каждый член коллектива будет прикладывать максимум усилий, чтобы сохранить свое «место под солнцем»;
- закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы.
Объединение людей в коллектив позволяет:
- удовлетворить потребность в общении;
- получить необходимую помощь и поддержку;
- изменить поведение в более приемлемую сторону;
- активизировать трудовую деятельность;
- сделать работу, которую нельзя выполнить в одиночку или порознь.
Виды коллективов:
1. По составу коллективы бывают:
- однородными (так называемыми гомогенными);
- разнородными (гетерогенными).
Эти характеристики могут относиться к полу, возрасту, профессии, образованию.
2. По правовому положению коллективы можно разделить на:
- официальные;
- неофициальные.
Первые (например, работники предприятия или подразделения) признаны и соответствующим образом юридически оформлены инстанцией более высокого порядка (руководством). Они действуют в рамках правового пространства, подчиняясь нормам и законам.
Существование неофициальных коллективов базируется на нигде не зафиксированном, а то и не объявленном желании людей сотрудничать и на реальной практике такого сотрудничества. Сила таких коллективов состоит в их неуловимости, невозможности принять к юридическим нормам и правилам, поэтому они независимы.
3. По характеру внутренних связей различаются:
- формальные;
- неформальные коллективы.
В формальных связи предписываются заранее, в неформальных — складываются сами собой.
4. Исходя из сроков существования коллективы подразделяются на:
- временные, предназначенные для решения разовой задачи;
- постоянные.
5. Коллективы могут различаться по комплектования:
- добровольные;
- принудительные.
6. В соответствии с функциями выделяют:
- коллективы, ориентированные на достижение определенной цели (они называются инструментальными),
- на общение — члены клубов по интересам.
7. По размерам коллективы подразделяются на:
- малые;
- большие.
Причем в данном случае, исходят не столько из количества участников, сколько из их возможности или невозможности непосредственно поддерживать между собой постоянные связи.
8. По характеру отношений между людьми - первичные и вторичные.
Особой разновидностью коллектива, характеризующейся повышенным единством, особо тесным сотрудничеством и взаимопомощью, является команда. Она создается для решения конкретных сложных задач и объединяет лиц с разносторонними знаниями и навыками.
4. Психологический климат и социальные роли в коллективе
Внутренний психологический климат характеризует состояние взаимоотношений в коллективе. Эти взаимоотношения могут быть дружескими, доброжелательными, безразличными, враждебными и прочими. В целом они выражают удовлетворенность каждым человеком, группой и своим местом в ней.
Психологический климат определяется личными особенностями людей, их пониманием друг друга, доверием, умением жить по законам коллектива, а также внешними обстоятельствами (например, руководством).
Благоприятный психологический климат повышает сплоченность, т. е. их единство по важнейшим вопросам жизни коллектива. Степень сплоченности зависит от размера группы (в больших коллективах она меньше), социальной однородности (в неоднородных коллективах часто возникают группировки), наличия внешней опасности, которая сближает.
Сплоченные коллективы характеризует организованность, т.е. способность и готовность к самостоятельному преодолению возникающих трудностей, согласованным действиям под руководством лидера; единство в экстремальных ситуациях.
Таким образом, коллективы характеризуют:
1. Внутренний психологический климат, отражающий состояние взаимоотношений между людьми.
2. Сплоченность, представляющая собой единство по важнейшим вопросам жизни.
3. Психологическое состояние, отражающее удовлетворенность членов коллектива своим положением.
Роли в коллективе подразделяются на:
- производственные;
- межличностные.
Специалисты выделяют восемь производственных ролей:
1) Координатор обладает наибольшими организаторскими способностями и становится обычно в силу этого руководителем коллектива независимо от своих знаний и опыта. Его главная обязанность — направлять работу тех, кто такими знаниями и опытом обладает.
2) Генератор идей — как правило, самый способный и талантливый член коллектива, ищущий пути решения стоящих перед ним проблем. Обычно из-за пассивности, несобранности, неуверенности в себе и т. п. на практике претворить эти решения он не может и нуждается поэтому в помощи и поддержке других.
3) Контролер сам творчески мыслить не способен, но в силу глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по ее дальнейшему совершенствованию.
4) Шлифовальщик обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами коллектива.
5) Энтузиаст — самый активный член коллектива; увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.
6) Посредник — человек, обеспечивающий всех информацией, умеющий с кем угодно договориться, уладить конфликт во внутренних и внешних отношениях.
7) Исполнитель добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании.
8) Помощник — человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим.
Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делят на ведущих и ведомых.
5. Конформизм и его роль в управлении (личность и коллектив)
Силу и влиятельность коллективу во многом придает конформизм(от лат. conformis — подобный, схожий), т. е. принятие людьми существующего порядка вещей, господствующих норм и мнений, приспособление к ним и отказ от самостоятельных мыслей и действий.
Помимо конформистов (сознательных и соглашающихся для виду), выделяются нонконформисты, внутренне согласные с позицией группы, но выступающие против по внешним причинам; негативисты, не признающие общего мнения, в том числе с ущербом для себя часто из-за духа противоречия.
Степень конформизма зависит от:
1. Величины коллектива.
2. Характера межличностных отношений.
3. Возможности принимать самостоятельные решения.
4. Взятых публично обязательств.
5. Сложности ситуации.
В результате конформности формируется групповое единомыслие, основанное на подавлении отдельной личностью своих действительных взглядов и поддержке общего мнения.
Конформизм имеет немало положительных сторон:
- обеспечивает выживаемость группы в критических условиях;
- придает ей «лицо»;
- облегчает вхождение новичков в коллектив;
- избавляет от раздумий, как себя вести в сложной ситуации.
Тема 7. Управленческая структура
1. Подразделения и звенья управления. Управленческие ступени