Законы организации

Внутренняя и внешняя среда организации и ее элементы

Классификация организаций

Признаки организации

Понятие организации и ее структура

1. Содержание понятия «среда организации»

 

Единство людей, образующих коллектив, и условий их деятельности образуют организацию.

Условия эти могут быть самыми разными - мате­риальными (помещения, мебель, компьютеры); экономическими (денежные средства); правовыми (разного рода документы — прика­зы, инструкции, договоры).

Ор­ганизация преобразует на основе соответствующих технологий находящиеся в ее распоряжении материальные, трудовые, информацион­ные ресурсы и с помощью этого обеспечивает достижение целей входящих в нее лиц. В этом состоит ее главная функция.

Основным элементом организации, определяющим ее ха­рактер, основные цели, направленность развития, является коллектив. Расширение рыночных отношений ведет к усилению роли орга­низаций в жизни общества. Сегодня в большинстве случаев люди вступают в хозяйственные отношения между собой не от собственно­го имени, а как представители организации (они могут быть владель­цами, руководителями, сотрудниками).

Организация представляет собой единство функций и структуры. О функциях мы уже говорили — это задачи, которые она призвана решать. Основными среди них являются две — достижение цели соз­давших ее лиц и поддержание собственного существования.

Структура организации, то есть упорядоченное соотношение ее взаимосвязанных частей, существует в трех формах:

1. Техническая структура представлена совокупностью материаль­ных объектов и процессов (помещение, оборудование, условия труда, технологии), которые в единстве образуют базу остальных. Как пра­вило, их трудно изменить, поэтому техническая структура является жесткой.

2. Социальная структура образуется совокупностью самих ее участ­ников и связей между ними. Сюда включают формальные и нефор­мальные группы, должности, служебные и личные связи, ценности, нормы поведения, сферы влияния, линии подчинения и прочее. Все элементы социальной структуры являются изменчивыми, а потому называются мягкими.

3. Социотехническая структура — это совокупность рабочих мест, объединяющая работников пространственно и технологиче­ски. Она интегрирует жесткую техническую и гибкую социальную структуры.

 

2. Признаки организации

 

Как любое явление, объект или процесс, организация обладает рядом признаков.

1. Наличие цели, придающей смысл ее су­ществованию. Без цели нет и не может быть организации. Обычно цель состоит в удовлетворении потребностей входящих в нее людей. Она может достигаться непосредственно, а может и опосредованно, через удовлетворение потребностей окружающих.

2. Обособленность, прояв­ляющаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения. Эти границы могут быть прозрачными или непрозрачными, материальными в виде стен и за­боров или виртуальными, основывающимися на разного рода правах, предписаниях и запретах.

3. Наличие связей между ее отдель­ными элементами. Эти связи бывают экономическими, технологиче­скими, управленческими, информационными, социальными и т. п. и обеспечивают единство всех ее частей.

4. Способность к саморе­гулированию, предполагающая самостоятельное решение тех или иных вопросов внутренней жизни и возможность по-своему, с учетом конкретных обстоятельств реализовыватъ внешние команды.

5. Организационная культура, представляющая собой единство норм по­веления и ценностей коллектива, с одной стороны, и соответствую­щих материальных элементов — с другой. Культура организации счи­тается сегодня фактором конкуренции первого порядка.

6. Устойчивость, то есть способность функционировать и развиваться в условию внешних и внутренних возмущающих воздействий, сохраняя при этом равновесие

 

3. Классификация организаций

 

На организацию можно взглянуть с разных точек зрения — ее происхождения, взаимоотношения со своими участниками, клиента­ми, партнерами; механизма функционирования и прочих факторов.

Классификация организаций:

1. С точки зрения происхождения выделяют:

- естественные;

- искус­ственные организации.

Первые (естественные) вырастают как бы сами по себе и ориентированы на ре­шение собственных проблем создателей (клуб по интересам).

Искусственные организации (например, министерство) создают­ся по определенному плану для достижения заранее заданных извне целей.

2. По правовому положению:

- официальные;

- неофициальные, т. е. юридически неузаконенные.

Естественно возникшие организации поначалу обычно являются неофициальными, т. е. юридически неузаконенными. Связи между их участниками носят неформальный характер; иными словами, не предписаны заранее.

Однако со временем неофициальные организации приобретают пра­вовой статус, систему внутренних норм и регламентов и таким обра­зом, формализуются. А в недрах официальных возникают неофици­альные группы и складываются неформальные отношения в виде совокупности незапрограммированных контактов, основанных на добровольном выборе партнеров (неформальные организации).

3. По характеру внутренних контактов:

- формальная;

- неформальная,

Формальные и неформальные организации в совокупности образуют реальную организацию.

4. С точки зрения особенностей взаимоотношений с участниками выделяются:

- унитарные;

- плюралистические орга­низации.

Унитарные (от лат. unitas — единство) организации представля­ют собой сплоченную команду, работающую ради достижения це­лей, заданных извне. Единство, направленность действий и дисци­плина поддерживаются здесь с помощью жесткой власти, подавле­ния инициативы, ограничения свободы людей, их идеологической обработки.

Плюралистическая (от лат. pluralis — множественный) организа­ция представляет собой добровольное объединение участников, за­интересованных в собственной выгоде, достигаемой через общую. Поэтому в их рамках имеет место преимущественно взаимодействие, основанное на договорах и соглашениях, а власть используется для координации деятельности самостоятельных участников.

5. По отношению к своим членам выделяют организации:

- первичные;

- вторичные.

Первичность означает, что организация для объединяемых ею людей выступает как нечто внешнее, возникшее и существующее независимо от них. Включаясь в уже действующую организацию, люди признают ее главенство над собой, невозможность влиять на решение принципиальных вопросов; подчиняются ее требованиям и правилам. Примером первичной организации может служить армия.

Вторичные организации создаются самими участниками. Последние наделяют их опреде­ленными правами и ресурсами, устанавливают «правила игры», кото­рым сами на определенных условиях готовы подчиняться. Такие ор­ганизации существуют как корпоративные и ассоциативные.

6. Исходя из особенностей взаимодействия отдельных элементов организации подразделяются на:

- механистические;

- органические.

Первые (механистические) характеризуются незыблемостью границ, преобладанием жестких вертикальных связей, официальным характером отноше­ний, всесторонней регламентацией и запрограммированностью дея­тельности. Механистическими по своей сути являются все государственные организации, а также крупные и средние фирмы, функционирующие в традиционных отраслях экономики, слабо подверженных воздействию НТР и конкурентной борьбы.

Органическим организациям свойственны размытость границ, значительная самостоятель­ность отдельных звеньев, их широкая специализация, немногочислен­ность правил и процедур, свобода выбора вариантов деятельности, оценка ее результатов на основе реального рыночного эффект, а не централизованно установленных показателей, преобладание нефор­мальных отношений.

7. По целям можно говорить о:

- деловых;

- общест­венных организациях.

Деловые организации — фирмы, учреждения, ассоциации и прочие, которые создаются для достижения конкретной так называемой ин­струментальной цели, связанной с реализацией общественных интересов. Это обеспечивает удовлетворение потребностей и самих членов организации. Например, корпорация, продав товары и услу­ги, нужные обществу, получает средства для выплаты заработной платы работникам и дивидендов акционерам.

Общественные организации предназначены для удовлетворения по­требностей своих участников во взаимопомощи, общении, самовыра­жении. Иногда их цели ориентируются на создание новых об­щественных ценностей (экологическое движение, борьба за мир).

 

4. Внутренняя и внешняя среда организации и ее элементы

 

Все предприятия функционируют в определенной среде, которая обусловливает их действия. Выживание их в долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям и требованиям среды.

Различают внутреннюю и внешнюю среду организации.

Внутренняя среда включает основные элементы и подсистемы внутри организации, обеспечивающие осуществление протекающих в ней процессов.

К элементам внутренней среды относятся цели, задачи, люди, технологии, информация, структура, организационная культура и другие составляющие. Особое место во внутренней среде организации занимают люди. От их способностей, образования, квалификации, опыта, мотивации и преданности зависят в конечном счете результаты работы организации.

Внешняя среда – это совокупность факторов, субъектов и условий, находящихся за пределами организации и способных влиять на ее поведение.

Элементы внешней среды подразделяются на две группы: факторы прямого и косвенного воздействия на организацию.

Среда прямого воздействия (деловая среда, микроокружение) включает такие элементы, которые непосредственно влияют на хозяйственный процесс и испытывают на себе такое же влияние функционирования организации. Эта среда специфична для каждой отдельной организации и, как правило, контролируется ею.

Внешняя среда прямого воздействия включает следующие основные элементы: потребители, поставщики, конкуренты, рынок труда, внешние собственники, органы государственного регулирования и контроля, стратегические альянсы предприятия с другими фирмами.

Внешняя среда прямого воздействия (деловая среда) организации формируется в процессе ее деятельности и меняется со временем. Среда меняется, если меняется продукт, рынки, стратегия и т. д.

Среда косвенного воздействия (фоновое окружение, макроокружение) включает элементы, которые влияют на процессы, протекающие в организации не прямо, а косвенно, опосредованно. Эта среда в основном не имеет специфического характера по отношению к отдельно взятой организации и, как правило, находится вне ее контроля.

Макросреду предприятия формируют экономические, политико-правовые, социально-культурные, технологические и международные условия.

Окружение организации характеризуется многообразием, слож­ностью, постоянным изменением и в целом оказывается неустойчи­вым. Это обстоятельство наряду с непредсказуемостью поведения персонала и менеджеров придает деятельности организации, особен­но в перспективе, неопределенность.

Руководство организации должно быстро улавливать изменения во внешней и внутренней среде, понимать их роль в настоящем и бу­дущем и выбирать наилучший вариант реакции на них в пределах существующих материальных и людских ресурсов.

Поскольку последние ограничены, особенно в краткосрочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на некоторые изменения среды, а остальные — игнорировать. И от того, как она су­меет это сделать, зависит ее будущее.

 

5. Законы организации

 

Как жизнь природы и людей, жизнь организации подчиняется определенным законам.

1. Главным принято считать закон синергии (с греч. — сотрудничество, содружество). Он гласит, что возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей. Это обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. В результате возникает реальный выиг­рыш для ее членов от объединения в организацию, перекрывающий потери, связанные с ограничением их самостоятельности.

2. Второй закон организации — закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделения — объединением, специализации — универ­сализацией, дифференциации — интеграцией, и наоборот. Это по­зволяет одновременно использовать выгоды того и другого, а, следо­вательно, также существенно увеличить общие возможности.

3. Третий закон организации требует сохранения пропорциональ­ности между ней и ее частями при любых возможных изменениях. Это позволяет в наибольшей степени реализовывать имеющиеся воз­можности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала орга­низация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. По­нятно, что в том и другом случаях возникают экономические потери, которых при разумном подходе к делу можно избежать.

4. Четвертый закон получил название закона композиции. Его суть в том, что функционирование всех без исключения частей органи­зации в той или иной степени подчиняется общей цели. Индивиду­альные же задачи каждой из них уточняют и детализируют ее.

5. Пятый закон — закон самосохранения. Он предполагает, что лю­бая организация, равно как и ее отдельная часть, стремится сохра­нить себя как целое. Это требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости (например, конфликтов, изменения границ, замены ключевых фигур и т. п.), а также экономию ресурсов, расширение сферы деятельности.

6. Шестой закон организации — закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позво­ляющей им принимать осмысленные решения.

7. Седьмой закон — закон необходимого разнообразия. Речь идет о том, что устойчивость функционирования организации требует, чтобы она выполняла некий минимальный набор разных видов дея­тельности и располагала специалистами разного направления и уров­ня подготовки.

8. Наконец, восьмой закон — закон онтогенеза (индивидуальное развитие, охватывающее все изменения от зарождения до окончания жизни). В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга, — ста­новления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства со­стоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

Тема 4. Организационная культура