Законы организации
Внутренняя и внешняя среда организации и ее элементы
Классификация организаций
Признаки организации
Понятие организации и ее структура
1. Содержание понятия «среда организации»
Единство людей, образующих коллектив, и условий их деятельности образуют организацию.
Условия эти могут быть самыми разными - материальными (помещения, мебель, компьютеры); экономическими (денежные средства); правовыми (разного рода документы — приказы, инструкции, договоры).
Организация преобразует на основе соответствующих технологий находящиеся в ее распоряжении материальные, трудовые, информационные ресурсы и с помощью этого обеспечивает достижение целей входящих в нее лиц. В этом состоит ее главная функция.
Основным элементом организации, определяющим ее характер, основные цели, направленность развития, является коллектив. Расширение рыночных отношений ведет к усилению роли организаций в жизни общества. Сегодня в большинстве случаев люди вступают в хозяйственные отношения между собой не от собственного имени, а как представители организации (они могут быть владельцами, руководителями, сотрудниками).
Организация представляет собой единство функций и структуры. О функциях мы уже говорили — это задачи, которые она призвана решать. Основными среди них являются две — достижение цели создавших ее лиц и поддержание собственного существования.
Структура организации, то есть упорядоченное соотношение ее взаимосвязанных частей, существует в трех формах:
1. Техническая структура представлена совокупностью материальных объектов и процессов (помещение, оборудование, условия труда, технологии), которые в единстве образуют базу остальных. Как правило, их трудно изменить, поэтому техническая структура является жесткой.
2. Социальная структура образуется совокупностью самих ее участников и связей между ними. Сюда включают формальные и неформальные группы, должности, служебные и личные связи, ценности, нормы поведения, сферы влияния, линии подчинения и прочее. Все элементы социальной структуры являются изменчивыми, а потому называются мягкими.
3. Социотехническая структура — это совокупность рабочих мест, объединяющая работников пространственно и технологически. Она интегрирует жесткую техническую и гибкую социальную структуры.
2. Признаки организации
Как любое явление, объект или процесс, организация обладает рядом признаков.
1. Наличие цели, придающей смысл ее существованию. Без цели нет и не может быть организации. Обычно цель состоит в удовлетворении потребностей входящих в нее людей. Она может достигаться непосредственно, а может и опосредованно, через удовлетворение потребностей окружающих.
2. Обособленность, проявляющаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения. Эти границы могут быть прозрачными или непрозрачными, материальными в виде стен и заборов или виртуальными, основывающимися на разного рода правах, предписаниях и запретах.
3. Наличие связей между ее отдельными элементами. Эти связи бывают экономическими, технологическими, управленческими, информационными, социальными и т. п. и обеспечивают единство всех ее частей.
4. Способность к саморегулированию, предполагающая самостоятельное решение тех или иных вопросов внутренней жизни и возможность по-своему, с учетом конкретных обстоятельств реализовыватъ внешние команды.
5. Организационная культура, представляющая собой единство норм повеления и ценностей коллектива, с одной стороны, и соответствующих материальных элементов — с другой. Культура организации считается сегодня фактором конкуренции первого порядка.
6. Устойчивость, то есть способность функционировать и развиваться в условию внешних и внутренних возмущающих воздействий, сохраняя при этом равновесие
3. Классификация организаций
На организацию можно взглянуть с разных точек зрения — ее происхождения, взаимоотношения со своими участниками, клиентами, партнерами; механизма функционирования и прочих факторов.
Классификация организаций:
1. С точки зрения происхождения выделяют:
- естественные;
- искусственные организации.
Первые (естественные) вырастают как бы сами по себе и ориентированы на решение собственных проблем создателей (клуб по интересам).
Искусственные организации (например, министерство) создаются по определенному плану для достижения заранее заданных извне целей.
2. По правовому положению:
- официальные;
- неофициальные, т. е. юридически неузаконенные.
Естественно возникшие организации поначалу обычно являются неофициальными, т. е. юридически неузаконенными. Связи между их участниками носят неформальный характер; иными словами, не предписаны заранее.
Однако со временем неофициальные организации приобретают правовой статус, систему внутренних норм и регламентов и таким образом, формализуются. А в недрах официальных возникают неофициальные группы и складываются неформальные отношения в виде совокупности незапрограммированных контактов, основанных на добровольном выборе партнеров (неформальные организации).
3. По характеру внутренних контактов:
- формальная;
- неформальная,
Формальные и неформальные организации в совокупности образуют реальную организацию.
4. С точки зрения особенностей взаимоотношений с участниками выделяются:
- унитарные;
- плюралистические организации.
Унитарные (от лат. unitas — единство) организации представляют собой сплоченную команду, работающую ради достижения целей, заданных извне. Единство, направленность действий и дисциплина поддерживаются здесь с помощью жесткой власти, подавления инициативы, ограничения свободы людей, их идеологической обработки.
Плюралистическая (от лат. pluralis — множественный) организация представляет собой добровольное объединение участников, заинтересованных в собственной выгоде, достигаемой через общую. Поэтому в их рамках имеет место преимущественно взаимодействие, основанное на договорах и соглашениях, а власть используется для координации деятельности самостоятельных участников.
5. По отношению к своим членам выделяют организации:
- первичные;
- вторичные.
Первичность означает, что организация для объединяемых ею людей выступает как нечто внешнее, возникшее и существующее независимо от них. Включаясь в уже действующую организацию, люди признают ее главенство над собой, невозможность влиять на решение принципиальных вопросов; подчиняются ее требованиям и правилам. Примером первичной организации может служить армия.
Вторичные организации создаются самими участниками. Последние наделяют их определенными правами и ресурсами, устанавливают «правила игры», которым сами на определенных условиях готовы подчиняться. Такие организации существуют как корпоративные и ассоциативные.
6. Исходя из особенностей взаимодействия отдельных элементов организации подразделяются на:
- механистические;
- органические.
Первые (механистические) характеризуются незыблемостью границ, преобладанием жестких вертикальных связей, официальным характером отношений, всесторонней регламентацией и запрограммированностью деятельности. Механистическими по своей сути являются все государственные организации, а также крупные и средние фирмы, функционирующие в традиционных отраслях экономики, слабо подверженных воздействию НТР и конкурентной борьбы.
Органическим организациям свойственны размытость границ, значительная самостоятельность отдельных звеньев, их широкая специализация, немногочисленность правил и процедур, свобода выбора вариантов деятельности, оценка ее результатов на основе реального рыночного эффект, а не централизованно установленных показателей, преобладание неформальных отношений.
7. По целям можно говорить о:
- деловых;
- общественных организациях.
Деловые организации — фирмы, учреждения, ассоциации и прочие, которые создаются для достижения конкретной так называемой инструментальной цели, связанной с реализацией общественных интересов. Это обеспечивает удовлетворение потребностей и самих членов организации. Например, корпорация, продав товары и услуги, нужные обществу, получает средства для выплаты заработной платы работникам и дивидендов акционерам.
Общественные организации предназначены для удовлетворения потребностей своих участников во взаимопомощи, общении, самовыражении. Иногда их цели ориентируются на создание новых общественных ценностей (экологическое движение, борьба за мир).
4. Внутренняя и внешняя среда организации и ее элементы
Все предприятия функционируют в определенной среде, которая обусловливает их действия. Выживание их в долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям и требованиям среды.
Различают внутреннюю и внешнюю среду организации.
Внутренняя среда включает основные элементы и подсистемы внутри организации, обеспечивающие осуществление протекающих в ней процессов.
К элементам внутренней среды относятся цели, задачи, люди, технологии, информация, структура, организационная культура и другие составляющие. Особое место во внутренней среде организации занимают люди. От их способностей, образования, квалификации, опыта, мотивации и преданности зависят в конечном счете результаты работы организации.
Внешняя среда – это совокупность факторов, субъектов и условий, находящихся за пределами организации и способных влиять на ее поведение.
Элементы внешней среды подразделяются на две группы: факторы прямого и косвенного воздействия на организацию.
Среда прямого воздействия (деловая среда, микроокружение) включает такие элементы, которые непосредственно влияют на хозяйственный процесс и испытывают на себе такое же влияние функционирования организации. Эта среда специфична для каждой отдельной организации и, как правило, контролируется ею.
Внешняя среда прямого воздействия включает следующие основные элементы: потребители, поставщики, конкуренты, рынок труда, внешние собственники, органы государственного регулирования и контроля, стратегические альянсы предприятия с другими фирмами.
Внешняя среда прямого воздействия (деловая среда) организации формируется в процессе ее деятельности и меняется со временем. Среда меняется, если меняется продукт, рынки, стратегия и т. д.
Среда косвенного воздействия (фоновое окружение, макроокружение) включает элементы, которые влияют на процессы, протекающие в организации не прямо, а косвенно, опосредованно. Эта среда в основном не имеет специфического характера по отношению к отдельно взятой организации и, как правило, находится вне ее контроля.
Макросреду предприятия формируют экономические, политико-правовые, социально-культурные, технологические и международные условия.
Окружение организации характеризуется многообразием, сложностью, постоянным изменением и в целом оказывается неустойчивым. Это обстоятельство наряду с непредсказуемостью поведения персонала и менеджеров придает деятельности организации, особенно в перспективе, неопределенность.
Руководство организации должно быстро улавливать изменения во внешней и внутренней среде, понимать их роль в настоящем и будущем и выбирать наилучший вариант реакции на них в пределах существующих материальных и людских ресурсов.
Поскольку последние ограничены, особенно в краткосрочном периоде, на деле организация может реагировать лишь на некоторые изменения среды, а остальные — игнорировать. И от того, как она сумеет это сделать, зависит ее будущее.
5. Законы организации
Как жизнь природы и людей, жизнь организации подчиняется определенным законам.
1. Главным принято считать закон синергии (с греч. — сотрудничество, содружество). Он гласит, что возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей. Это обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. В результате возникает реальный выигрыш для ее членов от объединения в организацию, перекрывающий потери, связанные с ограничением их самостоятельности.
2. Второй закон организации — закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделения — объединением, специализации — универсализацией, дифференциации — интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды того и другого, а, следовательно, также существенно увеличить общие возможности.
3. Третий закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее частями при любых возможных изменениях. Это позволяет в наибольшей степени реализовывать имеющиеся возможности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. Понятно, что в том и другом случаях возникают экономические потери, которых при разумном подходе к делу можно избежать.
4. Четвертый закон получил название закона композиции. Его суть в том, что функционирование всех без исключения частей организации в той или иной степени подчиняется общей цели. Индивидуальные же задачи каждой из них уточняют и детализируют ее.
5. Пятый закон — закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее отдельная часть, стремится сохранить себя как целое. Это требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости (например, конфликтов, изменения границ, замены ключевых фигур и т. п.), а также экономию ресурсов, расширение сферы деятельности.
6. Шестой закон организации — закон информированности. Он утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.
7. Седьмой закон — закон необходимого разнообразия. Речь идет о том, что устойчивость функционирования организации требует, чтобы она выполняла некий минимальный набор разных видов деятельности и располагала специалистами разного направления и уровня подготовки.
8. Наконец, восьмой закон — закон онтогенеза (индивидуальное развитие, охватывающее все изменения от зарождения до окончания жизни). В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга, — становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.
Тема 4. Организационная культура