Методы управление

Принципы управления

Функции менеджмента

Направления менеджмента

Менеджмент и его специфика

1. Менеджмент и его специфика

 

В переводе с английского слово «management» звучит как «управление». Но ограничиться этим – значит ничего не сказать.

Менеджмент как деятельность может рассматриваться с двух то­чек зрения. С одной стороны, это управление организацией, действующей в условиях рынка в режиме «автономного плавания» и связанное с необходимостью принимать самостоятельные решения в любых обстоятельствах.

С другой стороны, менеджмент — это самостоятельная управленческая деятельность, не обязательно предполагающая создание пред­приятия и руководство подчиненными; например, организация выступлений звезд эстрады, спортивных и массовых мероприятий и т. п.

Как система научных знаний менеджмент – это совокупность моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения ее эффективности и роста прибыли

Цель менеджмента в том и другом случае — достижение объек­том управления некоего желаемого состояния, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существую­щего.

Менеджмент занимается организационно-человеческим аспектом предприятий или учреждений. В центре внимания менеджмента – человек с его включенностью в систему организационных связей.

Основная задача менеджмента – обеспечение прибыльной, эффективной работы всех подразделений предприятия в целом, достижение поставленных задач деятельности.

Менеджмент не дает готовых рецептов идеальной организации и лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жиз­ни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их це­ли, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также дает людям некоторые простейшие правила игры.

2. Направления и сферы действия менеджмента

 

Деятельность любой организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим на практике выделяется несколько видов менеджмента:

1. Управление производством (производственный менеджмент) способствует эффективному осуществлению процесса создания товаров и услуг. Оно заключается в определении оптимального объема и структуры выпуска продукции, вида применяемой технологии, ра­циональной загрузки оборудования; расстановке людей; организа­ции подачи материалов, сырья, комплектующих, своевременного ре­монта оборудования, устранении сбоев и неполадок; контроле каче­ства, ассортимента продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка; текущем руководстве персоналом, его стимулировании, при­менении прогрессивных форм оплаты труда.

2. Управление материально-техническим снабжением и сбытом гото­вой продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент) состоит в орга­низации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих, а также произведен­ных товаров, отправки их покупателям, формировании каналов сбыта.

3. Управление инновациями, т.е. нововведениями (инновационный менеджмент), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.

4. Управление маркетингом (маркетинг-менеджмент), является едва ли не са­мой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации, занимается вопросами изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой ценовой и рекламной политики и т. п.

5. Управление персоналом (персонал-менеджмент) в настоящее вре­мя включает управление кадрами и социальное управление. Решает за­дачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации ра­ботников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата; улучшения условий труда и быта персонала; поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и кон­фликтов.

6. Финансовый менеджмент. Суть финансового управления заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, формировании и распределении денежных ресурсов, оценке текуще­го и перспективного финансового состояния и принятии необходи­мых мер по их укреплению.

7. Эккаунтинг- менеджмент. Управление эккаунтингом связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе ор­ганизации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевремен­ного выявления проблем, вскрытия резервов более полного исполь­зования имеющегося потенциала.

 

3. Функции менеджмента

Под функциями менеджмента понимаются основные задачи, ко­торые необходимо решить, чтобы достичь цели организации. Эти функции выделились в результате специализации управленческого труда, связанного с процессами сбора и обработки информации, принятия и реализации решений.

Первым формулировку содержания этих функций дал родона­чальник современного менеджмента, основоположник административной школы управления Анри Файоль в 1916 г.

Управленческий цикл включает в себя 5 функций:

1) планирование – управленческая деятельность по разработке системы мер, направленных на достижение поставленных целей, включая ответы на вопросы: Что должно быть сделано? К какому сроку? Какие ресурсы предстоит задействовать? Что необходимо получить в результате? Кто за это отвечает?

2) организация – управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом (разработка структуры управления, распределение полномочий и ответственности). Реализуется данная функция через создание организации, подразделений и рабочих мест, определение порядка функционирования, обеспечение деятельности необходимой документацией т.д.

3) координация – управленческая деятельность, заключающаяся в направлении совместной деятельности людей в нужную сторону, в обеспечении необходимого уровня взаимодействия между участниками.

4) мотивация – управленческая деятельность, осуществляющая целенаправленное воздействие на структуру мотивов участников процесса исполнительской и управленческой деятельности и с помощью адекватных мотивам стимулов побуждающих творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов;

5) контроль – управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей.

Связующие процессы реализации функций менеджмента – коммуникация и принятие решения.

Коммуникация – управленческая деятельность по сбору и обработке информации, организующая обмен информацией и направленная на достижение эффективного информационного взаимодействия как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой.

Принятие решений – управленческая деятельность по выбору субъектом управления для осуществления на практике того или иного варианта управляемых.

4. Принципы управления

Управленческая деятельность, как и любая другая, осуществляет­ся в соответствии с определенными принципами — своего рода пра­вилами игры. Соблюдение этих принципов делает ее успешной, не­соблюдение может привести к неудачам и большим убыткам для ор­ганизации.

Принципы:

1. На­учность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необ­ходим, поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять без глубоких знаний. В то же вре­мя ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на поиск научно обоснованного решения попросту не окажется времени, и тогда приходится импровизировать, использовать нетра­диционные подходы, позволяющие находить выход из безвыходных положений.

2. Целенаправленность, процесс управления всегда должен осуществляться с ориентацией на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.

3. Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту или процессу с учетом его особенностей. Но с другой стороны во всех случаях проводятся одни и те же по сути дей­ствия, сводящиеся к руководству людьми, и поэтому они должны иметь в ос­нове своей нечто общее, универсальное.

4. Последовательность. Действия, из ко­торых состоит процесс управления, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени.

5. Непрерывность управления, контроля и координации дея­тельности персонала. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, следовательно, обеспечивать ста­бильное развитие и функционирование организации.

6. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации.

7. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличност­ных отношений и группового поведения.

8. Обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене менеджмента. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управлен­ческому произволу; недостаток же парализует деловую активность и инициативу.

9. Состязательность участников управления.

10. Максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготов­ки решений, причем уже на самых ранних его стадиях.

 

5. Методы управление

Функции управления реализуются посредством определенных методов, т. е. способов их осуществления.

Методы бывают организа­ционными, административными, экономическими и социаль­но-психологическими и прочими.

I. С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным.

К категории организационных относятся, например, методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллекти­вов, методы подготовки и проведения различных общественных меро­приятий и т.п.

II. Административные ме­тоды основываются либо на прямом принуждении людей к определен­ному поведению в интересах организации, либо на создании возмож­ности такого принуждения.

Условием применения этих методов является преобладание однозначных способов решения стоящих задач, минимизация инициа­тивы и возложение всей ответственности за результаты на руководителя. Наибольшее распространение они имеют в армии и других структурах военизированного типа, например на транспорте.

Применение административных методов может сопровождаться поощрениями или санкциями по отношению к исполнителям за ус­пешную или неуспешную работу, в том числе экономическими (пре­мии или штрафы).

Самый главный недостаток административных методов управле­ния состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на ее рост, поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому в условиях усложнения деятельности органи­зации, необходимости оперативно решать самые разнообразные про­блемы административные методы перестали соответствовать реаль­ным потребностям управления.

III. Экономические методы управления позволяют рядовым работникам, исходя из материальной заинтересованности, самим принимать большинст­во решений и отвечать за их результаты.

Они предполагают косвенное воздействие на объект управления. Исполнителям устанавливаются задачи, ограничения и общая линия поведения, в рам­ках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграж­дается денежными выплатами, которые являются уже не просто за­служенными, а заработанными.

IV. Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой ак­тивности. С одной стороны, речь идет о формировании благоприятно­го морально-психологического климата в коллективе, развитии благо­желательных отношений между его членами, изменении роли руково­дителя; с другой стороны, раскрытии личных способностей каждого работника, помощи в их совершенствовании. Это в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в его трудовой дея­тельности, а следовательно, к повышению ее эффективности.

 

Тема 2. История менеджмента