Сплоченность группы

Идеология группы

В ходе взаимодействия сотрудников в группе и выполнения обязательных и вспо­могательных функций группа порождает идеологию, которая влияет на отношения и действия ее членов и степень их удовлетворенности.


Сплоченность возрастет, если у группы сильная идеология и отдельные члены прочно отождествляют себя с группой. В этом случае будут развиваться групповые нормы или неписаные правила, которые определяют, какое поведение приемлемо, а какое нет. Однако сплоченность группы может приводить как к положительному, так и к отрицательному результату. Проведенное Дженисом (Janis, 1972) исследо­вание, посвященное процессу принятия решений в группах внешней политики США, установило, что сплоченная группа людей, разделяющих общую судьбу/гибель, оказывает сильное давление на отдельных членов, что ведет к конформизму. Дже-нис ввел термин «групповое мнение» для описания преувеличенных иррациональ­ных тенденций, которые, по-видимому, имеют место в группах, и доказал, что окружение группы может ослаблять здравый смысл.

Быть «одним из нас» не всегда полезно в цикле управления. Здоровый дух независимости, даже склонности к инакомыслию, может приводить к более пра­вильным решениям. Работа в команде — это хорошо, но в той степени, в какой в ней присутствует гибкость и независимость суждений. Эти качества не обязательно противоречат членству в команде, это происходит, если в группе делается слишком сильный упор на сплоченность и конформизм.

Референтная группа

Референтная группа состоит из людей, с которыми человек себя идентифицирует. Это означает, что он принимает групповые нормы, а если возникают затруднения в отношении того, что сделать или сказать, ссылается на эти нормы или на других членов группы, перед тем как действовать. Большинство работников организации принадлежат к какой-нибудь референтной группе, и это может значительно влиять на манеру их поведения.

Референтная группа также влияет на поведение отдельного человека. Это может осуществляться посредством явного давления или с помощью более незаметных процессов. Принятие групповых норм, обычно, происходит в два этапа — согласие и усвоение. Вначале член группы соглашается с ее нормами, чтобы не быть отвергнутым группой, хотя вне ее он может вести себя иначе. Однако в дальнейшем человек следует нормам и в группе и вне ее. Это означает, что групповые нормы усвоены. Давление на члена группы может вызывать проблемы, если:

• личные цели ее члена несовместимы с целями группы;

• членство в группе не вызывает чувства гордости;

• член группы не полностью включен в нее;

• цена конформизма слишком высока.

Развитие группы

Б. Такман (Tuckman, 1965) выделил четыре стадии развития группы:

1) формирование, когда имеется тревога, зависимость от лидера, попытка выяс­нить характер ситуации, задачи и приемлемость поведения;

 

2) смятение, когда существует конфликт, эмоциональное сопротивление тре­бованиям задачи, сопротивление контролю и даже неповиновение лидеру;

3) установление норм, когда растет сплоченность группы, определяются нормы, идет открытый обмен мнениями, повышается взаимная поддержка и коопе­рация, и группа приобретает самобытность;

4) эффективность, когда решаются межличностные проблемы, роли становят­ся гибкими и функциональными, предпринимаются конструктивные попыт­ки выполнить задание, и есть энергия для эффективной работы.

Идентификация

Люди будут отождествлять себя со своими группами, если они похожи на других

членов, одобряют цели и работу группы и хотят быть связаны с положением группы

в организации. Идентификация будет более полной, если группа занимает хорошее положение.

Раздел 2. Рабочие команды.

Определение команды

Согласно определению Д. Каценбача и Д. Смита (Katzenbach and Smith, 1993):

Команда — это небольшое количество человек, имеющих взаимодополняющие навыки, приверженные общим целям, практическим задачам и подходам, в отношении которых они несут ответственность друг перед другом.

Характеристики эффективных команд

Д. Каценбач и Д. Смит выделяют следующие характеристики эффективных команд.

• Команды являются основными единицами эффективности для большинства организаций. Они объединяют навыки, опыт и интуицию нескольких чело­век.

• Работа в команде относится ко всей организации так же, как к конкретной команде. Она подразумевает наличие «набора ценностей, которые поощряют людей выслушивать чужую точку зрения и реагировать на нее, стоять на позициях сотрудничества, доверять, если не доказано обратное, поддержи­вать тех, кто в этом нуждается, и признавать интересы и успехи других».

• Команды создаются и действуют ради решения сложных задач.

• Команды превосходят работников, действующих в одиночку или в больших организационных объединениях, особенно когда решение задачи требует слож­ных навыков, умения оценивать и опыта.

• Команды обладают гибкостью и реагируют на изменяющиеся события и требования. Они могут приспосабливать свой подход к новой информации и задачам быстрее, точнее и эффективнее, чем работники, захваченные сетью больших организационных объединений.

• Высокоэффективные команды тратят много времени и усилий ради исследова­ния, формирования и согласования целей — общих и индивидуальных. Они характеризуются глубоким чувством приверженности своему росту и успеху.

 

Недееспособные команды

Описание, приведенное выше, несколько идеализировано. Команды не всегда рабо­тают так. Они могут быть неспособны эффективно функционировать в следующих случаях.

• Атмосфера может быть напряженной и слишком формальной.

• Либо слишком много ни к чему не приводящих дискуссий, либо дискуссии подавляются доминантными членами команды.

• Члены команды на самом деле не понимают, что они делают, достижение каких целей и исполнения каких норм от них ожидают.

• Люди не слушают друг друга.

• Постоянно происходят разногласия, и они часто связаны с личностями и различиями во мнениях, а не с обоснованным обсуждением альтернативных точек зрения.

• В принятии решений участвуют не все члены группы.

• Есть основания для открытых личных нападок или скрытой личной враж­дебности.

• Люди не чувствуют свободы для выражения своего мнения.

• Отдельные члены команды выходят из игры или им позволено это сделать, предоставляя другим выполнять работу за них.

• Члены группы действуют недостаточно гибко — люди склонны использовать ограниченный набор навыков или конкретных задач, а универсальные навы­ки проявляются мало.

• Лидер команды доминирует; больше внимания уделяется тому, кто берет в свои руки управление, а не тому, кто выполняет работу.

• Команда руководствуется своими собственными нормами и стандартами, которые могут не согласовываться с нормами и стандартами организации.

Роли в команде

Белбин (Belbin, 1981) выделил следующие типы ролей, которые играют члены команды:

председатель, который руководит деятельностью команды;

разработчик, который точно определяет методы, которые команда должна использовать в работе;

организатор, который переводит предложения в практические рабочие про­цедуры;

«фабрика идей» — тот, кто создает идеи и стратегии;

исследователь, который исследует доступность внешних ресурсов, идей и разработок;

оценщик, который анализирует проблемы и оценивает идеи;

исполнитель, который обеспечивает членам команды поддержку, улучшает коммуникации в команде и способствует развитию командного духа;

«доводящий дело до конца» — тот, кто сохраняет в команде ощущение сроков.


Другую классификацию ролей разработали Маргерисон и Р. Мак-Канн (Margerison and McCann, 1986). Они выделяют восемь ролей:

докладчик-консультант: собирает информацию и выражает ее в легко до­ступной форме;

творец-новатор: любит выдумывать новые идеи и способы работы;

исследователь-промоутер: подхватывает идеи и доносит их до других;

эксперт-разработчик: берет идеи и заставляет их работать на практике;

двигатель-организатор: добивается выполнения работы, акцентируя цели, конечные сроки и требования бюджета;

доводчик-производитель: устанавливает планы и стандарты системы, гаранти­рующие достижение результатов;

контролер-инспектор: интересуется деталями и придерживается правил и инструкций;

наблюдатель-защитник: обеспечивает руководство и помощь по соблюде­нию стандартов.

Согласно Маргерисону и Р. Мак-Канну, для создания уравновешенной команды необходимо, чтобы каждый ее член выбрал одну из этих восьми ролей.

 

Самооценка компании

 

Самооценка для организации является способом сопоставить свою деятельность и ее результаты с моделью работы организации, являющейся образцом, примером для остальных. Такие модели во многих странах нашли отражение в критериях премии по качеству. Наиболее из­вестными являются премия Депинга в Японии, премия Малкольма Болдриджа в США, Европейская премия по качеству.

В 1996 году к числу стран, имеющих национальные премии по каче­ству, присоединилась Россия. В апреле 1996 года были утверждены пре­мии Правительства Российской Федерации в области качества. Условия конкурса 1998 года - модель премии, базирующаяся на модели Европей­ской премии по качеству. Тем самым организации в России получили ос­нову для проведения самооценки в виде модели, отвечающей самым со­временным мировым представлениям о современной организации.

 

Международная практика показала, что проведение самооценки дает организации такие преимущества как:

· использование при оценке своей деятельности и ее результатов единого комплекса критериев, который нашел широкое применение во многих странах;

· систематический подход к совершенствованию деятельности;

· получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей;

· согласованное понимание того, что в данной ситуации должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый ра­ботник, исходя из единой концептуальной базы, и прежде всего на ключе­вых направлениях;

· обучение персонала применению принципов всеобщего (тоталь­ного) управления качеством;

· внедрение различных инициатив и передовых методов управле­ния качеством в повседневную деятельность организации;

· выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучше­ния;

· определение глубины изменений, происшедших с момента про­ведения предыдущей самооценки;

· возможность распространения передового опыта лучших подраз­делений организации или других организаций;

· возможность признания и стимулирования посредством преми­рования достижений подразделений и работников;

· возможность сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как в данной организации, так и в других.

Методика самооценки уровня качества деятельности Объединения его сотрудниками разработана на основе рекомендаций Российского на­учно-исследовательского института сертификации (ВНИИС) Гостандарта России.[12]

Модель премий включает две группы критериев:

· первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»);

· вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («ре­зультаты»).

Первая группа включает критерии:

· роль руководства в организации работ:

· планирование в области качества:

· использование потенциала работников:

· рациональное использование ресурсов;

· управление технологическими процессами и процессами выпол­нения работ.

Вторая группа включает критерии:

· удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг);

· удовлетворенность персонала работой в организации;

· влияние организации на общество;

· результаты работы организации.

Модель рассчитана, исходя из девяти критериев. В качестве примера приведем содержание критериев 1 и 3.

Критерий 1. Роль руководства в организации работ. Содержание критерия. Как поведение и действия администрации и всех руководителей вдохновляют коллектив организации и оказывают содействие в распро­странении культуры всеобщего управления качеством.

Составляющие критерия характеризуют:

1а. Как и в какой степени руководство демонстрирует свою привер­женность культуре качества.

Оценивается (применительно к руководителям всех уровней):

· как руководители определяют приоритеты, разрабатывают и раз­вивают принципы и цели организации;

· участвуют ли лично в деятельности по улучшению качества, в реализации принципов и целей организации;

· каким способом учатся сами и учат других;

· как анализируют и повышают эффективность своего руково­дства.

1б. Как и в какой степени руководство содействует процессам улуч­шения качества, обеспечивая персоналу помощь и выделяя ресурсы. Оце­нивается:

· как руководители определяют и доводят до персонала первоочередные задачи в области качества;

· как обеспечивают ресурсами процессы обучения;

· предоставляют ли персоналу возможность участвовать в деятель­ности по улучшению качества, включая возможность подготовки и принятия решений, их реализации;

· в каких формах оказывают помощь персоналу, участвующему в решении задач по качеству (выделение ресурсов, оргтехники, по­мещений, создание благоприятных условий, специальное обуче­ние и т.д.).

1в. Как и в какой степени руководство участвует в работе с по­требителями, поставщиками и другими организациями. Оценива­ется:

· как руководители изучают, насколько понимают потребности сторонних организаций и как отвечают на них;

· каким образом устанавливают взаимоотношения партнерства и участвуют в них;

· как организуют совместную деятельность по улучшению качест­ва и участвуют в ней;

· участвуют ли в деятельности профессиональных органов, конфе­ренциях и семинарах;

· как содействуют распространению принципов всеобщего управ­ления качеством вне организации.

1г. Как и в какой степени руководство оценивает и поощряет уси­лия и достижения персонала. Оценивается:

· как руководители участвуют в своевременном и соответствую­щем признании усилий;

· отдельных работников, групп и подразделений на всех уровнях в самой организации;

· отдельных лиц и групп вне организации (в том числе потребителей, поставщиков, учебных заведений и т.д.).

Критерий 3. Использование потенциала работников. Содержание критерия. Как организация реализует потенциал своих работников.

Составляющие критерия характеризуют:

3а. Как планируется и совершенствуется работа с персоналом. Оце­нивается, как организация:

· согласует кадровую политику (оплату, перемещения, вопросы за­нятости и т. д.) с политикой и планами по качеству;

· разрабатывает и применяет методы обследования персонала;

· осуществляет набор персонала и его продвижение по службе;

· применяет новаторские приемы для улучшения работы с кадра­ми.

3б. Как поддерживаются и развиваются способности и квалификация ра­ботников. Оценивается, как организация:

· определяет и сочетает способности людей со своими нуждами;

· разрабатывает и реализует планы обучения персонала;

· развивает способности людей;

· развивает умение работать в группе;

· обеспечивает непрерывность обучения;

· анализирует эффективность обучения.

3в. Каким образом и в какой степени обеспечивается согласованность целей отдельных работников, групп и организации в целом. Оценивается, как организация:

· согласует индивидуальные и групповые цели с общими целями организации;

· пересматривает и актуализирует индивидуальные и групповые цели.

3г. Каким образом поощряются и признаются инициати­ва и участие персонала в совершенствовании работы по качеству. Оценивается, как организация:

· обеспечивает возможности принятия персоналом мер по улучше­нию качества и оценивает их эффективность;

· поддерживает участие отдельных работников, групп и подразде­лений в процессе улучшения качества;

· создает систему поощрения вовлеченности в работу по качеству, в том числе посредством проведения конференций и церемоний.

3д. Каким образом осуществляется обмен информацией между раз­ными категориями работников и руководителей. Оценивается, как органи­зация:

· определяет потребности персонала в обмене информацией;

· организует обмен информацией по горизонтали (между работни­ками одного уровня) и вертикали (между работниками и руково­дителями);

· оценивает и улучшает эффективность обмена информацией и общения.

3е. Каким образом обеспечивается в организации социальная защи­та работников. Оценивается, как организация:

· содействует осведомленности работников в вопросах безопасно­сти труда, здравоохранения и защиты окружающей среды, и их вовлеченности в решение этих проблем;

· устанавливает уровни социальной защиты (пенсии, медицинское обеспечение, забота о детях и т. д.);

· содействует общественной и культурной активности;

· обеспечивает необходимые удобства и обслуживание (время для отдыха, транспорт и т. д.).

 

Основной целью внедрения самооценки является улучшение работы организации. Однако сам по себе процесс самооценки еще не обеспечива­ет совершенствования деятельности организации, он обеспечивает лишь «моментальный снимок» состояния дел и предоставляет информацию о сильных сторонах деятельности организации и об областях, где можно ввести улучшения, а также позволяет дать ее оценку в баллах. Если ре­зультаты самооценки не будут использованы для разработки и реализации соответствующих мероприятий, она не даст эффекта.

Приведенные выше рекомендации были использованы при проведении самооценки в компании ОАО« Атомэнергоэкспорт» , которой в период 1990-2002г.г. руководил автор статьи

 

Процесс подготовки и проведения самооценки в ЗАО « Атомэнергоэкспорт»

 

Этапы Исполнители Рекомендации по выполнению
Руководство организации Решение должно быть принято и оформлено на уровне высшего руководства предпри­ятия, доведено до коллектива с разъяснением целей самооценки и ее роли в совершенство­вании деятельности организации
2. Назначение руководителя проекта

Руководство организации Руководителя проекта целесообразно вы­брать из числа специалистов предприятия, имеющих специальную подготовку в облас­ти качества, опыт работы в организации и руководящей работы
3. Назначение руководи-телей подразделений, ответственных за проведение самооценки по критериям

Руководство организации Ответственными за проведение самооценки по одному или несколько критериям могут быть назначены руководители с учетом об­ласти их деятельности в организации.  
Руководители, назначенные на этапе 3 по согласованию с руководителем проекта Конкретные работники могут быть назначе­ны для составления разделов отчета по од­ному критерию или по одному (нескольким) составляющим критерия с учетом их подго­товки, квалификации и области деятельности
Руководство организации по согласованию с руководителем проекта Члены экспертной группы (как правило, 5-6 человек) могут быть назначены из числа ру­ководителей и специалистов, имеющих под­готовку в области систем качества. Возмож­но, что отдельные работники будут включе­ны как в группу подготовки отчета, так и в экспертную группу. Роль главного эксперта может выполнять руководитель проекта  
Руководитель проекта Учеба может быть организована руководи­телем проекта на основе изучения настоя­щих Рекомендаций или под руководством экспертов прошедших специальную подго­товку
Члены рабочей группы Каждый член рабочей группы составляет раздел отчета по закрепленным за ним кри­териям или их составляющим.
Руководитель проекта В сводном отчете наименование критериев и их составляющих должны соответствовать их наименованиям.
  Руководитель проекта  
Руководитель проекта  
11. Направление копий отчета членам экспертной группы

Руководитель проекта  
12. Проведение экспертами оценки по отчету

Экспертная группа Эксперты дают оценку в баллах по каждой составляющей критерия и суммарную оцен­ку. В случае необходимости эксперты обра­щаются в соответствующие подразделения за дополнительной информацией. Одновременно эксперты отмечают сильные стороны организации по каждой составляющей кри­терия и области деятельности организации, где возможны улучшения.
13. Оформление экспертного заключения на основе консенсуса

Экспертная группа Эксперты под руководством главного экс­перта совместно обсуждают результаты оценки, приходят к консенсусу как по числу присуждаемых баллов, так и по сильным сторонам деятельности организации, а также по тем областям, где возможны улучшения Совместная оценка отражается в экспертном заключении
14. Представление экспертного заключения руководителям организации

Руководитель проекта  
Руководство организации Руководители организации определяют при­оритеты в совершенствовании ее деятельно­сти с учетом имеющихся ресурсов, общих принципов и целей, а также внешних обстоя­тельств. Если цели проведения самооценки включали определение целесообразности участия в конкурсе на соискание премии Правительства РФ в области качества, то руководство организации принимает реше­ние об этом на основе представленного экс­пертного заключения.  
16. Формирование плана мероприятий по совер-шенствованию деятель-ности организации

Руководство организации Процедуру планирования мероприятий целе­сообразно «встраивать» в уже существую­щую практику планирования, сложившуюся в организации. Если руководство организа­ции принимает решение об участии в кон­курсе на соискание премии, то соответст­вующие мероприятия также должны быть запланированы с учетом условий конкурса, изложенных в Руководстве для участников конкурса.
17. Контроль за реализацией плана мероприятий

Руководство организации Учитывай, что период между самооценками составляем, как правило, год, в этом интер­вале целесообразно организовать контроль за реализацией плана мероприятий

Оценка конкурсантов проводится комиссией экспертов во главе с ведущим экспертом. Оценка выражается числом баллов по каждому кри­терию и общей суммой баллов.

Самооценка деятельности Объединения АЭЭ по критериям Россий­ской премии по качеству по результатам анкетирования 20 июня 1998 г. выглядит следующим образом.

 

 

Рис. 1 График сравнительных результатов самооценки деятельности АЭЭ руководством и сотрудниками