ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

1. Глобальный этический кодекс туризма (одобрен на Генеральной ассамблее Всемирной туристкой организации (ВТО) в Сантьяго (Чили) 1 октября 1999г.)

2. Федеральный закон от 24.11,1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации»

3. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие – М.: Аспект Пресс, 2006

4. Бикташева Д.Л., Гиевая Л.П., Жданова Т.С. Менеджмент в туризме: Учебное пособие. – М.: Альфа – М.: 2007

5. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2006

6. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

7. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес: Учебное пособие. – РнД: Феникс, 2007

8. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. , Яковлева Н.Г.: Учебное пособие – РнД: Феникс, 2007

9. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: Учебное пособие – М.: КНОРУС, 2005

10. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник. – М.: Академия, 2007

11. Зельдович Б.З. Как завоевать и удержать клиента в туристическом бизнесе: Учебное пособие – М.: Аспект Пресс, 2008

12. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник – Мн.: ООО «Новое знание», 2005

13. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник. – Мн.: ООО «Новое знание», 2005

14. Квартальнов В.А., Зорин И.В. и др. Менеджмент туризма. Основы менеджмента: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2006

15. Косолапов А.Б., Елисеева Т.И. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства: Учебное пособие – М.: КНОРУС, 2007

16. Котлер Ф., Боуэн ДЖ., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник – М.: ЮНИТИ, 2005

17. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник – М.: Академия, 2006

18. Мотышина М.С., Большаков А.С., Михайлов В.И. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие – РнД: Феникс, 2008

19. Орлова Э.А. Менеджмент и связи с общественностью в сервисе и туризме: Учебно-методическое пособие – Краснодар, 2003

20. Переверзев М.П. Менеджмент: Учебник – М.: Инфра-М, 2007

21. Райли М. Управление персоналом в гостеприимстве: учебник: пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

22. Руденко А.М. Психология социально-культурного сервиса и туризма: Учебное пособие - РнД; Феникс, 2007

23. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2007

24. Саак А.Э., Якименко М.В. Менеджмент в индустрии гостеприимства – СПб.: Питер, 2008

25. Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма: Учебное пособие – М.: Магистр, 2007

26. Скобкин С.С. Менеджмент в туризме: Учебное пособие – М.: Магистр, 2007

27. Федцов В.Г. Культура гостинично-туристского сервиса: Учебное пособие – РнД: Феникс, 2008

28. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник – М.: Юркнига, 2007

29. Менеджмент и маркетинг в социально-культурной сфере: Учебное пособие – СПб.: Книжный дом, 2006

 

Авторитарный стиль управления – стиль деятельности руководителя, менеджера, в основе которого лежит абсолютизация принципа единоначалия и полное отрицание коллегиальных (коллективных) методов принятия решения. Характеризуется стремлением руководителя полагаться исключительно на формальный авторитет должности, на принуждение.

Авторское право –отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Субъектами авторского права является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Агентство туристское -посредническое учреждение, специализированная туристская фирма по разработке, реализации и организации путешествий, производящая продажу туристских путевок, предоставляющая другие посреднические услуги по организации туристско-экскурсионного обслуживания.

Административная наука –одна из отраслей в науке об управлении. Длительное историческое время понятие «управление» отождествлялось с понятием государственное управление и политика. Последнее формировалось многими исследователями как наука о государственном управлении (Платон, Макиавелли, Конт, Сен-Симон, Вебер и др.). С развитием рыночного хозяйства, с оттеснением государства от управления экономикой осмысливаются другие разновидности управления – экономическое, социальное, менеджмент.

Баланс рабочего времени – показатель использования рабочего времени одним среднесписочным рабочим в течение года. Целью расчета БРВ является определение эффективного (полезного) фонда времени работы одного рабочего в год с учетом: средней продолжительности рабочего дня одного среднесписочного рабочего, принятого календарного режима работы, планируемых невыходов на работу и внутрисменных регламентированных перерывов.

Бизнес туристский –1)экономическая деятельность туристской организации, дающая прибыль; 2) любой вид туристской деятельности, приносящий доход или иные выгоды.

Бизнес-планирование – процесс разработки и осуществления системы мероприятий по реализации предпринимательского, инвестиционного проекта, развитию предприятия (организации) на определенный период времени. Бизнес-планирование в российской экономике имеет свои особенности.

Бюрократический стиль управления –приверженность менеджера к отжившим методам и приемам работы; нежелание досконально знать дело и нести за него ответственность; затягивание решение дела, создание волокиты; безынициативность, нацеленность на указания сверху; мелочная опека в отношении подчиненных, ненужное, а подчас и вредное вмешательство в их текущие дела; стремление перестраховать свою деятельность ссылками и согласованиями.

Венчурная (рисковая) фирма –мелкая или средняя инвестиционная фирма, занятая научными исследованиями, инженерными разработками и их кредитованием.

Власть – способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств (право, авторитета, воли, принуждения); система государственных органов; лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями. Сущностью в. являются отношения руководства, господства, подчинения. Возможны различные виды в.: экономическая, политическая и духовная.

Власть в организации – возможность социальных субъектов (органов управления, отдельных руководителей) в силу определенного положения в системе формальных отношений в иерархической структуре организации влиять на поведение других людей; право и возможность распоряжаться, определяемые совокупностью полномочий, обеспечивающих с помощью правовых норм организаций согласованную совместную деятельность людей и структурных подразделений предприятия, фирмы, учреждения.

Гостеприимство –важнейшее потребительское свойство туристского продукта; умение дать почувствовать клиенту, что ему рады, с достоинством продемонстрировать ему уважение, оказывать любезность. Формула гостеприимства: достоинство + уважение + любезность.

Гость –1) древнерусское слово означает «приезжий купец» (Х1 в.); в русском государстве в ХУ1-ХУ11 в.в. так называли наиболее богатых купцов, получивших царскую жалованную грамоту на особые привилегии и право на внешнюю торговлю; 2) лицо, приглашенное для туристкой поездки.

Гостиница –основное предприятие индустрии гостеприимства, осуществляющее прием и обслуживание посетителей.

Гражданское общество - комплекс общественных отношений, относительно самостоятельная совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей. Часть общества, взятая как бы взятая вне политической власти и включающая в себя преимущественно неполитические отношения.

Гуманизм - совокупность взглядов, выражающих уважение достоин-ства и прав человека, признание его ценности как личности, заботу о благе людей, их свободном всестороннем развитии, создании благоприятных для человека условий общественной жизни.

Делегирование полномочий –передача части прав одного юридического лица другому (как правило, от высшего к низшему) который принимает на себя ответственность за них.

Деловая оценка персонала предприятия – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.

Деловая этика – это учение и практикаповедения человека в соответствии с понятиями о добре и зле, о назначении человека в обществе и смысле жизни и деятельности.

Деловые игры – метод имитации выработки и принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и ЭВМ.

Деятельность туристская –1) туроператорская и турагентская деятельность, а также деятельность по организации, а также иная деятельность по организации путешествий; 2) занятие туризмом, отдыхом, экскурсиями, досугом; 3) проявление социальной политики государства, профсоюзов, предприятий в целях реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.

Дракер Питер Ф.(1909-….) – американский экономист, социолог, публицист, специалист в области проблем управления. В 1931 году получил степень доктора юриспруденции во Франкфурте; в 1937 эмигрировал в США, где был экономическим и финансовым консультантом крупнейших корпораций; с 1942 года работал профессором философии, политологии и социальных наук в различных учебных заведениях США.

Единоначалие – форма организации управления, при которой во главе органа управления (его структурного подразделения) предприятия, учреждения или организации стоит одно лицо, правомочное принимать в пределах своей компетенции юридически обязательные решения.

Жизненный цикл организации –совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Закон Федеральный «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» -принят в 1996 (№132-ФЗ); определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Законы организации - это устойчивые количественные и качественные соотношения междууправляющей и управляемой системой. Выделяют з.о. первого и второго порядка, а именно:

-законы первого порядка: закон синергии; закон развития; закон самосохранения.

- законы второго порядка: закон единства анализа и синтеза; закон информированности-упорядоченности; пропорциональности и композиции.

Иерархия управления.Для управления характернаопределенная уровневость, а именно: конкретные функции управления, общие функции управления, типовые процедуры, набор операций.

Издержки – денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности.

Индустрия гостеприимства –сфера предпринимательства, состоящая из видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям.

Индустрия туризма –1) совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков; 2) межотраслевой комплекс по производству товаров и услуг для туризма; 3) самостоятельное звено хозяйственной структуры – экономическая система, состоящая из комплекса отраслей и подразделений, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений.

Инжиниринг– обособленная деятельность предпринимательских организаций, связанная с созданием объектов промышленной собственности, деятельность по проектированию, производству и эксплуатации машин, оборудования, строительству зданий и сооружений, организации производственных процессов с учетом их функционального назначения, безопасности и экономичности.

Информация туристская –необходимые и достоверные сведения: о правилах въезда в страну (место) временного пребывания туриста и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды.

Инфраструктура туристская –комплекс действующих сооружений и сетей производственного (инфраструктура производственная), социального (инфраструктура социальная) и рекреационного (инфраструктура рекреационная) назначения, используемая для обеспечения жизнедеятельности туристов

Искусство управления – комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль индивидуальных качеств менеджера в достижении успеха или эффективности управления.

Кадровое планирование имеет своей задачей предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в нужном количестве в соответствии с способностями людей, их склонностями и требованиями производства.

Карнеги Дейл(1888-1955) – известный американский специалист по управлению, в области ораторского искусства и человеческих взаимоотношений.

Качество туристского обслуживания –система менеджмента туризма, обеспечивающая доставку стандартизированных и сертифицированных, имеющих лицензию туристского продукта и услуг потребителю.

Качество туристского продукта– туроператор и турагент обязаны представить туристский продукт, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий и качестве туристского продукта туроператор обязан предоставить услуги, пригодные для использования.

Качество услуги –совокупность свойств, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Керженцев Платон Михайлович (1881-1940) – один из известных теоретиков и организаторов управления в СССР. Опубликовал более 100 книг по управлению, из них «Научная организация труда (НОТ)», «Принципы организации», «Борьба за время», «Организуй самого себя» и др.

Кибернетика – интеграционная наука об оптимальном управлении сложными динамическими системами, независимо от их природы (биологической, технологической, социальной). Термин К. в начале 19 века ввел Ампер, как термин для обозначения науки управления государством. Отцом современной К. считают Н.Винера.

Классическая (административная) школа управления (1920-1930гг.) связана с именем Анри Файоля. Важную роль в развитии идей этой школы сыграли Л.Урвик, Д.Муни и др.

Клиринг – система безналичных расчетов за поставленные товары, оказанные услуги и ценные бумаги, осуществляемые путем зачета взаимных финансовых требований и обязательств.

Коллектив – ячейка общества, в которой сочетаются общественные, групповые и индивидуальные интересы.

Команда– группа лиц, связанных системой отношений, обладающих некоторыми общими ценностями и отделенных от других социальных общностей определенным принципом обособления. К. присуща внутренняя организация, т.е. регламенты, нормы, формы контроля и др.

Коммуникация в организации – передача информации от человека к человеку в процессе деятельности, общение.

Концепция – комплекс ключевых положений (идей, принципов), дающих целостное представление о к.-л. явлении или событии, способствующих достаточно глубокому их пониманию, определяющих методологию и организацию практической деятельности.

Конъюнктура – состояние народного хозяйства в целом или на определенном рынке (региона или товара), а также направление и степень изменения этой ситуации. Характеризуется системой экономических показателей: соотношение спроса и предложения; динамика цен, курс ценных бумаг, объем товарооборота, уровень производственных запасов и запасов готовой продукции, загрузка производственных мощностей, уровень занятости, число банкротств и др.

Кружки качества – общественные формирования рабочих, инженерно-технических работников и служащих, образуемых на добровольной основе на участках, в цехах, отделах и др. подразделениях предприятий. Первоначально возникли в США, но распространились и на Европу и Азию. В Японии насчитывается более 250 тыс. к.к.

Лидерство – это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть группы объединяет, направляет действия всей группы. В основе лидерства лежат доверие, авторитет, признание профессионализма, готовность поддержки, личные симпатии, стремление учиться и перенимать опыт.

Линейная структура управления –структура, при которой управлен-ческие воздействия, передающиеся на другие уровни, включают административные функции и процедуры. Эти воздействия формируют линейные связи.

Линейно-функциональная структура управления –структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные – обязательные для исполнения, и функциональные – рекомендательные для исполнения.

Линейно-штабная структура управления –структура, предполагаю-щая образование в помощь линейным руководителям, обычно более высокого уровня, специализированных функциональных подразделений – штабов для решения различных задач.

Макиавелли Николо (1469-1527) – итальянский государственный деятель, классик политической мысли нового времени, историк, писатель. Его основные труды «Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «Искусство войны».

Маслоу Абрахам (1908-1970) – американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Известен как создатель иерархической теории потребностей.

Маркетинг туристский –комплекс определенных функций, осуществляемых администрацией туристкой компании в целях расширения рынка сбыта ее туристского продукта и услуг.

Матричная структура управления – структура, сочетающая вертикальные линейные и функциональные связи управления с горизонтальными.

Менеджмент – это тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики. Нередко М. отождествляют с искусством управления.

Менеджмент стратегический – разновидность менеджмента, главной особенность которого является дальновидность, целеустремленность, глубокий анализ, работа по стратегической программе.

Методы управления – совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Различают: Организационные, экономические и социально-психологические м.у.

Методы учета затрат рабочего времени. Затраты рабочего времени учитываются методами непосредственных замеров. Наиболее распространенными видами наблюдений при замере затрат рабочего времени являются: фотография рабочего времени, хронометраж, фотохронометраж.

Мозговая атака – средство стимулирования интеллектуальных творческих способностей человека, при котором участникам предлагается выдвинуть максимальное число управленческих решений (идей), в т.ч. самых фантастических.

Мотивация туристской деятельности –1) повод, побудительная причина к трудовой деятельности в туристской организации; 2) процесс выявления причин и характера туристской деятельности.

Нормирование труда –определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работы отдельными работниками в конкретных условиях и установление на этой основе норм труда; один из видов деятельности по управлению производством.

Ноу-хау – совокупность технических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, но не запатентованных.

Организационный аудит управленческой деятельности – контроль механизма и структуры управления организацией на основе принятых стандартов, норм, законов и принципов.

Организация рабочего места – создание необходимых условий для высокопроизводительного труда на рабочем месте с наименьшей затратой сил и времени.

Организация туристская –1) базовое понятие экономики туризма; 2) звено туристско-экскурсионной системы социального туризма, выполняющее функции управления или иные функции, не связанные непосредственно с предоставлением платных туристско-экскурсионных услуг.

Парадигма – 1) ключевая идея, лежащая в основе построения концепции; 2) исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблемы, их объяснении и решении.

Полномочия– 1) право на принятие управленческого решения; 2) реализация власти в действиях менеджера.Потребности рекреационные –необходимость в психо-физиологическом и духовно-интеллектуальном развитии сил индивида.

Потребности туристские –специфические потребности, по форме определяющие «охоту к перемене мест», тягу к путешествиям, познанию нового.

Посетитель –лицо, прибывшее на отдых или с туристскими целями, международное определение, впервые принятое МСОТО в 1972 г.

Предприятие питания –предприятие индустрии гостеприимства, специализирующееся на приготовлении блюд и напитков, обслуживании и предоставлении пищи гостям.

Предприятие туристское независимое –туристские предприятия (гостиницы и рестораны), которые находятся в зависимом владении, распоряжении, пользовании владельца, получающего прибыль от такой собственности.

 

Принципы управления – основные, исходные положения к.-л. теории, учения, науки. Подразделяются на общие и частные. Общие: объективность, системность, эффективность, конкретность, главного звена, единоначалия и коллегиальности, отраслевого и территориального управления. Частные: принципы управления, характерные для конкретной фирмы, компании.

Продуктовая структура управления – модификация иерархической схемы структуры управления. На производственном и обслуживающем уровне происходит обособление функций по выпускаемому продукту. Это позволяет вести отдельный сбыт, учет, снабжение и др. операции.

Проектная структура управления – структура, нацеленная на обеспечение эффективного управления параллельным выполнением на предприятии ряда крупных проектов или работ.

Путевка туристская –1) документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта, являющийся неотъемлемой частью договора туроператора или турагента с туристом; 2) неотъемлемая часть договора турагента или туроператора и туриста.

Путешествие –1) комплексная туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение оздоровительных, познавательных потребностей туристов при определенных условиях их жизнеобеспечения; 2) перемещение людей по какой-либо территории с целью изучения, в общеобразовательных, познавательных, спортивных и др. целях.

Реклама туристская –активное средство осуществления маркетинговой политики туристкой фирмы по продвижению туристского продукта, усиления связи между производителем и потребителем туристских услуг.

Ресторан –предприятие общественного питания, в котором можно заказать блюда и напитки в соответствии с предлагаемым меню.

Рынок туристский – 1) система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги; 2) совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить.

Сертификация туристской деятельности –процедура подтверждения соответствия туристского продукта, услуг и иных объектов установленных требованиям.

Системный подход – метод, рассматривающий связи и целостности сложных систем. В деловой практике он означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всевозможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях.

Средства размещения в туризме –средства, используемые туристскими организациями для оказания гостеприимства и предоставления услуг размещения во время путешествия.

Стиль руководства – совокупность своеобразных приемов управления. Различают авторитарный, демократический и либеральный с.р.

 

Страхование в туризме –1) оформление страхового полиса, которым предусматриваются оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания; 2) защита имущественных интересов физических лиц от событий, которые обязательно произойдут за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страховых взносов; 4) средство защиты всех форм собственности, жизни и здоровья граждан от непредвиденных бедствий и посягательств третьих лиц.

Структура управления– совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах, обеспечивающих целостность управления и его тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

Тейлор Фредерик Уинслоу (1856-1915) – основатель школы научного управления (тейлоризма), американский инженер-практик и менеджер.

Теория игр – дисциплина, изучающая формальные модели принятия оптимальных решений в конфликтных ситуациях, в том числе в условиях неопределенности.

Технократия – 1) социальный слой высших руководителей производства, который входит в правящую элиту современного общества; 2) социологическая концепция, в основе которой лежит положение о ведущей роли технических специалистов в жизни общества.

Турагент –1) лицо, уполномоченное по агентскому договору, договору комиссии или договору поручения совершать от имени комиссионера, доверителя деятельность по продвижению и реализации продукта поручителя; 2) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации турпродукта.

Туризм –временные выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Турист –гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.

Туристика –целостная система современных фундаментальных и прикладных наук о туризме, туристской деятельности, туристской экономике, менеджменте туризма и туристском законодательстве.

Туроператор –юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по формированию, продвижению, реализации туристского продукта.

Туроперейтинг –деятельность туроператора по комплектации туров и услуг, не производимых самим туроператором.

Управление карьерой заключается в том, что с момента принятия работника на предприятие до его предполагаемого увольнения необходимо организовать его планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение по системе должностей или рабочих мест.

Управленческая технология – искусство, мастерство и умение, набор средств и методов для осуществления целенаправленного управленческого воздействия.

Управляемость – это реакция управляемой системы на воздействие управляющей системы; характер и мера восприятия коллективом управленческих решений, принимаемых менеджером.

Файоль Анри (1841-1925) – французский исследователь и основатель классической (административной) школы управления, известный специалист в области менеджмента. Его книга «Общее и промышленное управление» (1916) сделала его известнейшим европейцем, внесшим вклад в теорию научного менеджмента.

Форд Генри (1863-1947) – американский промышленник, король автомобилестроения США, один из создателей теории менеджмента. А.Гастев писал: «…Форд – это Тейлор, заменивший людскую организацию буквально сталью».

Функции управления – составная часть любого процесса управления. Выделяют такие функции управления как планирование, организация, мотивация, контроль и координация.

Функциональная структура управления – структура, при которой управленческие воздействия разделяют на линейные и функциональные и каждое из этих воздействий обязательно для исполнения. Имеет свои достоинства и недостатки.

Цели организации – прогнозируемые, планируемые и желаемые результаты, которые должны быть достигнуты организацией и на достижение которых направлена ее деятельность.

Школа научного управления – первая из четырех управленческих школ (1885- 1920). Родоначальника школы Ф.У.Тейлора американцы называют «отцом» современного менеджмента. Серьезный вклад в развитие школы внесли Фрэнк и Лилия Гилберт.

Эффект Хоторна – социально-психологический эксперимент, прово-дившийся в течение 13 лет на заводе «Вестерн электрик» в г.Хоторне близ Чикаго. Элтон Мэйо (организатор эксперимента) изучал влияние различных факторов на производительность труда. Обобщение данных позволило создать новое направление в менеджменте – школу «человеческих отношений» (1930-1950).

Экономика туризма –ряд явлений и взаимоотношений, являющихся результатом взаимодействия туристов, туристского бизнеса, сферы гостеприимства, администрации и процесса привлечения, размещения и обслуживания туристов.