Процесс принятия решений

Содержание и классификация управленческих решений

Лекция 11 МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

ПЛАН:

11.1 Содержание и классификация управленческих решений

11.2 Процесс принятия решений

11.3 Методы принятия управленческих решений

 

Управленческое решение направлено на разрешение проблемной ситуации. Принятие решений – один из основных и наиболее ответственных видов деятельности менеджера, поскольку от правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а следовательно, и эффективность деятельности работы предприятия социально-культурного сервиса и туризма.

Под управленческим решением понимают выбор альтернативы, направленной на решение проблемной ситуации. В более широком понимании управленческое решение – основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих достижение целей организации.

Основные признаки, отличающие управленческие решения:

· цели. Субъект управления принимает решения исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации;

· последствия. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь других людей;

· разделение труда. В организации одни работники заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие – реализацией уже принятых решений;

· профессионализм. В управлении организацией принятие решений – ответственный процесс, требующий профессиональной подготовки.

В управленческой практике принятия решений сложились два основных подхода.

1. Индивидуальный подход предполагает, что большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления одним или небольшой группой менеджеров.

2. При групповом подходе к принятию решений менеджер высшего уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует полномочия на самый низкий уровень управления. Этот подход предохраняет менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем.

В процессе управления принимается огромное количество разнообразных решений, которые можно классифицировать по ряду признаков (табл14).

 

Таблица 14 - Классификация управленческих решений

 

Признак классификации Вид
По степени повторяемости проблемы · традиционные; · нетипичные
По значимости цели · стратегические; · тактические
По сфере воздействия · локальные; · глобальные
По сроку действия последствий решения · долгосрочные; · среднесрочные; · краткосрочные
По широте охвата · общие; · узкоспециализированные
По субъекту, принимающему решения · единоличные; · групповые или коллективные
По количеству критериев выбора · простые; · сложные
В зависимости от метода разработки · формализованные; · неформализованные
По функциональному признаку · экономические; · социальные; · технические; · организационные

 

Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, данная А. Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури, которые выделяют:

· организационные решенияэто выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью;

· интуитивные решения выбор, основанный на суждениях, ощущениях, обусловленный знаниями или накопленным опытом;

· рациональные решения не зависит от прошлого опыта и обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

На принятие решений большое внимание оказывает личностный профиль менеджера, т.е. совокупность индивидуальных особенностей руководителя. Это обстоятельство дополняет классификацию управленческих решений следующими разновидностями:

· инертные решенияхарактеризуются крайне медленным появлением исходной гипотезы, оценки сверхкритичны, каждый шаг проверяется неоднократно, что ведет к растягиванию процесса принятия решения;

· решения осторожного типа характеризуются особой тщательностью оценки гипотез, критичностью. Человек, прежде, чем прийти к какому-либо выводу, совершает длительную подготовку;

· решения уравновешенного типа свойственны людям, которые предварительно анализируют условия и требования задачи, формулируют исходную идею и только после этого приступают к проблеме. Подобная тактика принятия решений наиболее продуктивна;

· рискованные решения напоминают импульсивные. Разница в том, что они не обходят этап обоснования гипотезы, а приходят к оценке лишь после того, как обнаружена какая-то несообразность;

· импульсивные решения характерны для людей, которые относительно легко генерируют идеи, но мало заботятся об их оценке. Процесс принятия решений проходит скачкообразно, минуя этап обоснования и проверки.

 

Процесс принятия решений сложен и включает ряд стадий и операций. Вопросы о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, решаются менеджерами по-разному. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и культуры организации.

Классический подход к принятию управленческих решений состоит в выполнении следующих обязательных действий.

1. Определение проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая разрешения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, изучения положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения. Таким образом, процесс определения проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.

2. Выявление ограничений и определение альтернативы. Причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы (внешняя среда), которые менеджер не может изменить. Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений, поэтому необходимо определить их источник, суть и наметить возможные альтернативы, т.е. нужно выделить все возможные действия, устраняющие причины, создающие проблемы.

3. Принятие решения. На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.

4. Реализация решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры по конкретизации решения и доведения его до исполнителей. Иначе говоря, ценность решения состоит в том, что оно осуществлено.

5. Контроль за исполнением решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами.

Управленческое решение можно формировать на трех стадиях развития проблемы:

· в начале развития, когда величина проблемы не внушает опасений. Решение будет упреждающим;

· в период устойчивого опасного развития, когда величина проблемы оказывает существенное негативное влияние на управленческую деятельность. Решение будет действовать с некоторым запозданием от проявления негативных результатов проблемы;

· в период стабилизации, когда всем станут очевидны размеры проблемы и опасное действие. Решение будет действовать в режиме реального времени.