Особенности туризма как объекта управления

Таблица 1 - Классификация туристских предприятий

 

Предприятия сферы первичных услуг Предприятия сферы вторичных услуг
Турфирмы Организации прямого назначения Организации косвенного назначения
· туроператоры; · турагенты · средства размещения; · лечебно-оздоровительные курорты; · транспортные предприятия; · предприятия по изготовлению и торговле сувенирами; · организации по оказанию дополнительных услуг туристам (гиды, музейно-экскурсионный бизнес и т.д.)   · рекламные организации; · страховые компании; · информационные туристские предприятия · предприятия питания вне гостиничного хозяйства; · городские транспортные средства; · банки, химчистки, лечебные заведения; · учебные заведения, готовящие кадры для туриндустрии

 

Все турфирмы выступают на рынке или как туроператоры или как туристские агентства.

Туроператор – туристское предприятие, занимающееся комплектацией услуг производителей в новый самостоятельный туристский продукт в соответствии с потребностями туристов и его реализацией либо самостоятельно, либо через посредников.

Всех туроператоров, работающих на туристском рыке можно классифицировать следующим образом.

1. По размерам:

· крупные – предприятия, услугами которых пользуются более 100 тыс. человек в год, а их оборот составляет около 35 млн. долл.;

· средние – от 30 до 100 тыс. человек в год;

· мелкие – обслуживают до 30 тыс. человек в год.

2. По виду деятельности:

· операторы массового рынка – продают турпакеты в места массового туризма с использованием чартерных авиарейсов («Натали Тур», «Инна Тур», «Стар Трэвел» и др.);

· операторы, специализирующиеся в определенном сегменте туристского рынка («Библио-Глобус» - Кипр; «Линта-Тур» – лучший оператор России по Америке).

3. По месту деятельности:

· операторы внутреннего рынка;

· операторы внешнего рынка.

4. По экономическим целям:

· коммерческие туроператоры – их основная цель – получение большой и постоянно прибыли;

· некоммерческие – интересы увеличения прибыли для них стоят не на первом месте;

· предприятия «черного» туризма занимаются туристской деятельностью не постоянно, а по обстоятельствам.

Турагенты – все предприятия и учреждения, которые приобретают туры, разработанные туроператором, и занимаются их продвижением и сбытом за агентское вознаграждение или за наценку к цене туроператора.

Основные различия между туроператором и турагентом:

· система доходов. Туроператор покупает определенный набор туруслуг. Его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Турагент действует как розничный продавец, его прибыль складывается из комиссионных за продажу произведенного туроператором турпродукта;

· принадлежность турпродукта. Туроператор имеет запас турпродукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт только тогда, когда клиент выражает заинтересованность в покупке.

 

Туризм как объект управления имеет ряд особенностей.

1. Первая особенность туризма заключается в большой глубине его проникновения и сложности взаимосвязей между его составными элементами. В туриндустрии много предприятий и организаций, которые так или иначе должны вписываться в единую региональную систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке. Но важнейшая проблема менеджмента региона является одновременно важнейшим отличительным признаком менеджмента туристской организации. Туризм как явление существует везде, где живет человек.

2. Вторая особенность – сильное влияние со стороны заинтересованной клиентуры. Туристские организации работают с большим количеством заинтересованных лиц, которые оказывают сильное влияние на организацию (население, политические структуры, городское управление, туристы).

3. Неотделимость турпродукта от источника формирования, неосязаемость и несохраняемость туристского продукта.

4. Специфика турпродукта связана со спецификой туристского спроса. Спрос это неоднороден в силу трех причин: а) непостоянство качества турпродукта (на изменчивость качества услуг влияют как сам потребитель, его уникальность, так и тот, кто услугу оказывает); б) разнообразие потребителей услуг; в) высокая значимость общественных факторов (социальных, экономической ситуации в стране, экологии).

5. Комплексность туристских услуг. Этот комплекс турист объединяет в понятие «цель путешествия».

6. Сезонность, т.е. зависимость туристских услуг прежде всего от природно-климатических факторов. Туристские организации принимают меры, направленные на уменьшение сезонных спадов (например, сезонная дифференциация цен), а также на развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям (конгрессный, деловой)

В связи с этим можно выделить черты, характерные для управления любым туристским предприятием.

1. При планировании туристкой деятельности в центре внимания должны быть нужды, потребности и желания конечных потребителей.

2. Непервичность туристкой услуги. Туристский продукт не стал еще товаром первой необходимости, хотя в современном мире значение туризма как средства восстановления сил и здоровья огромно.

3. В туристской отрасли большое значение имеет маркетинг, так как продавец услуги, не имея возможности представить ее образец-эталон, должен найти аргументы в пользу своего товара-услуги, а это можно сделать только при хорошо отлаженной системе маркетинга.

4. В связи с непостоянством качества услуги возникает необходимость ее постоянного контроля, т.е. эта функция менеджмента приобретает особую значимость.

5. Туристская услуга уникальна (повторить ее во всех аспектах невозможно, и даже два тура по одному и тому же маршруту у одной фирмы проходят по-разному)