Лекция 2 СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ СЕРВИСА И

Контрольные вопросы

Понятие и классификация методов менеджмента

Реализация рассмотренных ранее функций управления осуществляется путем применения различных методов.

Метод управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает «способ достижения» какой-либо цели. Разнообразие методов управления вызывает необходимость их упорядочения по определенным критериям. На коллектив можно воздействовать двумя основными способами: принуждением и побуждением (мотивацией). В первом варианте коллектив заставляют выполнять то, что от него требуется, во втором – он практически сам выполняет требуемое, поскольку он в этом заинтересован.

В связи с этим выделяются следующие методы управления.

1. Регламентирующие:

· организационные;

· административные.

2. Стимулирующие:

· экономические;

· социально-психологические.

Организационными методамиреализуется одна из важнейших функций управления – организационная. С помощью этих методов организация проектируется, учреждается; ее работа нормируется, регламентируется, обеспечивается необходимыми инструкциями, фиксирующими расстановку персонала, его права, обязанности и т.п.

Административные методыв основном опираются на власть руководителя, они призваны обеспечить дисциплину и четкость труда, координацию действий работников. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. Эти методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д.

В рамках организации возможны три формы проявления административных методов:

1. обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

2. согласительные методы (консультации, разрешение компромиссов);

3. рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т.п.)

Организационно-административные от других методов отличаются четкой адресностью директив, обязательностью выполнения распоряжений, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. По существу организационно-административные методы – это методы принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратился в первую жизненную потребность человека.

Экономические методы управления. Отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Экономические методы представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. Формы экономических методов руководства: планирование, анализ, ценообразование, финансирование, система материального поощрения.

В отличие от организационно-административных методов экономические предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказами, указаниями и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

Социально-психологические методы реализуются посредством усиления мотивации, согласования целей личности с целями фирмы, формирования общих ценностей. Предполагают воздействие на поведение работника и повышение его трудовой активности и нацелены, с одной стороны, на формирование благожелательных отношений между членами коллектива, а, с другой, - на раскрытие личных способностей каждого работника. Это, в конечном итоге, приводит к максимальной самореализации человека в повседневной деятельности и, следовательно, к повышению ее эффективности.

Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами.

Главная цель применения этих методов – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной степени будут решены воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы – человеческого фактора.

 

1. В чем состоит отличие категорий «управление и менеджмент»?

2. Что представляет собой содержание понятия «менеджмент»?

3. Дайте определение понятию «функция управления». Дайте краткую характеристику общих и конкретных функций управления.

4. В чем заключается сущность общих функций управления?

5. Дайте определение понятию «методы управления». По какому признаку происходит деление методов управления на регламентирующие и стимулирующие?

6. Дайте характеристику организационно-административных методов управления.

7. Какова роль экономических методов в управлении?

8. Охарактеризуйте социально-психологические методы управления.

 

Задание для самостоятельной работы:изучите опыт менеджмента за рубежом. Дайте сравнительную характеристику японской и американской школ менеджмента.