Виды и функции менеджмента предприятий сервиса и туризма

ЛИТЕРАТУРА

СЛОВАРЬ

Разработка мероприятий по снижению влияния инновационных рисков

При осуществлении инновационной деятельности наиболее вероятными рисками являются:

· риски отторжения инновации рынком;

· риски неполучения запланированной прибыли от внедрения инновации;

· риски несоответствия фактических параметров новшества плановым показателям;

· риски неполучения результатов инновационной деятельности к определенному в договоре сроку;

· риски нарушения патентных прав иных патентообладателей;

· риски потери ноу-хау компании.

Для снижения влияния негативных факторов, определяющих риски, используются различные методы управления: страхование, диверсификация, лимитирование, хеджирование.

Наиболее распространенным способом минимизации рисков является страхование. При страховании ответственность за неблагоприятное событие и обязательства по компенсации убытков берет на себя страховая компания (страховщик), а фирма-страхователь перечисляет страховые взносы. При наступлении страхового случая страховщик выплачивает страховое вознаграждение (так могут быть минимизированы, например, риски несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, риски потери ноу-хау компании).

Лимитирование — снижение уровня риска путем установления предельных размеров по предоставляемым кредитам, расходуемым финансовым ресурсам, объемам реализации. Метод может использоваться банком-инвестором инновационных проектов (минимизация финансово-кредитных рисков).

Хеджирование — способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры путем приобретения срочных контрактов на фондовом рынке (минимизация коммерческих рисков).

Диверсификация — минимизация величины кредитного риска за счет инвестирования разнонаправленных инновационных проектов. Суммарный риск диверсифицированного портфеля будет ниже, чем риски по каждому отдельному проекту.

 

 

Базисные инновации — принципиально новые решения, формирующие новую отрасль экономики.

Бенчмаркетинг — изучение конкурента, обладающего высоким инновационным потенциалом, для использования его опыта при формировании собственной инновационной стратегии.

Бизнес — инкубатор — организация, создаваемая для поддержки становления и развития новой фирмы.

Венчурные фирмы (риско-фирмы) — предприятия, осуществляющие реализацию высокорисковых инновационных проектов.

Виоленты — крупные компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой.

Внутренняя норма доходности — показатель экономической эффективности инновационного проекта. Представляет собой минимальный ожидаемый прирост капитала, инвестированного в инновационный проект.

Дисконт — процентная ставка по предоставляемому кредиту. Включает величину инфляции, рыночную премию за риск и пр.

Дисконтирование — процедура приведения разновременных денежных потоков к единому моменту времени.

Диффузия инновации — процесс ее масштабного распространения и использования в различных отраслях экономики.

Жизненный цикл инновации — совокупность этапов инновационной деятельности от зарождения инновационной идеи до масштабного распространения инновации.

Изобретение — новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в различных отраслях экономики.

Инноватор — участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке.

Инновационная стратегия — комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития.

Инновационный лаг — временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли).

Инновационный менеджмент — управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновационного развития предприятия путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный потенциал организации — совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.

Инновация (нововведение) — существенное изменение в различных областях общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике.

Инфраструктура инновационной деятельности — компании, осуществляющие поддержку инновационной деятельности, но не принимающие в ней непосредственного участия (кредитные организации, консалтинговые фирмы, информационные и патентные службы и пр.).

Исключительные права патентообладателя — монопольные права владельца охранного документа, на основании которых иное лицо может использовать охраняемый объект промышленной собственности с целью получения прибыли только с согласия патентообладателя.

Коммерциализация новшества — превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта.

Коммутанты — фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции.

Критерии охраноспособности (патентоспособности) — критерии, наличие которых выявляет эксперт при проведении экспертизы объекта по заявке о выдаче охранного документа. Для изобретения критериями охраноспособности являются: новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость.

Лицензиар — лицо, предоставляющее лицензию на объект промышленной собственности; владелец исключительных прав.

Лицензиат — лицо, которому передаются права на использование объекта промышленной собственности.

Лицензионный договор — документ, на основании которого патентообладатель (лицензиар) предоставляет определенные права на использование охраняемого объекта промышленной собственности другому лицу (лицензиату), принимающему на себя обязательства по внесению платежей лицензиару.

Лицензия на объект промышленной собственности — разрешение на коммерческое использование объекта промышленной собственности, предоставляемое лицензиаром.

Метод сетевого планирования и управления — метод планирования, при котором комплекс работ, необходимых для реализации проекта, представляется в логической последовательности и взаимосвязи с учетом условий проведения работ.

Модифицирующие инновации — решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений.

Новатор — участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе.

Новация — новшество, разработанное, но не внедренное в практическую деятельность.

Ноу-хау — конфиденциальные сведения финансового, технического, управленческого характера, предоставляющие дополнительные преимущества владеющему ими лицу.

Патент на изобретение — государственный документ, удостоверяющий авторство, устанавливающий приоритет и закрепляющий исключительные права патентообладателя на запатентованный объект.

Патиенты — компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок.

Паушальные платежи — лицензионное вознаграждение в виде твердофиксированных сумм, выплачиваемых целиком или в несколько приемов.

Полезная модель — конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления.

Промышленный образец — художественно-конструкторское решение объекта, определяющее его внешний вид.

Процедура патентования — установленный нормативными документами страны порядок подачи заявки на выдачу охранного документа, экспертизы на соответствие объекта патентования критериям охраноспособности, выдачи охранного документа и поддержания его в силе.

Псевдоинновации — решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений.

Реактивная инновация — инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента.

Реинжиниринг — осуществление радикальных преобразований для скачкообразного увеличения основных показателей деятельности фирмы.

Роялти — процентные отчисления с определенной суммы (определенного объема), причитающиеся продавцу объекта лицензионного соглашения.

Стратегическая инновация — инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем.

СВОТ-анализ — метод анализа факторов внешней и внутренней сред, учитываемых при разработке направления развития компании.

Сублицензия — лицензия, которая предоставляется лицензиатом (покупателем первичной лицензии) третьим лицам.

Технопарки — гибкие научно-производственные структуры, представляющие полигон по созданию и продвижению наукоемкой продукции.

Технополис — более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города — наукограды.

Товарный знак — обозначение, используемое для отличия однородных товаров (услуг) различных юридических (физических) фирм.

Трансфер инноваций — передача новшеств посредством коммерческого и некоммерческого технологического обмена.

Финансовый лизинг — процедура привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку.

Форфейтинг — операция по трансформации коммерческого кредита в банковский.

Франчайзинг — процедура предоставления товарного знака (фирменного наименования), ноу-хау, сбытовых каналов и клиентуры известной компании для реализации продукции малоизвестной фирмы.

Эксплеренты — компании, цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств.

 

1. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учеб. пособие. — М.:

Анкил, 2003.

2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. — СПб.: Питер, 2001.

3. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4. Вирсема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство. Возможности для будущего процветания. — М., 2000.

5. Виханский О.С. Менеджмент. — М.: 2002.

6. ВодачекЛ., Водачекова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. — М.: Экономика, 1989.

7. Воробьев В.П. Инновационный менеджмент: финансовый аспект. —СПб., 1996.

8. Глазьев С.Ю., Микерин Р.И. и др. Длинные волны НТП и социально-экономическое развитие. — Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1991.

9. Глухов В.В. Менеджмент. — М., 1999.

10. Гунин В.Н., Баранчеев В.П. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. — М.: ИНФРА-М, 2000.

11. Завлин П.И. Оценка эффективности инноваций. — СПб., 1998.

12. Завлин П.И., Ипатов А.А. и др. Инновационная активность в условиях рынка. — СПб., 1994.

13. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование, — М.: Финансы: ЮНИТИ, 2000.

14. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. проф. Л.Н. Оголевой. — М.: ИНФРА-М, 2001.

15. Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник /Под ред. А.Д. Корчагина. М.: ИНФРА-М, 1995.

16. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990.

17. Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание /Санкт-Петербург. Гос. инж.-экон. акад. — СПб., 1995.

18. Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. — М.:

ИКЦ «ДИС», 1997.

19. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционного проекта и их отбору для финансирования. — М.,1997.

Деятельность, называемая менеджментом сервисного предприятия, состоит из ряда отдельных функций, которые делятся на три основные группы:

1) общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

2) управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

3) конкретные области управления (маркетинг, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами.

Все функции управления делятся на конкретные и общие. Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. К основным видам менеджмента, свойственным современным организациям и связанным с теми или иными процессами, протекающими внутри них, относятся:

· производство;

· материальное обеспечение;

· сбыт;

· инновации;

· маркетинг;

· кадры;

· финансы;

· бухгалтерия.

Общие функции выделяются по этапам управления. Они были сформулированы в 1916 г. одним из основоположников менеджмента Анри Файолем:

1) планирование;

2) организация;

3) мотивация;

4) координация;

5) контроль.

Планирование– первый этап процесса управления, на котором определяются цели любой организации, а также средства и методы их достижения. Планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы как за счет выявленных возможностей, условий и факторов, так как по достижении поставленных целей формулируются новые.

Организационный этап– это этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Поскольку всю работу выполняют люди, то посредством этой функции определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также какие для этого потребуются средства.

Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе реализации организационной функции:

· определение и детализация целей фирмы, которые были определены в ходе планирования;

· определение всех видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;

· поручение различных задач работникам и объединение их в подразделения;

· координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений;

· единство цели;

· размах контроля (каждый менеджер отвечает за управляемых ими работников).

Мотивация –это деятельность менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы в плане повышения эффективности их труда для достижения как личных целей, так и целей фирмы.

Предприятия сферы сервиса и туризма ориентируются на два аспекта это проблемы: мотивацию потребителей и мотивацию трудовых отношений.

Мотивы путешествий – это причина, цель поездки, при отсутствии которой данная поездка не состоялась бы. Мотивация путешествий:

1) физическая (отдых для тела, лечение, спорт);

2) межличностная (знакомства, общество, социальные контакты);

3) престижная (личностное развитие, признание);

4) психологическая (отдых для ума, новые впечатления);

5) культурная (знакомство с чужими странами, искусство, религия, спорт).

Мотивация трудовых отношений – это совокупность стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деятельности. В этих целях используются:

· стимулирование, т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материального и морального стимулирования);

· собственно мотивирование, т.е. создание у работников внутреннего побуждения к труду (заинтересованность в труде, удовлетворенность трудом).

Сущность функции координациизаключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления и осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов, увязывания работы между исполнителями. Цели координации – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Для выполнения функции координации необходимо создание эффективной системы обратной связи, то есть получение данных о результатах. Система обратной связи позволяет руководству выявить непредвиденные проблемы и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути движения к поставленным целям.

Функция контроляэто вид управленческой деятельности, посредством которой показатели деятельности организации сравниваются с установленными стандартами (планами).

Различают три вида контроля: предварительный, текущий, заключительный.

В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие главные требования – критерии:

· эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);

· выполнение задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией, способствовать устранению отклонений и выработке эффективных решений;

· определение границ контроля – контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений;

· своевременность контроля – временной интервал между проведением измерений или оценок должен соответствовать контролируемому явлению;

· гибкость контроля – необходимо приспособление к реальным условиям;

· простота контроля – контроль должен соответствовать возможностям людей;

· соответствие виду деятельности – неподходящий механизм контроля может маскировать, а не выявлять важную информацию.

Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления, так как каждая управленческая функция движима другой. Возникает своего рода постепенное круговое движение.