ВВЕДЕНИЕ

Современная социально-экономическая система характеризуется переходом от воспроизводственного типа развития к инновационному, ориентированному на нововведения. Слияние производственной и научно-технической сфер, осуществленное в XX в., предопределило эти изменения, что позволило обеспечить технологический прорыв в различных отраслях хозяйственной деятельности.

В настоящий момент использование наукоемких продукций, современных информационных технологий, разработка и внедрение новшеств во всех сферах хозяйственной деятельности являются главными факторами, определяющими конкурентоспособность.

В этой связи особую актуальность приобретает формирование механизма, направленного на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро- и микроуровнях, т.е. механизма инновационного менеджмента.

Инновационные процессы в экономике давно обратили на себя внимание специалистов. Они отличаются той привлекательностью, что позволяют не только более выгодно и рационально удовлетворить существующий спрос на рынке, но и активно влияют на его формирование. Мировая практика показывает, что инновации являются мощным рычагом, способствующим разрешению возникающих противоречий и кризисов.

В современных экономических условиях инновационная активность предприятия является главным фактором выживания в конкурентной борьбе за потребителя и залогом успешного хозяйствования.

 

 

1. ИННОВАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1. ТЕОРИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

В основе инноватики (науки об инновациях) лежит волновая теория русского экономиста — директора Московского института конъюнктуры в 20-х гг. XX в. Н.Д. Кондратьева. Он выявил наличие длинных конъюнктурных волн в экономическом развитии общества и тем самым определил развитие экономики как процесс неравномерный и цикличный.

В соответствии с волновой теорией любая экономическая система характеризуется чередованием периодов подъема и спада в своем развитии (цикл конъюнктурных волн, выявленных Кондратьевым, длится около 50 лет, это так называемые «длинные» волны).

На базе своих исследований Кондратьев сделал ряд выводов.

Во-первых, перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходят значительные преобразования в социально-экономических процессах, которые выражаются в появлении значимых научных открытий, технических изобретений, изменений в сфере производства и обмена.

Во-вторых, периоды подъема циклов конъюнктурных волн сопровождаются, как правило, крупными социальными потрясениями (такими, как революции, войны).

В-третьих, понижательные волны данных циклов связаны с длительной депрессией сельского хозяйства.

Ученый также предположил, что поскольку повышательная волна большого цикла характеризуется радикальными изменениями в хозяйственных процессах, то ее возникновение обусловлено накоплением на стадии депрессии достаточного капитала для осуществления инвестиционной деятельности по обновлению основных производительных сил общества.

Конъюнктурные циклы, по мнению Кондратьева, носят международный характер и рассматриваются как последовательное нарушение и восстановление экономического равновесия.

Понятие «инновация» (нововведение) в экономическую науку было введено Йозефом Шумпетером, который рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов. На основе теории «длинных» конъюнктурных волн деловой активности он выявил новую возможность вывода производственной системы из кризиса, связанную не с ростом масштабов деятельности, сокращением издержек или ростом цены на прежнюю продукцию, а с изменением в хозяйственном процессе за счет создания и внедрения инноваций. По Шумпетеру, с помощью нововведений предприятие может использовать новые конкурентные приемы, отличные от прежних ценовых форм конкуренции.

Под нововведением Шумпетер понимал «новые комбинации, изменения в развитии». В своем основополагающем труде «Теория экономического развития» (1912) он выделяет пять случаев нововведений (сам термин «инновация» ученый стал использовать только в 1930-х гг.). К ним относятся:

· введение нового продукта либо неизвестного потребителям, либо нового вида продукта (потребительская новизна);

· внедрение нового метода производства;

· открытие нового рынка, на который данная отрасль промышленности не была представлена ранее;

· открытие нового источника сырья;

· внедрение новой организационной структуры в какой-либо отрасли промышленности.

Шумпетером было введено также понятие кластера инноваций — совокупности (пакета) базисных инноваций, реализуемых в единый момент времени.

Современные инновационные теории объясняют чередование циклов деловой активности сменой технологических укладов в общественном производстве. Под термином «уклад» следует понимать установившийся порядок организации какой-либо системы. Для технологического уклада характерно наличие единого технического уровня производительных сил и общего научного потенциала.

Жизненный цикл технологического уклада составляет примерно 100 лет и включает несколько фаз.

Первая фаза определяет зарождение нового технологического уклада, базирующегося на современных научных открытиях.

Для второй фазы характерна монополия, которой добиваются отдельные компании, производящие новые продукты Монополия удерживается некоторое время (до 20 лет), в течение которого фирмы-монополисты извлекают максимальную прибыль. В результате ответных действий, предпринимаемых конкурентами, монопольное положение нарушается и возникает третья фаза технологического уклада — доминирование.

Для фазы доминирования характерен скачок в развитии, которому способствует ускоренный приток капитала в новый технологический уклад. Продолжительность данной фазы около 50 лет, она связана со структурной перестройкой экономики, обновлением технологических процессов в общественном производстве.

Жизненный цикл технологического уклада завершает фаза угасания. Доминирование нового уклада в экономике приводит к постепенному устареванию предшествующего уклада.

 

1.2. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА

В современной экономической литературе отсутствует однозначное толкование инновации: существуют широкий и узкий подходы к ее определению.

В общем понимании (широкий подход) под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данного подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но устаревшего.

В узком смысле инновация — новое техническое решение, осуществленное на практике.

Официальные российские документы трактуют инновацию как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Следует отметить, что представление инновации в виде новой техники является, по мнению многих специалистов, некорректным, так как термин «новая техника» характеризует производственную сферу, в то время как инновации охватывают все сферы деятельности общества: производственную, экономическую, организационную, правовую, социальную.

Итак, нововведением мы будем считать существенное изменение в любой области общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике.

Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды или, иначе говоря, получение коммерческой выгоды от практического использования.

Нововведения создаются для улучшения финансового состояния предприятия и получения выгоды: прямой («живые деньги») и/или косвенной (долгосрочные конкурентные преимущества). В этом случае инициатор инновационного процесса при выборе направления разработки ориентируется на будущие высокие прибыли от коммерческого использования инновации.

Новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности, называется новацией.

В условиях рынка признаком инновации считается ее потребительская новизна. При этом продукция (услуга, метод и пр.) должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех).

Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить; противоречия между реальным и желаемым состояниями.

В современных условиях к одному из побудительных мотивов создания новшеств относится конкуренция на рынке, т.е. инновации связаны с рынком. Конкуренция стимулирует предприятия разрабатывать и внедрять новинки либо для удержания своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмента и получения дополнительных конкурентных преимуществ (в зависимости от инновационной стратегии фирмы).

Практика: Снижение спроса на большегрузные автомобили явилось серьезной проблемой для ряда предприятий машиностроения. Однако данная тенденция была своевременно выявлена высшим менеджментом АО «ГАЗ»: здесь была разработана новая модель микрогрузовика («Газель»). Это позволило предприятию сохранить свою платежеспособность за счет освоения нового сегмента рынка.

Американский специалист в области управления Питер Друкер утверждал, что «нововведение — особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг». Успех предпринимательства зависит от постоянного поиска идей для осуществления изменений внутреннего и внешнего характера.

Связь инновации с рынком является взаимообусловленной: неудовлетворенный рыночный спрос стимулирует создание и внедрение новшества; в свою очередь, появление инновации на рынке изменяет соотношение спроса и предложения, формирует новые рыночные сегменты, порождая новые рыночные потребности (см. рис. 1).

Инновация — продукт научно-технического прогресса.

Существенные новшества создаются на базе крупных научных открытий. Интеграция науки, техники и производства определяет предпосылки для возникновения и внедрения нововведений. Подобное объединение стало возможным в XIX в. Ранее в течение почти 2000 лет наука не оказывала значительного влияния на производство. Со становлением капитализма процессы научно-технического развития активизировались, влияние науки на производство усилилось. В настоящий момент существует тесная связь между научной и производственной сферами. Это обусловлено тем, что в современных условиях устойчивый экономический рост достигается за счет ускорения процессов внедрения в хозяйственный механизм новых решений и обеспечения непрерывности инновационной деятельности.

Процесс создания и внедрения инноваций ориентирован на получение положительного эффекта, который выражается в виде конкурентных преимуществ, приобретаемых фирмой. При угрозе развития кризиса на предприятии своевременно предпринятые инновации могут позволить устранить возникшую опасность и предотвратить кризис.

Однако положительный эффект в инновационной деятельности не всегда достижим, поскольку нововведения являются специфическим продуктом. Эта специфика заключается в неопределенности, возникающей при практическом использовании новшества, особенно при выводе на рынок продуктовых нововведений. Так, около 90% инноваций не воспринимаются рынком, поскольку существует масса факторов, влияющих на эффективность продвижения нововведения и затрудняющих прогнозирование масштабов его распространения.

Практика: В 1950 г. фирма «Сони» выпустила ленточный магнитофон — техническое устройство с превосходными эксплуатационными характеристиками. По прогнозам специалистов, покупатели должны были завалить фирму заказами. «Мы глубоко заблуждались, — говорил впоследствии Акио Морита, основатель и президент фирмы «Сони». — Это было совсем не то, о чем думали люди, как о самом необходимом. Мы не могли его продать».

Таким образом, инновационная деятельность является областью высоких рисков. По этой причине внедрению новой наукоемкой продукции на рынок должна предшествовать правильно организованная рекламная кампания, в процессе которой потребитель информируется о характеристиках новинки. Информационное обеспечение инновационных процессов считается основным элементом внедрения и масштабного распространения новшеств.

Нововведения — это результат планируемой и скоординированной деятельности субъектов инновационного процесса: разработчиков (научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), инвесторов (финансовые организации или крупные компании, венчурные фонды), внедренческих фирм. Качественное управление процессами нововведений позволяет значительно снизить инновационные риски и увеличить эффект от коммерциализации. Изменения, происходящие на предприятии спонтанно, инновациями не являются.

Таким образом, нововведение характеризуют следующие аспекты:

1. Нововведение является результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы.

2. Нововведением считается новшество, реализованное на практике.

3. Объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть техническая, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие сферы.

4. Нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность.

5. Нововведения связаны с рисками.

 

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

Для упорядочения сущности инновации как продукта творческой деятельности, осуществляемой в различных областях, используют классификацию. К ее формированию, ввиду широкого разнообразия инновационных изменений, существует множество подходов.

Так, нововведения делят на материальные (могут быть представлены в виде материального объекта, например, продуктовые и технологические) и нематериальные (не имеют вещественной формы, например правовые).

По сфере функционального применения выделяют технические, экономические, социальные, организационно-управленческие, образовательные и прочие нововведения.

Практика: Гениальнейшим техническим нововведением древности считается колесо.

Организация деятельности работников на основе принципа разделения труда — значимая организационно-управленческая инновация, позволившая во много раз увеличить производительность труда.

В 2003 г. банк «Возрождение» ввел новый банковский продукт — мультивалютный вклад, позволяющий диверсифицировать валютные риски. Это финансовая инновация.

В 2004 г. 60 субъектов РФ, в качестве эксперимента, предполагают внедрить образовательную инновацию — Единый государственный экзамен, объединяющий выпускные экзамены в средней школе и вступительные экзамены в вузе.

 

Классификация инноваций по различным признакам представлена на рис. 2.

 

 

Рассмотрим особенности различных видов инноваций.

Базисные инновации — это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль (пример: телега автомобиль, телефон → сотовый телефон). Как правило, они создаются на основе нового научного открытия.

Базисные инновации влекут за собой разработку пакета (кластера) модифицирующих нововведений.

Модифицирующие инновации — решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений (пример: катушечный магнитофон → кассетный магнитофон).

Модифицирующие нововведения призваны улучшить характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания.

Псевдоинновации — решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (пример: чайник с двумя носиками).

Источник инновационных идей может быть различным. Возникновение инновации стимулируют либо конкретные потребители, обладающие платежеспособным спросом, либо новое научное открытие, либо собственные потребности предприятия. Причем в зависимости от того, какой фактор повлиял на осуществление инновационного процесса, величина риска отторжения нововведения рынком будет больше или меньше. Так, если предприятие создает новшество, призванное заполнить свободную рыночную нишу, риск будет значительно ниже по сравнению с риском при внедрении инновации, основанной на научном открытии, которому еще никто не нашел практического применения.

Инновации могут быть представлены либо в виде продукта (новый товар), либо в виде процесса (новая технология, новая методика, новая организация труда).

Масштаб применения инновации характеризует ее значимость. Чем шире область диффузии (внедрения), тем выше эффективность нововведения.

В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках предприятия или его отдельного подразделения, нововведение не принимает товарной формы (не является предметом купли-продажи). При осуществлении межорганизационной инновации функции разработчика и производителя новшества отделены от функций его потребителя; увеличение масштаба применения до уровня одной или нескольких отраслей экономики существенно повышает значимость новшества.

Стратегия предприятия, определяющая его развитие и формирующая конкурентные позиции на рынке, влияет также на инновационное поведение фирмы. В зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии предприятие может осуществлять реактивные или стратегические нововведения.

Реактивная инновация — инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента. Реактивная инновация способствует сохранению рыночных позиций фирмы, но не создает дополнительных конкурентных преимуществ. Осуществление реактивных инноваций характерно для компаний, использующих оборонительные стратегии.

Практика: Из-за ускоренного развития рынка мобильной связи в России компании, работающие в данной области, регулярно предлагают новые услуги (новые тарифы, новые условия предоставления связи), позволяющие расширить круг клиентов.

Стратегическая инновация — инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем. Предприятия, реализующие стратегические нововведения, используют активную (наступательную) инновационную стратегию. Стратегические инновации скорее направлены на формирование новых потребностей, чем на удовлетворение существующих запросов на рынке. Фирма инноватор при внедрении стратегической инновации опережает своих конкурентов, что позволяет ей временно монополизировать рынок (до момента вывода на рынок реактивной инновации ближайшими конкурентами). Это преимущество агрессивный инноватор может использовать для усиления своих конкурентных позиций.

Практика: Ракетно-космическая корпорация «Энергия» является ведущей мировой компанией в создании космической техники и предоставлении услуг. Многие разработки РКК «Энергия» не имеют зарубежных аналогов.

В зависимости от стратегии инновации, осуществляемые фирмой, могут либо ориентироваться на существующий платежеспособный спрос на рынке, либо формировать новые рыночные потребности.

 

2. ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

 

2.1. СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Итак, инновация — продукт творческой деятельности коллектива, направленный на совершенствование существующей системы и имеющий практическую реализацию.

Процесс создания и использования инновации (инновационный процесс) — это регулируемый процесс от зарождения идеи об изменении до коммерческого использования новшества.

Рассмотрим структуру инновационного процесса, которая различна для материальных и нематериальных нововведений.

Для нематериальных инноваций характерна следующая схема:

1-я стадия: Возникновение инновационной идеи.

2-я стадия: Разработка.

3-я стадия: Реализация.

В случае осуществления крупных продуктовых нововведений структура инновационного процесса усложняется. Выглядит она следующим образом (см. рис. З):

Условные обозначения на графике:

ФИ — фундаментальные исследования; ПИ — прикладные исследования;

ОКР — опытно-конструкторские работы.

Рис. 3. Основные этапы инновационного процесса

Таким образом, инновационный процесс состоит из стадий создания новации и коммерциализации инновации.

Этап разработки новшества включает фундаментальные и прикладные исследования, создание опытного образца. На данной стадии осуществляется научно-техническая деятельность, в результате которой инновационная идея обретает конкретную материальную форму (в виде опытного образца).

Коммерциализация новшества представляет собой превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта. Этап коммерциализации включает фазы внедрения (пробного размещения на рынке) и диффузии.

Под диффузией инновации понимают процесс ее масштабного распространения и использования в различных отраслях экономики.

Совокупность всех стадий процесса нововведений носит название жизненного цикла инновации.

Этапы инновационного процесса, связанные с разработкой и первоначальным размещением нововведения на рынке (внедрением), являются капиталоемкими и характеризуются повышенными рисками, которые возникают вследствие неопределенности конечных результатов процессов нововведений. Поэтому инвестиционная деятельность, осуществляемая на данных этапах, считается рисковой (венчурной).

Представленный на графике (рис. 3) жизненный цикл инновации охватывает целый ряд взаимодействующих между собой организаций: научно-исследовательских институтов, проводящих фундаментальные и прикладные исследования, финансовых организаций и внедренческих компаний. Это так называемый глобальный инновационный цикл.

Эффективность инновационного процесса как совокупности операций, реализованных в течение определенного периода времени, зависит от ряда взаимозависимых факторов (см. рис. 4).

1. Инновационный потенциал организации — показатель, характеризующий способность компании к осуществлению процессов нововведений.

Инновационный потенциал организации является базовым критерием, определяющим результативность процесса создания и использования инноваций.

2. Направление инновационной деятельности. Успех будущего нововведения на рынке во многом зависит от выбора правильного направления разработки. Первоначальный выбор определяет весь ход последующей инновационной деятельности.

 

 

2.2 ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕСССА

 

 

Практика: Примеры неудач — запрет развития генетики и кибернетики в СССР; разработка супер-ЭВМ компанией IBM.

Примеры удач — развитие космической промышленности, космического туризма в России.

Направление инновационного процесса зависит от целей, которые должны быть достигнуты при осуществлении нововведений.

К ним можно отнести:

· сохранение позиций на рынке;

· завоевание новых сегментов рынка;

· структурное преобразование предприятия.

Инновационный потенциал организации, действия конкурентов, темпы развития рынка также оказывают воздействие на инновационный процесс. Оценка влияния факторов внешней и внутренней сред на процесс нововведений может осуществляться с использованием метода SWOT.

При выборе направления разработки учитывается величина достигаемого экономического эффекта, которая сопоставляется с уровнем потенциальных рисков.

3. Скорость осуществления инновационного процесса.

Скорость осуществления инновационного процесса характеризует показатель, именуемый инновационным лагом.

Инновационный лаг — временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли).

От величины данного показателя зависит результативность всего процесса нововведений. При создании и внедрении новинки фирма стремится монополизировать рынок и получить максимально возможную прибыль от коммерциализации нововведения. Время, в течение которого предприятие инноватор удерживает монополию, определяется скоростью реагирования конкурентов. Таким образом, чем быстрее компания разработает новшество и выведет его на рынок, тем быстрее окупит капиталовложения и опередит конкурентов.

Практика: Японцами используется показатель инновационности ТАТ, который происходит от американского «turm-around time» (успевай поворачиваться). ТАТ— эквивалент инновационного лага. Рекордное значение показателя ТАТ составило 4,7 месяца — фирма Matsushita (цветное телевидение).

4. Маркетинговая стратегия фирмы.

Маркетинговые исследования играют большую роль при проведении процесса нововведений, так как позволяют уменьшить риск отторжения нововведения на рынке. Они осуществляются на различных стадиях инновационной деятельности.

На этапе зарождения инновационной идеи задачи маркетинговых исследований заключаются в анализе рыночной ситуации, прогнозировании тенденций развития отрасли и нахождении сегмента рынка, не занятого фирмой-конкурентом. На основе полученных данных определяется направление инновационного процесса.

Конъюнктурные исследования на последующих этапах инновационной деятельности позволяют своевременно скорректировать ход процесса нововведений и адаптировать его к изменившимся условиям.

На заключительных стадиях инновационной деятельности маркетинговые исследования проводятся для выявления оптимальных форм коммерциализации, определения благоприятного момента вывода новинки на рынок, разработки эффективной сбытовой политики и форм ценового продвижения.

Таким образом, необходимо отметить, что инновационные процессы определяются следующими аспектами:

1. Носят циклический характер:

одно базисное нововведение влечет за собой пакет преобразований (пример: изобретение генератора электрического тока привело к значительным изменениям в различных отраслях).

2. Имеют вероятностный характер:

внедрение и продвижение инноваций на рынке — это всегда трудно предсказуемый процесс, так как существует вероятность расхождения расчетных и фактических показателей.

3. Обладают межорганизационным характером:

необходимо взаимодействие различных организаций (НИИ, инжиниринговых и консалтинговых фирм, финансовых организаций) для осуществления инновационного процесса.

4. Имеют межотраслевой характер:

нововведения могут быть использованы в различных отраслях экономики, масштаб распространения отражает их значимость.

 

 

3. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1. СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный процесс объединяет науку, технику, предпринимательство, т.е. охватывает все сферы деятельности, связанные с производством, обменом и потреблением.

Главными субъектами инновационной деятельности являются: новатор, инноватор, инвестор, реализующие основные функции по ее осуществлению.

Новатор — участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе.

Инноватор — участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение (коммерциализацию) новшества на рынке.

Инвестор — участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшеств.

Компания может осуществлять разработку и продвижение инновации, используя собственные ресурсы и возможности. В этом случае фирма совмещает все основные функции (финансирование, разработку, коммерциализацию) при реализации инновационной деятельности.

Однако инновационная деятельность в рамках крупного предприятия сопряжена с некоторыми проблемами, связанными с необходимостью сочетания высокорисквых проектов с текущей деятельностью компании. Поэтому для снижения влияния факторов риска начальные этапы инновационного процесса осуществляют малые инновационные или инжиниринговые компании, а крупная компания коммерциализирует разработанное новшество.

Результативность процесса нововведений зависит не только от эффективного использования научно-технического и интеллектуального потенциала компании, реализующей процесс нововведений, но и от деятельности фирм, определяющих инновационную инфраструктуру.

Основной функцией данных компаний является поддержка инновационной активности промышленных предприятий, организационное сопровождение процессов создания и внедрения новшеств.

Инновационную инфраструктуру составляют фирмы и организации, сопровождающие весь цикл от генерирования новых идей до продвижения научно-технической продукции и предоставляющие юридические, информационные, патентно-лицензионные, консалтинговые услуги на различных этапах процесса нововведений.

Их функционирование направлено на решение следующих задач:

• информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности (создание базы данных о спросе и предложении на инновационные продукты, предоставление доступа к информационным системам всем заинтересованным организациям);

• экспертиза инновационных проектов для определения научно-технической, экологической, экономической, социальной эффективности;

• финансово-экономическое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности (организация финансирования перспективных и приоритетных направлений инновационной деятельности, используя ресурсы различных источников, поиск потенциальных инвесторов);

• правовая охрана интересов участников инновационной деятельности (предоставление услуг по патентованию интеллектуальной собственности);

• продвижение результатов инновационной деятельности и их практическое освоение промышленностью (рекламная, маркетинговая, выставочная деятельность, лицензирование);

• подготовка специалистов в области инновационного менеджмента (обучение целевых «менеджерских команд» для управления осуществлением инновационных проектов).

 

3.2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ

Инновационный потенциал организации — совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.

К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:

материально-технические ресурсы;

финансовые ресурсы;

организационные ресурсы;

кадровые ресурсы;

социально-психологические факторы.

Для проведения инновационных процессов компания должна располагать:

• свободными денежными средствами, достаточными для финансирования разработок;

• соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта;

• сотрудниками, способными генерировать неординарные решения.

Интеллектуальные ресурсы компании обеспечивают возможность выработки оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет емкость «портфеля инновационных идей».

Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии.

Инновационная активность фирмы зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяет организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития компаний. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента на предприятии, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной деятельности.

Главным фактором, отражающим инновационную активность фирмы и влияющим на интенсивность инновационных процессов на предприятии, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в хозяйственном механизме предприятия, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей внедрению нововведений, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.

Восприимчивость организации к нововведениям зависит от масштабов компании. Она падает по мере увеличения предприятия, усложнения организационной структуры управления и рутинизации деятельности.

Малые предприятия более приспособлены к осуществлению инновационной деятельности за счет их большей гибкости и мобильности, что позволяет быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры для корректировки инновационных целей. Малые предприятия обладают большей инновационной активностью, связанной с наличием благоприятной для творческой деятельности атмосферы, преобладанием неформальных связей.

Практика: На каждый доллар, вложенный в научные исследования, малые инновационные предприятия создают в 2,5 раза больше продукции, чем крупные,

Для оценки инновационного потенциала компании могут быть использованы следующие показатели:

• научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих ученую степень; количество рациональных предложений на одного сотрудника; количество патентов и пр.);

• показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем, объеме производимой продукции; количество лицензионных договоров и пр.);

• продолжительность выполняемых работ (величина инновационного лага);

• характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности на предприятии; участие в реализации инновационных проектов высшего руководств уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).

 

3.3. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ФИРМ

В зависимости от масштабов и характера деятельности, а также инновационных целей, компании, конкурирующие на рынке, могут реализовывать различные инновационные стратегии.

Инновационная стратегия — комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития.

В соответствии с классификацией Л.Г. Раменского выделяют следующие типы инновационного поведения фирм:

• виоленты;

• патиенты;

• эксплеренты;

• коммутанты.

Виоленты — крупные компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой. Деятельность виолентов ориентирована на массовый рынок и удовлетворяет массовые, стандартные потребности.

Виоленты обладают высоким инновационным потенциалом, что позволяет им благодаря наличию свободных финансовых средств, научных разработок и материально-технических средств, с одной стороны, разработать новшество, а с Другой стороны, освоить в производстве и осуществить его коммерциализацию. В инновационной сфере виоленты могут выступать в роли новатора и инноватора (в зависимости от этапа развития).

Практика: В России к виолентам можно отнести крупные предприятия оборонного сектора, нефтегазовой промышленности.

Этапы развития виолентов характеризует классификация швейцарского специалиста X. Фризевинкеля.

На начальном этапе виолент является «гордым львом». Компания активно развивается в выбранном перспективном направлении. Однако высокая динамика развития «гордого льва» сопровождается неустойчивостью положения компании в молодой, развивающейся отрасли.

Практика: Динамика развития некоторых компаний, занятых в сфере высоких информационных технологий, в конце 90-х гг. определялась как 1000-кратный и выше прирост первоначального капитала в год.

С течением времени развитие виолента замедляется, а его положение на рынке стабилизируется, «гордый лев» переходит в стадию «могучего слона». «Могучий слон» — фирма, обладающая широко развитой инфраструктурой, сетью филиалов. Наличие ресурсов и устойчивая конкурентная позиция позволяют «могучему слону» осуществлять инвестирование различных перспективных направлений. Виолент на этой стадии способствует продвижению востребованных рынком инноваций и извлекает максимальную прибыль из применения нововведения в различных отраслях экономики.

Последняя стадия в эволюции виолентов — «неповоротливый бегемот». Виолент превращается в «неповоротливого бегемота» из-за чрезмерной диверсификации своей деятельности. Широко диверсифицированной компанией трудно управлять, появляются убыточные бизнесы, фирма теряет устойчивость. На данном этапе виолент должен предпринимать шаги по восстановлению своей финансовой устойчивости, включая действия по изменению структуры диверсифицированного портфеля.

Фирмы-виоленты могут выступать в инновационном процессе в качестве новаторов (в основном характерно для виолентов в стадии «гордого льва»), инвесторов и инноваторов («могучие слоны»).

Патиенты — компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок. Патиент занимает узкую рыночную нишу и обслуживает нестандартных потребителей. Это крупные, малые или средние фирмы.

Практика: Немецкая фирма Porsch специализируется на выпуске спортивных автомобилей класса люкс.

По Фризевинкелю, патиенты носят название «хитрые лисы», оно точно характеризует их приспособительную инновационную политику. Фирма-патиент использует стратегию дифференциации — создание продукта со специфическими характеристиками. В силу уникальности инновационного продукта, предлагаемого данной фирмой, конкуренция в занимаемом ею сегменте невысока, а это создает дополнительные преимущества.

Для компании-патиента характерно сосредоточение внимания на узком рыночном сегменте. Развитие компании происходит до границ сегмента. Далее перед патиентом открываются две возможности: либо осуществить диверсификацию, т.е. освоить новый вид деятельности и превратиться в виолента, либо постепенно уменьшать масштабы деятельности и затем уйти с рынка.

Из-за узкой специализации своей деятельности патиент сильно зависит от рыночной конъюнктуры, что является слабой стороной «хитрой лисы». Другая проблема малой или средней фирмы-патиента заключается в опасности ее поглощения виолентом.

Эксплеренты — компании; цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств. Это малые инновационные фирмы. По Фризевинкелю, они называются «первые ласточки».

Особенность эксплерента состоит в том, что их инновационный потенциал включает в основном интеллектуальные ресурсы, с помощью которых разрабатываются инновационные продукты. Финансового и материально-технического обеспечения эксплеренту не хватает, поэтому осуществить продвижение и масштабное распространение своей разработки он не в состоянии. Эксплеренты — это фирмы-новаторы, осуществляющие начальные этапы инновационного процесса.

В связи с дефицитом ресурсов «первые ласточки» нуждаются в финансовой поддержке. Если помощь предоставляется, то происходит стремительное развитие эксплерента. Эксплерент превращается в виолента.

Практика: Компьютерная фирма Compaq Computer (США) за сравнительно небольшой период времени превратилась в крупный концерн с сетью заграничных филиалов.

При отсутствии поддержки эксплерент быстро вытесняется с рынка, после чего возможными сценариями развития могут быть либо банкротство, либо утрата автономности (как и у патиентов). Превращение малой инновационной фирмы в подразделение виолента позволяет ей осуществлять инновационную деятельность, не испытывая дефицита финансовых ресурсов. А виолент получает доступ к ноу-хау подконтрольной компании.

Коммутанты — фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции. Стратегия подражательства характерна для многих мелких компаний. В соответствии с классификацией Фризевинкеля, коммутанты называются «серыми мышами».

Роль «серых мышей» в инновационном процессе заключается в содействии диффузии инноваций.

Их деятельность в основном связана с производством легальных копий продуктов известных компаний, а также предоставлением услуг по послепродажному сервису инновационных продуктов.

Практика: К коммутантам относятся, в частности, компании, предлагающие услуги по ремонту и модернизации компьютеров.

 

 

4. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

4.1. ПОИСК ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ

Осуществление инновационной деятельности в условиях ускоренного развития научно-технических процессов и конкуренции на рынке предъявляет особые требования к системе менеджмента. Организационная структура предприятия, в рамках которого реализуется инновационная деятельность, должна обладать высоким уровнем адаптивности к изменениям во внешней и внутренней средах. При управлении инновационными процессами следует учитывать совокупность факторов, влияющих на качество конечного результата.

Для успешного функционирования компания должна иметь стратегию развития, соответствующую возможностям фирмы и условиям внешней среде и предполагающую инновационные изменения. Управление инновационными изменениями составляет содержание инновационного менеджмента.

Таким образом, инновационный менеджмент - это управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновационного развития предприятия путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Главная цель инновационного менеджмента — результативность инновационного процесса, т.е. максимизация эффекта от коммерциализации нововведения.

Достижение главной цели определяется эффективным управлением следующими аспектами инновационной деятельности:

1. Поиск инновационных идей.

2. Организация разработки новации.

3. Реализация внедрения и распространения инновации.

 

Итак, процесс нововведений начинается с зарождения замысла об изменении. В любой организации, заботящейся о собственной конкурентоспособности, должен существовать так называемый «портфель инновационных идей». Для его формирования используются внешние и внутренние источники.

К внешним источникам, относятся:

• научные разработки, выполняемые научно-исследовательскими институтами;

• результаты маркетинговых исследований;

• разработки, предоставляемое по каналам коммерческого технологического обмена (в том числе по лицензиям);

• патентная информация;

• разработки потенциальных конкурентов.

Практика: Источниками информации могут также являться различные печатные издания, статистические сборники, справочники, отчеты акционерных компаний, информация из системы сбыта. Формированию новых идей могут способствовать изменения в законодательстве, структуре отрасли, в ценностных установках и восприятиях (пример: в Западной Европе — эколого-ориентированное общество → переход на экологически чистое производство), а также состояние мировой экономики.

Внутренние источники включают:

• ноу-хау фирмы;

• рационализаторские предложения в области техники, технологии, организации, управления.

Практика: Большое количество оригинальных идей возникает у рядовых сотрудников, в должностные обязанности которых не входит осуществление инновационной деятельности. Для учета и обработки рациональных предложений работников на предприятии используются типовые формы, помогающие сотрудникам сформулировать сущность инновационной идеи.

Задачей менеджера на этапе поиска инновационных идей является стимулирование творческой деятельности членов трудового коллектива по выработке неординарных решений.

Для генерирования идей используются различные методы, в частности:

1. «Мозговой штурм».

2. Синектика.

3. Метод ассоциаций и аналогий.

4. Метод фокальных объектов.

 

«Мозговой штурм»

Суть этого метода состоит в совместном выдвижении идей по интересующей проблеме для последующего выбора наиболее рациональной мысли. При этом процессы выработки решений и оценки их значимости и целесообразности разделены. Подобный прием повышает результативность творческой деятельности за счет раскрепощения ее участников. «Мозговой штурм» происходит следующим образом:

организуется заседание специалистов по данной проблеме, при этом создаются условия для свободного обмена идеями в непринужденной атмосфере. Для стимулирования творческой активности стены помещения для «мозгового штурма» могут быть украшены картинами в стиле абстракционизма. В процессе «штурма» участники высказывают свои соображения по поводулоставленной задачи, причем они могут носить шуточный характер. На данном этапе ничего не обсуждается, а предлагаются только идеи (обсуждать и критиковать чужие идеи запрещается).

Высказывания участников «мозгового штурма» протоколируются, а затем анализируются экспертами, которые выбирают наиболее рациональные идеи.