Методы управления конфликтами
Виды конфликтов в организациях
Множественность конфликтов порождена различными причинами, природа которых зависит от личностных характеристик участников конфликтов, структуры организации, стилей управления, характерных для принятой организационной культуры и т.д.
Классификация конфликтов:
1. По природе возникновения:
· социальные (заложены в социальной структуре общества);
· организационные (из-за несоответствия формальной организационной структуры фактической);
· эмоциональные (временной шаг между причиной возникновения конфликта и его последствий фактически отсутствует).
2. По количеству участников:
· межличностные;
· межгрупповые;
· между личностью и группой;
· внутриличностный.
3. По направленности действий:
· вертикальные (между субъектом и объектом управления: руководитель-подчиненный);
· горизонтальные (между субъектами и объектами управления, находящихся на одном уровне иерархической структуры).
4. По степени выраженности:
· открытый;
· скрытый;
· потенциальный.
Задача менеджера – перевести конфликт в открытую форму, т.к. только в этом случае будут выявлены все участники конфликта, и управлять развитием ситуации для приведения к функциональным последствиям.
Множественность конфликтов предполагает применение различных методов управления.
Можно выделить следующие методы: межличностные, структурные, внутриличностные, переговоры.
Межличностные методы управления конфликтом.
К. Томас, исследуя поведение человека, выделил пять стилей поведения в конфликтной ситуации, которые используются оппонентами для разрешения конфликтов.
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
|
|
| ||||||||
Соперничество – направленность на решение индивидуальных проблем; важность исхода, безальтернативность, желание обладать властью; отчуждение людей, потеря авторитета.
Избегание – направленность на решение индивидуальных проблем, склонность не видеть проблему; необходимость ослабления психологической напряженности, безразличие к результату; снижение авторитета, несостоявшаяся сделка.
Приспособление - направленность на совместные действия, низкая активность, умение действовать вместе; сохранение добрых отношений, осознание преимущества правоты собеседника; ущерб результатам совместной работы.
Компромисс – направленность на частично совместные действия, удовлетворенность, умение выделять интересы, личные свойства; необходимость в быстром принятии решений, неэффективность других решений; уступки могут обходиться дороже результатов совместной деятельности.
Сотрудничество – направленность на совместные действия, навыки и умение вести диалог; результат решения актуален для обеих сторон.