Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента
Контрольные вопросы
1. Можно ли рассматривать управление как информационный процесс?
2. Информационный процесс — это?
3. Какой академик определяет информационное взаимодействие, как взаимодействие объектов, приводящее к изменению знаний хотя бы одного из них?
4. Как называется наука о знаках и знаковых системах в природе и обществе?
5. Синтактический анализ — это?
6. Когда была опубликована «Математическая теория связи» К. Шеннона?
7. Социальная коммуникация может быть описана на трех уровнях. Каких именно?
8. Назовите удельный вес творческих операций у руководителей.
Понятие инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Определений этого понятия известно достаточно много, но все они сводятся к тому, что инновация представляет собой процесс, главной функцией которого является изменение. Остальное определяется спецификой рассматриваемого процесса.
Еще в начале века, в 1911 г., австрийский ученый И. Шумпетер ввел в качестве типичных следующие шесть видов изменений:
1) использование новой техники и новых технологических процессов;
2) новое рыночное обеспечение производства (купля-продажа);
3) внедрение продукции с новыми свойствами;
4) использование нового сырья;
5) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
6) появление новых рынков сбыта.
На этой основе формировалось международное регулирование инновационной деятельности. Так, в 1963 г. было принято так называемое Руководство Фраскати «Предлагаемая стандартная практика для обследований, исследований и экспериментальных разработок»; в 1992 г. было принято аналогичное Руководство Осло «Методика сбора данных о технологических инновациях». Как видно, информационные инновации могут иметь вид как продукта, так и технологии или услуги. В общем виде инновационный процесс применительно к информационным системам и технологиям можно представить в виде последовательности следующих этапов:
ФИ-ПИ-Р-Пр-С-Ос,
где ФИ - фундаментальные исследования; ПИ - прикладные исследования; Р - разработка; Пр - проектирование; С - создание; Ос - освоение.
В конкретных информационных проектах вполне может отсутствовать этап ФИ, если проект базируется на уже принятой идеологии системы и ее генеральной концепции. Поэтому идеологической основой информационных проектов на предприятии являются прикладные исследования ПИ, в которых оперируют с вполне конкретной областью знаний и технологий.
В зависимости от параметров, характеризующих инновационную деятельность, инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации касаются новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих и принципиально новых продуктов. Процессные инновации включают работы по исследованию и внедрению новых методов организации производства и новых технологий; в результате таких работ может измениться организационная структура фирмы.
Применительно к различным сферам деятельности инновационные процессы имеют определенную специфику. В связи с этим различают инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления. По охвату ожидаемой доли сферы деятельности инновации подразделяют на локальные, системные и стратегические; по инновационному потенциалу и степени новизны - на радикальные, комбинаторные и совершенствующие.
Инновационные программы включают различные типы процессов и проектов в соответствии со стратегическими целями фирмы. Для эффективного использования новейших достижений научно-технического прогресса необходимо проведение как локальных и системных проектов, так и постоянных стратегических исследований. В совокупности эта деятельность требует от фирмы значительных затрат, причем тем больших, чем более амбициозные цели преследует фирма на рынке.
В сфере информатизации инновационные проекты являются достаточно дорогостоящими и отнимают у ведущих компаний значительную долю их дохода - это так называемые расходы R&D (Research&Development - исследование и развитие). Только за счет R&D фирмам удается сохранять лидерство, хотя и не навсегда, в противном случае шансы фирмы на лидерство призрачны. Поэтому даже очень мощным компаниям, таким, как IBM, не всегда по плечу в одиночку нести тяжелое бремя инновационных проектов.
Для быстрого и успешного распространения инноваций нужна развитая инфраструктура проведения этих работ и руководства ими.
Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью инновационными структурами и их персоналом. Для него характерны следующие черты:
• руководство, постановка цели и выбор стратегии;
• четыре типовые стадии, составляющие цикл управления, -планирование, определение условий, организация, исполнение.
На каждой стадии цикла решаются соответствующие типовые задачи менеджмента. При этом испытаны и эффективно используются различные организационные формы и структуры инновационной деятельности - это венчурные фирмы, эксплеренты, патиенты, технопарки, а также бизнес-инкубаторы; кроме того, это виоленты и коммутанты. Как видно, достаточно богатый набор.
Если в инновационной деятельности удается обеспечить эффективный менеджмент, то инновационные фирмы имеют высокую прибыль. В связи с этим интерес к инновационным проектам устойчиво высокий, а управление инновационной деятельностью осуществляет обычно высококвалифицированный менеджер, специализирующийся именно в этой области.