Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента

Контрольные вопросы

1. Можно ли рассматривать управление как информационный процесс?

2. Информационный процесс — это?

3. Какой академик определяет информационное взаимодействие, как взаимодействие объектов, приводящее к изменению знаний хотя бы одного из них?

4. Как называется наука о знаках и знаковых системах в природе и обществе?

5. Синтактический анализ — это?

6. Когда была опубликована «Математическая теория связи» К. Шеннона?

7. Социальная коммуникация может быть описана на трех уровнях. Каких именно?

8. Назовите удельный вес творческих операций у руководителей.

 

 

Понятие инновация интерпретируется как превращение потен­циального научно-технического прогресса в реальный, воплоща­ющийся в новых продуктах и технологиях. Определений этого понятия известно достаточно много, но все они сводятся к тому, что инновация представляет собой процесс, главной функцией ко­торого является изменение. Остальное определяется спецификой рассматриваемого процесса.

Еще в начале века, в 1911 г., австрийский ученый И. Шумпетер ввел в качестве типичных следующие шесть видов изменений:

1) использование новой техники и новых технологических процессов;

2) новое рыночное обеспечение производства (купля-продажа);

3) внедрение продукции с новыми свойствами;

4) использование нового сырья;

5) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

6) появление новых рынков сбыта.

На этой основе формировалось международное регулирова­ние инновационной деятельности. Так, в 1963 г. было принято так называемое Руководство Фраскати «Предлагаемая стандар­тная практика для обследований, исследований и эксперименталь­ных разработок»; в 1992 г. было принято аналогичное Руководство Осло «Методика сбора данных о технологических иннова­циях». Как видно, информационные инновации могут иметь вид как продукта, так и технологии или услуги. В общем виде инно­вационный процесс применительно к информационным системам и технологиям можно представить в виде последовательности следующих этапов:

ФИ-ПИ-Р-Пр-С-Ос,

где ФИ - фундаментальные исследования; ПИ - прикладные исследования; Р - разработка; Пр - проектирование; С - создание; Ос - освоение.

В конкретных информационных проектах вполне может отсут­ствовать этап ФИ, если проект базируется на уже принятой идео­логии системы и ее генеральной концепции. Поэтому идеологи­ческой основой информационных проектов на предприятии яв­ляются прикладные исследования ПИ, в которых оперируют с вполне конкретной областью знаний и технологий.

В зависимости от параметров, характеризующих инноваци­онную деятельность, инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации касаются новых матери­алов, полуфабрикатов и комплектующих и принципиально но­вых продуктов. Процессные инновации включают работы по ис­следованию и внедрению новых методов организации производ­ства и новых технологий; в результате таких работ может изме­ниться организационная структура фирмы.

Применительно к различным сферам деятельности инновационные процессы имеют определенную специфику. В связи с этим различают инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления. По охвату ожидаемой доли сферы деятельности инновации подраз­деляют на локальные, системные и стратегические; по инноваци­онному потенциалу и степени новизны - на радикальные, комби­наторные и совершенствующие.

Инновационные программы включают различные типы про­цессов и проектов в соответствии со стратегическими целями фирмы. Для эффективного использования новейших достижений научно-технического прогресса необходимо проведение как ло­кальных и системных проектов, так и постоянных стратегичес­ких исследований. В совокупности эта деятельность требует от фирмы значительных затрат, причем тем больших, чем более амбициозные цели преследует фирма на рынке.

В сфере информатизации инновационные проекты являются достаточно дорогостоящими и отнимают у ведущих компаний значительную долю их дохода - это так называемые расходы R&D (Research&Development - исследование и развитие). Только за счет R&D фирмам удается сохранять лидерство, хотя и не навсег­да, в противном случае шансы фирмы на лидерство призрачны. Поэтому даже очень мощным компаниям, таким, как IBM, не всегда по плечу в одиночку нести тяжелое бремя инновационных проектов.

Для быстрого и успешного распространения инноваций нуж­на развитая инфраструктура проведения этих работ и руковод­ства ими.

Инновационный менеджмент - это совокупность прин­ципов, методов и форм управления инновационными процесса­ми, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельнос­тью инновационными структурами и их персоналом. Для него характерны следующие черты:

• руководство, постановка цели и выбор стратегии;

• четыре типовые стадии, составляющие цикл управления, -планирование, определение условий, организация, испол­нение.

На каждой стадии цикла решаются соответствующие типо­вые задачи менеджмента. При этом испытаны и эффективно ис­пользуются различные организационные формы и структуры инновационной деятельности - это венчурные фир­мы, эксплеренты, патиенты, технопарки, а также бизнес-инкуба­торы; кроме того, это виоленты и коммутанты. Как видно, дос­таточно богатый набор.

Если в инновационной деятельности удается обеспечить эф­фективный менеджмент, то инновационные фирмы имеют высо­кую прибыль. В связи с этим интерес к инновационным проек­там устойчиво высокий, а управление инновационной деятель­ностью осуществляет обычно высококвалифицированный менед­жер, специализирующийся именно в этой области.