Концепции лидерского поведения
Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 1960-х гг. Если раньше ученые пытались найти ответ на вопрос, кто является лидером, то в этот период их стало интересовать, что и как лидеры делают. Важным отличием от теории лидерских (врожденных) качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.
Наиболее известными концепциями рассматриваемого типа являются:
1) • стили руководства К. Левина;
2) • исследования лидерства в университетах шт. Огайо и Мичиган;
3) • стили лидерства Р. Лайкерта;
4) • «решетка менеджмента» Р. Блейка и Д. Мутон.
К. Левин (1944) выделил следующие стили лидерства: демократический, автократический и попустительский. В этой классификации акцент делается на степень влияния подчиненных или руководителя на принимаемое решение. При автократическом лидерстве решение принимается руководителем в соответствии с его целями, а при демократическом — группой. Гипотеза исследования заключалась в том, что авторитарный стиль руководства менее эффективен, чем демократический. Результаты четырехмесячного эксперимента в трех группах десятилетних мальчиков, руководство каждой из которых осуществлялось соответствующим образом подготовленными студентами, не подтвердили эту гипотезу. Несмотря на то что ребята предпочитали демократического лидера, более продуктивными результаты оказались при авторитарном руководстве. Более поздние исследования также подтвердили факт, что демократический стиль не всегда является наиболее продуктивным. В итоге так и не было найдено прямой связи какого-либо стиля с эффективным лидерством.
Рассмотрим исследования лидерства в университетах шт. Огайо и Мичиган. Первая работа по количественному анализу лидерства была выполнена в 1945 г. в бюро исследований бизнеса Университета шт. Огайо. В 1950 г. Э. Флейшмэн с помощью статистического анализа упростил первоначально обширный перечень параметров до двух:
1) внимательность, т.е. руководитель проявляет сердечность, уважение, заботу и доверие к своим подчиненным;
2) видение структуры, т.е. руководитель следует классическим правилам планирования, организации, руководства и контроля.
В исследовательском центре Мичиганского университета в результате выполнения аналогичной работы также были выявлены два фактора ориентации на:
1) работников, что характеризует такой стиль поведения, при котором руководитель понимает интересы подчиненных, уважает их индивидуальность и принимает во внимание их потребности;
2) производство, в данном случае основное внимание уделяется производственным и техническим аспектам работы.
Результаты исследований Мичиганского университета позволили сделать следующие выводы об эффективном лидере:
1) имеет тенденцию к оказанию поддержки работникам и развитию хороших отношений с ними;
2) использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками;
3) устанавливает предельно высокий уровень выполнения работы и напряженные задания.
Наиболее широкое и общепризнанное определение стилей лидерства получила система, разработанная американским производственным психологом Р. Лайкертом. Он выделил четыре стиля лидерства:
1)эксплуататорски-авторитарный стиль. Менеджеры этого стиля навязывают свои решения подчиненным, мотивация осуществляется посредством угроз, руководители высших уровней несут большую ответственность, а низших — практически нет, характерна недостаточная коммуникабельность;
2)благожелательно-авторитарный стиль. Менеджер относится к подчиненным, в отличие от первого случая, уже снисходительно, по-отечески. Мотивация осуществляется на основе вознаграждения. Управленческий персонал несет определенную ответственность, но это касается в основном среднего уровня руководства. Этот стиль характеризуется также малой коммуникабельностью и ограниченностью групповой работы;
3) консультативно-демократический стиль. Менеджеры этого стиля советуются с подчиненными и стремятся конструктивно использовать все лучшее, что они предлагают. Мотивация обеспечивается не
только за счет вознаграждения, но и в форме некоторого подключения
к управлению. Большая часть управленческого персонала чувствует
свою ответственность за достижение целей организации. Коммуникации осуществляются как сверху вниз, так и снизу вверх. Существуют
средние возможности групповой работы;
4)демократический стиль, или система группового участия. Основу данного стиля составляет привлечение подчиненных как к определению целей организации или подразделения, так и к контролю за их
достижением. Менеджеры полностью доверяют подчиненным. Мотивация обеспечивается за счет экономического вознаграждения. Персонал на всех уровнях чувствует реальную ответственность за цели организации; существуют множество коммуникативных связей, а также
большие возможности групповой работы.
Рассмотрим - решетку менеджмента, предложенную учеными Техасского университета Р. Блейком и Д. Мутон. Они пришли к выводу, что любой результат достигается в силовом поле между производством и человеком. Первая силовая линия ведет к максимальному объему производства. Если стремиться повышать производительность любой ценой без учета интересов работников, то это может дать нежелательные результаты. Вторая силовая линия направлена на человека. Она нацелена на то, чтобы условия труда в наибольшей степени соответствовали его потребностям и желаниям. Хорошее самочувствие и удовлетворенность работой — вторая цель. Между этими двумя силовыми линиями есть определенное противоречие. При этом образуется некое поле, которое может быть разграфлено, как показано на рис. 12.1, при этом получается решетка, или сетка, из девяти позиций. По вертикали и горизонтали отражены по девять степеней соответственно заботы о человеке и производстве.
В результате выделено пять стилей руководства, или лидерства, в зависимости от степени внимания лидера к задаче (производству) и человеку.
Стиль управления 1.1, называемый «обедненное управление», — это страх перед бедностью. Приложение минимальных усилий со стороны менеджера как для сохранения коллектива, так и для организации и совершенствования производства. Прилагаются только такие усилия, которые позволяют избежать увольнения. Это самый неэффективный стиль лидерства.
Стиль управления 1.9 получил название «управление в стиле загородного клуба». Менеджер сосредоточивается на хороших человеческих отношениях, но мало заботится о развитии производства.
Стиль управления 9.1, называемый «власть — подчинение» (или «менеджмент задач»), характеризуется высоким уровнем заботы о производстве и низким — о людях. При стиле управления 5.5, называемом «организационное управление», менеджер поровну делит свое внимание между развитием производства и формированием хороших отношений в коллективе, но при этом никто не использует полностью свой потенциал.
И, наконец, стиль 9.9, называемый «групповое управление», базируется на усиленном внимании менеджера одновременно к подчиненным и производству. Создается команда, где люди сознательно приобщаются к целям организации. Обеспечивается высокий моральный настрой и высокая эффективность производства. Этот стиль считается самым эффективным.
Обследование значительного числа менеджеров подтвердило гипотезу основателей модели о том, что независимо от ситуации стиль 9.9 является лучшим. Рассматриваемая модель обрела высокую популярность у менеджеров. Она используется ими для выработки лучшего лидерского поведения через участие в программах обучения и подготовки, специально разработанных для выработки у них стиля 9.9. В случае преобладания у менеджера стиля 9.1 ему следует уделять больше внимания обучению в области развития персонала, мотивации, коммуникации и т.п. Преобладание стиля 1.9 может потребовать обучения в таких областях, как принятие решений, планирование, организация, контроль, рабочие операции. При стиле 5.5 в определенной мере может потребоваться обучение по большинству из указанных направлений. Стиль 1.1 вызывает сомнения в возможности изменить поведение менеджера, в том числе и через обучение.