Теория лидерских качеств
Подходы к изучению лидерства
Можно выделить следующие подходы к изучению лидерства в организации: традиционные концепции лидерства (теория лидерских качеств и концепции лидерского поведения), концепции ситуационного лидерства и новые подходы (ситуационный анализ эффективного лидерства как совокупности лидерских черт и их проявления в поведении).
Теория лидерских качеств была одной из первых при изучении роли личности в истории. Исследователи считали, что лидеры имеют некий уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от всех остальных людей. Согласно такому подходу, ученые пытались определить эти качества, научиться измерять их для выявления лидеров. Они верили, что лидерами рождаются, а не становятся. В этом направлении были проведены сотни исследований, в результате которых был составлен длинный список лидерских качеств.
Ф. Тэйлор выдвинул новые требования к управленческому персоналу и разработал свой список лидерских качеств, к которым он относил ум, образование, специальные или творческие познания, физическую ловкость и силу, такт, энергию, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровье.
Р. Стогдилл в 1948 г. обобщил все ранее выявленные лидерские качества и пришел к выводу, что лидера в основном характеризуют пять качеств:
1) • ум, или интеллектуальные способности;
2) • господство, или преобладание над другими;
3) • уверенность в себе;
4) • активность и энергичность;
5) • знание дела.
Однако они не объясняли появление лидера. Многие люди, обладавшие этими качествами, так и оставались лишь последователями.
Дальнейшие исследования привели к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологических, психологических или эмоциональных, умственных, или интеллектуальных, и деловых.
Один из ведущих специалистов по лидерству в США Бенине предлагает следующий набор качеств, которыми должен обладать лидер: техническую компетентность, склонность к стратегическому мышлению, умение добиваться результатов, навыки коммуникации, мотивации и делегирования, умение определять и развивать таланты, способность принимать сложные решения в условиях дефицита времени и отсутствия надежной информации, характер.
Теория лидерских качеств не позволила установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством, а также эффективно выявлять лидеров, так как:
1) — перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным, в связи с чем невозможно создать правильный образ лидера;
2) — вопрос измерения многих лидерских качеств является сложным;
3) — отсутствует дифференциация лидерских качеств в зависимости от организации или ситуации.
Таким образом, несмотря на то что важным фактором в осуществлении лидером своих функций являются его личностные качества, не все зависит только от него, многое определяется зрелостью последователей, их опытом и знаниями. Кроме того, на судьбу лидера влияют как ситуационные факторы, так и результаты деятельности последователей.
Следующими этапами исследования проблемы лидерства стали концепции вначале лидерского поведения, а затем ситуационного лидерства.