Системы менеджмента: функции и организационные структуры

Контрольные вопросы

1. Что следует понимать под внешней средой организации?

2. Из скольки элементов образуется макросреда организации?

3. Чем характеризуется экономическая среда организации?

4. На сколько типов можно разделить все контактные аудитории?

5. Сколько видов имеет текущий контроль?

Функции управления, эволюция их состава и содержания

 

Функция управления — осо­бый вид управленческой деятельности, продукт разделения и специа­лизации труда в сфере управления, представляющий собой часть это­го процесса, выделенную по определенному признаку.

Существуют различные классификации функций управления. Мно­гие из них основаны на классификации А.Файоля, которая не утратила своего значения до сих пор. В соответствии с ней на любом предприятии осуществляются следующие шесть основных функций:

1) техническая (производство, выделка и обработка);

2) коммерческая (покупка, продажа и обмен);

3) финансовая (привлечение средств и распоряжение ими);

4) страховая (страхование и охрана имущества и лиц);

5) учетная (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.);

6) административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Особое место среди этих функций занимает административная. По А. Файолю, управлять значит:

1) предвидеть, т.е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

2) организовывать, т.е. строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;

3) распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежаще работать;

4) координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия;

5) контролировать, т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

 

Административная функция тесно связана с остальными пятью. Для того чтобы их успешно реализовывать, необходимо эффективно администрировать (см. рисунок). Пунктирные линии на при­веденной схеме означают информационное обеспечение выполнения административной функции.

Основным, будем считать, является деление функций управления на конкретные и общие. Конкретные функции управления выделяют­ся или по стадиям производственного процесса (техническая подготов­ка производства, его организация, управление технологическими про­цессами, оперативное управление производством, технологический контроль и испытания, сбыт продукции), или по направленности на отдельные факторы производства (организация работы с кадрами, организация труда и заработной платы, материально-техническое снабжение, капитальное строительство, финансовая деятельность).

Общие функции управления выделяются исходя из содержания процесса управления по его этапам (стадиям). Большинство из них среди общих функций управления выделяют следующие: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Дадим их краткую характерис­тику.

Планирование — это процесс определения целей и путей их дости­жения. Сущность планирования заключается в:

1) конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразде­ления в отдельности;

2) определении хозяйственных задач, способов их решения, сроков и последовательности реализации;

3) выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Уровень и качество планирования в организации зависят от компе­тентности руководства фирмы на всех уровнях, квалификации специ­алистов, работающих в функциональных подразделениях, наличиям информационной базы и обеспеченности компьютерной техникой.

Организация — распределение задач между отдельными подразде­лениями или работниками и установление взаимодействия между ними, определение порядка и условий функционирования фирмы. Функция организации реализуется двумя путями: через администра­тивно-организационное и оперативное управление.

Мотивация как основная функция менеджмента связана с процес­сом побуждения себя и других людей к деятельности через формиро­вание мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование опре­деленной последовательности взаимозависимых категорий: потребно­сти — интересы — мотивы деятельности — действия людей.

Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информа­ции о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изу­чением данных о процессах и результатах деятельности (анализ), ра­ботой по диагностике и оценке процессов разработки и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.