Внешняя и внутренняя среда организации
Контрольные вопросы
Методы эффективной интеграции
Характеристики организации
Рис. 5.3. Методы интеграции деятельности организации
Основные критерии оценки успеха интеграции:
§ Рост производительности технологического оборудования;
§ Повышение надежности и ритмичности работы систем, увеличение периода безотказной работы;
§ Эффективность работы диагностических систем;
§ Сокращение простоев оборудования и систем, минимизация экономических потерь, информационная обеспеченность всех процессов управления, гармонизация человеческих отношений и как итог – повышение экономических показателей работы (прибыли) и социальной ответственности предприятия.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, отметим:
1. интеграция – процесс объединения усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач.
2. Основными принципами интеграции выступают: единство методов, комплексность, принцип интегрированного целого, типичность моделей управления, единство информативности, многоаспектность, принцип компьютеризации.
3. Интеграция может рассматриваться в трех аспектах: структурная, кадровая и культурная.
4. Выделяют три направления интеграции: внутрифирменная; вертикальная; интеграция приобретенных (присоединяемых) предприятий.
5.Основными механизмами интеграции выступают деятельность производства, плановая деятельность в организации, инвестиционная деятельность, оперативное управление производством, социальная ответственность, организационная культура. Они реализуются набором методов.
1. Что понимается под интеграцией?
2. Кто из исследователей одними из первых высказались за необходимость применения в управлении фирмами интеграционных подходов?
3. Что выступает основными механизмами (инструментами) интеграции в деятельности предприятия?
Под внешней средой следует понимать совокупность элементов, составляющих два уровня — макро (макросреда) и микро (микросреда). Макросреда образуется из шести элементов, или сред, состояние которых оказывает воздействие на финансово-экономическую, производственно-хозяйственную и иные виды деятельности хозяйствующего субъекта и создает вероятностные условия для получения заданных результатов. К ним относятся политическая, или нормативно-правовая, экономическая, демографическая, культурная, научно-техническая и природная среды (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Состав внешней среды – элементы макро- и микроуровня
Политическая, или нормативно-правовая, среда, включающая Конституцию РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные акты, регулирует условия для развития рыночных отношений, увеличения конкурентной борьбы на различных рынках производителей продукции и услуг, притока инвестиций в отрасли и территориальные социально-экономические сферы посредством устанавливаемых норм и нормативов.
Экономическая среда характеризуется потенциальной и реальной ресурсообеспеченностью отраслей и отдельных производств, темпами изменения производительности общественного труда, валового национального и региональных продуктов, уровнем цен и инфляции, среднегодовой численностью занятых в экономике, общей численностью безработных, среднемесячной оплатой труда, общим уровнем покупательной способности населения по России в целом и ее отдельным регионам, уровнем текущих доходов населения, в том числе неработающих и пенсионеров, удельным весом населения с доходами ниже прожиточного минимума, средним уровнем сбережений граждан, объемами отечественных и иностранных инвестиций, числом предприятий и организаций в целом по России и ее регионам, размером кредитной ставки и степенью доступности кредита, уровнем налогообложения, доходами и расходами бюджетов всех уровней.
Демографическая среда характеризуется такими показателями, как численность населения (в том числе городского и сельского) и темпы ее изменения (прироста, снижения) в целом по РФ и ее регионам, численность населения трудоспособного возраста, моложе и старше такового, миграционный прирост (убыль) населения и его половозрастной состав, уровень заболеваемости граждан различными болезнями, а также численность соответственно врачей и среднего медицинского персонала на 10 000 населения, число больничных коек и учреждений, ожидаемая продолжительность жизни, национальный состав населения.
Культурная среда определяется численностью учащихся дневных и вечерних общеобразовательных учреждений как государственных (ГОУ), так и негосударственных (НОУ), а также студентов государственных и негосударственных средних специальных и высших учебных заведений по РФ в целом и ее отдельным регионам, числом профессиональных театров, цирков и музеев численностью их зрителей и посетителей на 1000 населения, числом учреждений культурно-досугового типа и общедоступных библиотек по всей территории РФ и ее регионам, объемами библиотечных фондов на 1000 человек, тиражом книг и брошюр, годовым тиражом журналов и других периодических изданий, а также разовым тиражом газет на 10 000 граждан. Кроме того, степень развития культурной среды характеризуется наличием спортивных сооружений, включающих стадионы с трибунами на 1500 мест и более, спортивные залы, плавательные бассейны, крытые спортивные сооружения, а также уровнем правонарушений, определяемым количеством зарегистрированных преступлений.
Научно-техническая среда может быть охарактеризована такими показателями, как уровень оснащенности производственной и управленческой деятельности вычислительной техникой, наличие локальных, территориальных сетей Интернет и общенациональной информационной и вычислительной сети Интернет, количество подключений к международной информационной сети Интернет, число патентов и изобретений, количество автоматизированных технологических производств, линий, объем инвестиций в научные исследования и опытно-конструкторские разработки, численность научных работников в целом, а также по научным направлениям и отраслям промышленности, их среднемесячная заработная плата.
Природная среда состоит из следующих компонентов: воздушного бассейна (атмосферы), водного бассейна (гидросферы), недр (литосферы), животного мира (фауны), растительного мира (флоры), почвы, земли как территории и отходов техногенного происхождения.
Микросреда образуется из шести элементов, к которым относятся прежде всего сама организация как хозяйствующий субъект, поставщики всех видов ресурсов, необходимых для производства продукции и (или) услуг, организации-конкуренты, посредники, клиентура или потребители продукции и (или) услуг, контактные аудитории.
Организации как юридические лица по классификационным признакам «наличие обязательственных прав» и «наличие вещных прав на имущество» дифференцируются на три группы.
1 группа. Хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.
2 группа. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения.
3 группа. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
В каждую из групп организаций, рассмотренных выше, входят хозяйствующие субъекты, осуществляющие производственно-хозяйственную, финансово-экономическую и (или) иную деятельность с целью производства продукции и (или) услуг. Однако экономические цели у этих хозяйствующих субъектов разные.
Контактные аудитории — любые группы граждан, проявляющие реальный или потенциальный интерес к изделиям хозяйствующего субъекта, его деятельности и тем самым оказывающие влияние на способность этого субъекта достигать поставленных целей на конкретных рынках производителей и потребителей продукции и услуг.
Все контактные аудитории разделяются на семь типов:
1- финансовые круги — это банки, инвестиционные компании, брокерские организации, действующие на фондовой бирже, акционеры, которые не являются непосредственными поставщиками финансовых ресурсов для хозяйствующего субъекта, а также не оказывают посреднических услуг по страхованию сделки купли-продажи, но формируют мнение о кредитоспособности и платежеспособности хозяйствующего субъекта в своей среде и влияют на процесс принятия решений о финансировании деятельности организации, поставщиками финансовых ресурсов;
2- средства массовой информации — это организации, распространяющие сведения о продукции хозяйствующего субъекта, его деятельности, в том числе и благотворительной, в виде статей, видеоматериалов, редакционных комментариев. К ним относятся редакции газет и журналов, коллективы радиостанций и телеканалов;
3- государственные учреждения — это органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, которые разрабатывают и исполняют законы, способствующие либо препятствующие достижению хозяйствующим субъектом экономических целей, определяют и соблюдение требований к качеству и безопасности товаров, соблюдению прав потребителей и торговых посредников;
4- гражданские группы действий (или так называемое гражданское
общество)— это общественные организации, движения, партии потре
бителей, защитников природной среды, представители коренных жи
телей и национальных меньшинств, которые формируют обществен
ное мнение о товаре хозяйствующего субъекта, его свойствах, полезно
сти, влиянии на природную среду, здоровье человека и тем самым
способствуют или противодействуют увеличению спроса на продук
цию;
5- местные контактные аудитории — это жители близлежащих мик
рорайонов, которые формируют мнение об организации по результа
там наблюдения за поведением сотрудников, соблюдением чистоты
территории и ее благоустройством;
6- широкая публика — это население территории, например, Цент
рального или Северо-западного регионов либо всей России в целом,
которое не является организованным гражданским обществом, но фор
мирует мнение о продукции и ее влиянии на здоровье, качество жиз
ни, степень загрязнения природной среды, исходя из различных источ
ников информации;
7- внутренние контактные аудитории — это такой элемент микро
среды, который не является внешним, но служит, как правило, основ
ным источником информации для других типов контактных аудито
рий. К внутренним контактным аудиториям относятся собственные
рабочие, служащие, управляющие, административный персонал хозяй
ствующие субъекта, которые обладают личным мнением о качестве и
свойствах производимого товара, его конкурентоспособности на целе
вых рынках потребителей, эффективности затрат и размере заработной
платы и прибыльности, рациональности организации производства,
сбыта и продвижения продукции, и распространяют это мнение в виде
позитивной или негативной информации среди других типов контакт
ных аудиторий. Поэтому во многих корпоративных хозяйствующих
субъектах используется такое понятие, как лояльность, или верность
миссии, целям организации.
Таким образом, вся информация, получаемая из внешней среды от элементов макро- и микроуровня, относится к экзогенным переменным. Считается, что неуправляемые экзогенные переменные поступают в основном из внешней макросреды, а управляемые — от элементов внешней микросреды — поставщиков ресурсов и посредников. Степень управляемости другими элементами, такими как конкуренты, потребители и контактные аудитории, зависит от тех мероприятий, которые программируют, планируют, а затем реализуют менеджеры хозяйствующего субъекта с целью превращения экзогенных неуправляемых переменных в частично или полностью управляемые.
Внутренняя среда организации и содержание ее элементов
Рис. 6.2. Контур управления
К элементам, составляющим систему с точки зрения информационного,
или управленческого аспекта, относятся следующие блоки: «Вход», «Обработка данных», «Выход», «Контроль» и «Обратная связь» (рис. 6.2).
Блок «Вход» это совокупность экзогенных управляемых и неуправляемых переменных, характеризующих состояние элементов внешней макросреды (политической, экономической, демографической, культурной, природной и научно-технической) во взаимосвязи с элементами микросреды (объемом, качеством, стоимостью и сроками поступающих от поставщиков ресурсов), количество сделок и заказов с потребителями, количество и стоимостные размеры договоров с посредниками, уровень конкуренции и степень конъюнктуры рынка производителей данной и аналогичной продукции и услуг, степень доброжелательности контактных аудиторий.
На вход системы поступают через контур обратной связи и эндогенные (внутренние) переменные, которые отражают результаты выполнения планов, разработанных на определенный период и показывающих объем продукции и услуг, затраты на производство единицы товара конкретной его партии, качество и свойства.
Блок «Обработка данных» включает в свой состав:
1) коллектив менеджеров или управленцев, обладающий профессиональными качественными характеристиками и состоящий из необходимого их количества;
2) организационные структуры управления — линейные, функциональные, смешанные (линейно-функциональные), матричные, дивизиональные, бригадные;
3) функции управления — прогнозирование, программирование, планирование, контроль, регулирование, учет, организация, координирование, нормирование, руководство, активация;
4) методы управления — организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.
Блок -«Выхода» включает в свой состав миссию организации, главную стратегическую цель деятельности, совокупность целей, классифицируемых по различным признакам, программы, планы, конкретные мероприятия, а также критерии достижения целей и текущие управляющие воздействия в виде приказов, распоряжений, указаний, команд.
Данный блок содержит результаты управленческой деятельности, которые в виде внутреннего информационного потока поступают к объектам управления и в виде внешнего выходного потока — во внешнюю среду, реализуясь через ценовые, сбытовые, рекламные и другие конкретные мероприятия.
Блок «Контроль» выполняет две функции управления — непосредственный контроль и регулирование. Во-первых, контроль — это традиционное средство принуждения и приведения процессов в заранее заданные (запланированные) количественные и качественные границы. Контроль бывает предварительный, текущий (периодический и эпизодический), заключительный. Так, предварительный контроль осуществляется на входе системы для того, чтобы выявить соответствие количественных и качественных характеристик всех видов поступающих из внешней среды ресурсов (материально-технических, финансовых, информационных, трудовых и основных фондов) заранее установленным требованиям. Например, к этой форме контроля относятся проверка документов и собеседование при приеме сотрудника на работу.
Текущий контроль имеет два вида: периодический, который имеет строго зафиксированный интервал (например, 5,10,15 дн., 1,5 ч (контроль посещаемости лекций студентами)), и эпизодический, осуществляемый случайно.
Заключительный контроль проводится после окончания процесса. Например, контролируются качество и объемы выпущенной продукции и услуг, качества полученных знаний и их выполнения, затраты всех видов ресурсов на единицу и партию продукции.
Во-вторых, контроль выполняет функцию регулирования, т.е. поддерживает заранее заданные соотношения (нормированные, запланированные) на входе, выходе и между ними. Так, на входе системы управления контроль поддерживает определенные заранее пропорции между всеми видами поступающих ресурсов, на ее выходе — между целями, программами и планами различных видов, а на выходе объектов управления — между объемами, качеством и ассортиментом выпущенной продукции и услуг. В рамках вход — выход контроль поддерживает пропорции между качеством и объемом затраченных ресурсов и объемом, качеством и свойствами выпущенной продукции, уровнем затрат и доходностью на единицу продукции и весь объем ее выпуска, ценами на потребленные ресурсы и произведенную продукцию.
Блок «Обратная связь» содержит объекты управления, представленные в виде разнообразных процессов, которые называются также сферами управленческой деятельности.
Из рис. 2.4 следует, что обратная связь осуществляется через объекты управления. Она заключается в воздействии результатов функционирования объекта управления на характер этого функционирования. Суть обратной связи состоит в том, чтобы использовать отклонения, полученные в виде разности между фактически достигнутыми показателями деятельности объекта управления и плановыми, для формирования управленческих решений, направленных на устранение этих отклонений в следующем плановом периоде и предотвращение подобных им в будущем.
Цель системы управления в информационном аспекте — обеспечить выработку и реализацию качественных управленческих решений в виде совокупности целей, программ, планов и конкретных мероприятий, направленных на реализацию главной стратегической цели деятельности системы управления хозяйствующим субъектом.