Направления и механизмы интеграции

Создание ИСУ повышает требования к структуризации систем управления.

Отличительными чертами ИСУ являются соединения в единое целое отдельных частей системы, причем это объединение должно обеспечить новое качество, расширить возможности системы и повысить ее эффективность.

В промышленности под ИСУ понимают многоуровневую систему управления промышленными объектами, которая содержит системы различного назначения, обеспечивающие выполнение выбранных функций управления на основе взаимного согласования целей, состава и регламента задач, взаимодействие совместных средств технического, программного и других видов обеспечения.

ИСУ должна обеспечить управление системами различного назначения путем рационального распределения ресурсов, установления графиков и режимов работы управляемых объектов, контроля их работы, а также решения организационно-хозяйственных задач.

Процесс интеграции (взаимодействие) различных звеньев на уровне предприятия и его подразделений в процессе управления проявляется в объеме данными, выступающими как результат решения задач управления в этих подразделениях. Взаимодействие в организации обеспечивается путем сопряжения, согласованности и совместимости систем. Причем сопряженность понимается как взаимное соответствие граничных элементов, позволяющих соединить систему объединением их входов и выходов, а согласованность – как возможность функционирования системы в условиях, обеспечивающих их объединение в единую интеграционную совокупность. Совместимость при определении условий взаимодействия рассматривается в функциональном, организационно-правовом и технологическом аспектах.

Значение интеграционных процессов на предприятии заключается в углублении взаимосвязи между всеми элементами процесса управления производством и экономикой предприятия для повышения эффективности функционирования предприятия в различных режимах. При этом выделяются горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция и интеграция приобретенного предприятия (рис.5.1).

Вертикальная интеграция означает освоение фирмой производства товаров разной степени обработки. Горизонтальная – связана с расширением номенклатуры производства путем освоения выпуска родственных товаров.

Под интеграцией приобретенного предприятия понимается совокупность задач, цель которых – объединить предприятия – участников интеграционного процесса таким образом, чтобы создать эффективную хозяйственную единицу. В этом процессе возникает ряд проблем, главные из которых следующие:

 

 
 
Интеграция


Кадровая
Организационной культуры
Структурная
Между корпорацией и обществом
В рамках корпорации
Интеграция приобретенных (присоединяемых) предприятий
Информационная
Персонала
Технологическая
Культурная
Экономическая (инвестиционная)
Организационная
Интеграция в рамках корпорации (вертикальная межуровневая)
Внутрифирменная (горизонтальная)

 

 

Рис. 5.1. Основные направления интеграции

 

Интеграция как структурная проблема включает развитие управленческих связей между купленным предприятием и компанией-покупателем; систему управления персоналом; определение роли, задач, компетентности и ответственности персонала; разрешение конфликтов.

§ Интеграция как кадровая проблема рассматривается в первую очередь как проблема сотрудника и в меньшей мере – как стратегическая задача кадрового менеджмента.

§ Интеграция как культурная проблема может привести к активному сопротивлению персонала мероприятиям по реализации стратегических и структурных изменений, увольнению ключевых сотрудников. Для решения проблемы необходимы действия в направлении создания новой культуры, обмен ключевым персоналом.

 

В целом интеграционная стратегия при присоединении предприятия должна учитывать комплекс управленческих решений, касающихся: 1.экономических вопросов интеграции (снижение издержек производства, повышение конкурентоспособности объединенных предприятий); 2.интеграционных структур; интеграционной культуры; человека как ключевого фактора интеграции.

На начальных этапах интеграция управления должна проходить на основе создания местных информационных сетей общего пользования на базе ЭВМ, банков данных, путем контролирования систем управления на основе анализа и оценки возможных вариантов и определения технико-тактических и стратегических задач производства.

Интеграция персонала может идти по следующим направлениям: коллективность труда, синтез знаний и опыта, слияние профессий, непрерывность совершенствования подготовки кадров и обмен опытом.

Назначения интеграции состоит в том, чтобы рационализировать процессы сбора, обработки и поиска информации, необходимой для разных звеньев управления.

Основными механизмами (инструментами) интеграции в деятельности предприятия выступают:

§ Руководство, реализующее интеграционные процессы в организации через властные полномочия путем использования различных типов координации;

§ Плановая деятельность, интегрирующая всю последующую деятельность предприятия, определяющая основные системные показатели деятельности предприятия;

§ Инвестиционная деятельность предприятия, обеспечивающая через разумную финансовую политику целостное развитие предприятия;

§ Оперативное управление производством, выступающее как реализация стабильной деятельности предприятия, обеспечивающая контроль и регулирование хода производственных процессов, реализацию сбалансированной деятельности предприятия;

§ Социальная деятельность на предприятии, которая через основной элемент деятельности предприятия – человека, реализует единство, целеустремленную деятельность коллектива, интеграцию его усилий. Эта деятельность реализуется прежде всего через повышение социальной ответственности предприятия и корпоративную культуру (рис. 5.2)

 
 

 


Рис. 5.2. Механизмы интеграции

 

Для эффективной интеграции организации руководство должно постоянно иметь в виду общие цели организации и концентрировать усилия всех сотрудников на их реализации.

В настоящее время в практике управления выработан ряд методов эффективной интеграции деятельности организации, выбор (использование) которых определяется внешней средой организации (рис. 5.3).

 


Индивидуальные взаимодействия, взаимосвязи, временные творческие группы, совещания между отделами
Правила и процедуры, графики, иерархические структуры управления
Организации, характеризуемые использованием новых разнообразных задач, технологиями производства отдельных изделий
Организации, характеризуемые использованием повторяющихся задач, технологиями массового производства
Устойчивая и прогнозируемая внешняя среда
Подвижная и быстро изменяющаяся внешняя среда