Власть и руководство. Стили руководства. Управление конфликтами
Лекция № 12
Экономические и неэкономические способы стимулирования.
Экономические стимулы связаны с дополнительными выгодами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых им требований. К видам экономического стимулирования наемных работников относятся: различные формы и системы заработной платы, дополнительные выплаты и льготы. Общие принципы вознаграждения. Тарифная (повременная и сдельная форма заработной платы) и бестарифная модели выплаты вознаграждения. Основные виды (системы) сдельной заработной платы. Премии. Современной формой стимулирования является участие в предпринимательстве, включающее участие в управлении, в прибыли, в собственности.
К неэкономическим способам стимулирования относят организационные и морально-психологические способы стимулирования.
Содержательные концепции мотивации. Содержательные концепции мотивации делают упор на то, какие потребности побуждают людей проявлять активность в труде. Существует несколько концепций мотивации: авторы – Маслоу, Альдерфер, Мак-Клелланд, Герцберг, Мадсен. Сравнение основных концепций содержательного подхода к мотивации.
Процессный подход к мотивации. Согласно процессному подходу поведение личности определяется не только ее потребностями. Но и восприятием ситуации, ожиданиями, связанными с ней, оценкой своих возможностей, последствий выбранного типа поведения. Теория ожидания В.Врума. Теория справедливости Дж.Адамса. Теория постановки целей Э.Локка. Концепция партисипативного управления. Комплексная процессная теория мотивации (расширенная модель ожидания) Л. Портера и Э. Лоулера. Теория подкрепления В. Скиннера. Теория мотивации Аткинсона. Концепция наделения властью и участи в делах организации.
Понятие и основы власти. В основе руководстве людьми находится влияние, т.е. психологическое (эмоциональное или рассудочное воздействие), которое оказывается на них с целью изменения поведения. Потенциальная или реальная возможность влияния на окружающих называется властью. Характеристика власти. Виды власти.
Основы власти: 1) принуждение; 2) собственность на ресурсы; 3)добровольное подчинение (традиция, личная харизма, убежденность)
Подходы к руководству людьми. На практике власть реализуется в процессе руководства. Умению руководить нельзя научить в школе. Это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни. Функциональные и личностные отношения. Ранний, классический и гуманистический технократизм. Правильное руководство предполагает сочетание научных правил и процедур и искусства их применения. Принципы успешного руководства.
Способы воздействия на подчиненных. Пассивное и активное управленческое воздействие. Формы управленческого воздействия (требование, убеждение, внушение, похвала, критика).
Основные стили руководства. Стиль руководства – это качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействия на исполнителей. Характерные черты авторитарного стиля руководства. Демократический (кооперативный) стиль руководства. Либеральный /бюрократический стиль руководства. Сравнительный анализ авторитарного, демократического и либерального стилей руководства.
Одномерность и многомерность руководства. «Управленческий континуум». Графическое изображение модели Танненбаума-Шмидта. Ситуационная модель руководства Ф.Фидлера. Модель В.Врума и Ф.Йеттона.
Виды внутриорганизационных конфликтов. Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций, целей. Классификация конфликтов. Шесть типов конфликтных личностей.
Формы производственных конфликтов. Производственным называется конфликт, протекающий в рамках организации и порожденный проблемами, связанными с ее деятельностью. Виды производственных конфликтов (интриги, забастовки, саботаж и др.). Формы забастовок.
Конфликт как процесс. Конфликт можно рассматривать в узком (непосредственное столкновение сторон) и в широком смысле (процесс, состоящий из нескольких этапов). Элементы конфликта. Объективные и субъективные конфликтные ситуации. Результат завершения конфликта.
Стратегии преодоления конфликта. Любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт был как можно быстрее преодолен, ибо его последствия могут принести немалый ущерб. Три модели поведения участников конфликта. Теория К.Томаса и Р. Килменена. Стратегии предупреждения и разрешения конфликтов.
Виды и функции переговоров. Оптимальным способом разрешения внутриорганизационного конфликта являются переговоры. Классификация переговоров. Функции переговоров. Позиционные и рациональные переговоры. Мягкая и жесткая форма позиционных переговоров.
Лекция № 13