Власть и руководство. Стили руководства. Управление конфликтами

Лекция № 12

Экономические и неэкономические способы стимулирования.

Экономические стимулы связаны с дополнительными выгодами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых им требований. К видам экономического стимулирования наемных работников относятся: различные формы и системы заработной платы, дополнительные выплаты и льготы. Общие принципы вознаграждения. Тарифная (повременная и сдельная форма заработной платы) и бестарифная модели выплаты вознаграждения. Основные виды (системы) сдельной заработной платы. Премии. Современной формой стимулирования является участие в предпринимательстве, включающее участие в управлении, в прибыли, в собственности.

К неэкономическим способам стимулирования относят организационные и морально-психологические способы стимулирования.

Содержательные концепции мотивации. Содержательные концепции мотивации делают упор на то, какие потребности побуждают людей проявлять активность в труде. Существует несколько концепций мотивации: авторы – Маслоу, Альдерфер, Мак-Клелланд, Герцберг, Мадсен. Сравнение основных концепций содержательного подхода к мотивации.

Процессный подход к мотивации. Согласно процессному подходу поведение личности определяется не только ее потребностями. Но и восприятием ситуации, ожиданиями, связанными с ней, оценкой своих возможностей, последствий выбранного типа поведения. Теория ожидания В.Врума. Теория справедливости Дж.Адамса. Теория постановки целей Э.Локка. Концепция партисипативного управления. Комплексная процессная теория мотивации (расширенная модель ожидания) Л. Портера и Э. Лоулера. Теория подкрепления В. Скиннера. Теория мотивации Аткинсона. Концепция наделения властью и участи в делах организации.

 

Понятие и основы власти. В основе руководстве людьми находится влияние, т.е. психологическое (эмоциональное или рассудочное воздействие), которое оказывается на них с целью изменения поведения. Потенциальная или реальная возможность влияния на окружающих называется властью. Характеристика власти. Виды власти.

Основы власти: 1) принуждение; 2) собственность на ресурсы; 3)добровольное подчинение (традиция, личная харизма, убежденность)

Подходы к руководству людьми. На практике власть реализуется в процессе руководства. Умению руководить нельзя научить в школе. Это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни. Функциональные и личностные отношения. Ранний, классический и гуманистический технократизм. Правильное руководство предполагает сочетание научных правил и процедур и искусства их применения. Принципы успешного руководства.

Способы воздействия на подчиненных. Пассивное и активное управленческое воздействие. Формы управленческого воздействия (требование, убеждение, внушение, похвала, критика).

Основные стили руководства. Стиль руководстваэто качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействия на исполнителей. Характерные черты авторитарного стиля руководства. Демократический (кооперативный) стиль руководства. Либеральный /бюрократический стиль руководства. Сравнительный анализ авторитарного, демократического и либерального стилей руководства.

Одномерность и многомерность руководства. «Управленческий континуум». Графическое изображение модели Танненбаума-Шмидта. Ситуационная модель руководства Ф.Фидлера. Модель В.Врума и Ф.Йеттона.

Виды внутриорганизационных конфликтов. Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций, целей. Классификация конфликтов. Шесть типов конфликтных личностей.

Формы производственных конфликтов. Производственным называется конфликт, протекающий в рамках организации и порожденный проблемами, связанными с ее деятельностью. Виды производственных конфликтов (интриги, забастовки, саботаж и др.). Формы забастовок.

Конфликт как процесс. Конфликт можно рассматривать в узком (непосредственное столкновение сторон) и в широком смысле (процесс, состоящий из нескольких этапов). Элементы конфликта. Объективные и субъективные конфликтные ситуации. Результат завершения конфликта.

Стратегии преодоления конфликта. Любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт был как можно быстрее преодолен, ибо его последствия могут принести немалый ущерб. Три модели поведения участников конфликта. Теория К.Томаса и Р. Килменена. Стратегии предупреждения и разрешения конфликтов.

Виды и функции переговоров. Оптимальным способом разрешения внутриорганизационного конфликта являются переговоры. Классификация переговоров. Функции переговоров. Позиционные и рациональные переговоры. Мягкая и жесткая форма позиционных переговоров.

 

Лекция № 13