Личность и управление

Понятие личности. Под личностью понимается система взаимосвязанных, устойчивых социально значимых качеств человека, позволяющих ему активно познавать и преобразовы­вать мир. Часть из них являются врожденными (природными), часть — приобре­тенными (социальными). Основными качествами (элементами) личности счита­ются направленность, способности, психологический темперамент, характер. Недостаток одних качеств может быть до некоторой степени компенсирован дру­гими. В целом качества личности находятся под влиянием следующих основных обстоятельств.

Во-первых, индивидуальных особенностей людей (физического состояния, эмоций, интеллекта, взглядов, интересов).

Во-вторых, положения человека в окружении (статуса, социальной роли, прав, обязанностей, ответственности, доступа к информации, перспектив продвижения и т. п.).

В-третьих, специфики отношений с руководителями, подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами (в целом эти отношения изменить всегда легче, чем личность),

В-четвертых, пола.

В-пятых, особенности психических состояний, т. е. относительно устойчивых проявлений психики, присущих человеку в течение сравнительно длительного вре­мени. Такие состояния бывают: познавательными (любопытство, заинтересован­ность, недоверчивость и проч.); эмоциональными (радость, грусть, злость, страх, робость и т. п.); волевыми, позволяющими сознательно контролировать и управ­лять своей деятельностью (стойкость, целеустремленность, настойчивость, реши­тельность, дисциплинированность и проч.).

Личность проявляется в поведении, т. е. в действиях, выражающих субъектив­ную реакцию людей на общую ситуацию и поступки окружающих. Хорошее знание и понимание перечисленных выше обстоятельств позволяют достаточно надежно его предсказывать, что открывает дорогу успешному управлению людьми.

Направленность личности. Под направленностью личности понимается ее свойство, обеспечивающее ус­тойчивость ориентации поведения человека, его мотивов, целей вне зависимости от конкретной ситуации.

Выделяется три типа направленности, одновременно присутствующие у людей в той или иной степени на взаимодействие, на задачу и на себя.

Направленность на взаимодействие означает, что в процессе работы для челове­ка главное — общение, сотрудничество с другими. Конкретное содержание и результат деятельности его волнуют сравнительно мало. У таких людей всегда ве­лико желание быть в коллективе, выполнять те или иные общественные поруче­ния. Это о них говорят в народе: «на миру и смерть красна».

Направленность на задачу, по-другому называемая деловой, предполагает, что для человека главное — достижение цели, причем неважно, собственной или кем-то заданной. Он добросовестно исполняет свои обязанности, ради дела стре­мится к первенству, лидерству, требователен к себе и другим.

Наконец, направленность на себя проявляется в стремлении людей в первую очередь решать собственные проблемы, добиваться личного благополучия, успеха. Ради этого они пренебрегают своими обязанностями, стремятся переложить их на плечи других. В коллективе такие лица создают видимость работы или пытаются найти себе замену.

Знание направленности сотрудников, определяемой с помощью специальных тестов, помогает найти правильный подход к ним. Оно играет важную роль в деле формирования трудовых коллективов, подбора исполнителей для той или иной ра­боты, значительно облегчает процесс руководства.

Способности. Способности рассматриваются как совокупность качеств человека, необходи­мых для выполнения того или иного вида деятельности, позволяющих добиться ус­пеха, склонность к ней.

Способности, во-первых, определяют, кого и на какое рабочее место необходи­мо поставить, и, во-вторых, насколько эффективно данное лицо сможет трудиться.

В основе одинаковых достижений могут лежать разные способности, а один вид способностей может быть условием успехов в разных сферах деятельности.

Принято считать, что способности даются человеку от природы. На самом деле от природы люди получают задатки, которые превращаются в способности под воз­действием обучения, опыта и воспитания. Таким образом, способности представля­ют сплав природного и приобретенного личностью в результате целенаправленного развития и саморазвития.

Способности подразделяют на физические и психические. Последние могут относиться к репродуктивной (усвоение и применение информации) и творческой деятельности. Физические подразделяются на механические и двигательно-координационные. Первые характеризуются, например, силой, выносливостью; вто­рые — ловкостью, быстротой перемещения и проч.

Психические способности могут быть:

• общими, присущими в той или иной мере всем людям (думать, действовать) и лежащими в основе остальных способностей;

• элементарными частными (решительность, настойчивость, критичность и проч.). Ими обладают уже далеко не все люди;

• сложными частными. Они подразделяются на профессиональные (к отдельным видам деятельности — технике, экономике, праву и т. д.) и специальные (к оп­ределенному характеру деятельности).

Существует три вида специальных способностей:

1) интерсоциальные ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими; они необходимы руководителям среднего и низового звена, а также работникам, занятым рекламой, маркетингом, проведением пере­говоров, широкими внешними контактами;

2) конструктивные направлены на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художест­венной и др.; их реализация не требует активных контактов с окружающими.

В управлении такие способности нужны руководителям высшего звена для выработки политики организации, а также специалистам;

3) аналитические предполагают склонность их обладателя к поиску причин происходящих событий, осмыслению их роли, последствий, формулировке выводов и общих рекомендаций.

Первые два вида способностей могут быть теоретическими и прикладными, тре­тий - только теоретическим.

Развитые аналитические и конструктивные теоретические способности вкупе с определенным уровнем образования формируют способности интеллектуальные.

Но диапазону специальные способности классифицируют по трем уровням: ода­ренность, талантливость, гениальность.

Одаренность - это совокупность факторов, обусловливающих особо успешную дея­тельность в определенной области и выделяющих человека из окружения. Обычно она проявляется в наличии у него возможности что-то улучшать, совершенствовать. Талантливость представляет собой задатки, реализуемые через создание нового, необычного, того, что не существовало прежде.

Гениальность является высшей степенью одаренности, когда ее обладатели генери­руют результаты, имеющие общеисторическое значение.

Уровень развития специальных способностей, а следовательно, возможность за­нятия определенных должностей зависят от полученного образования и данного от природы типа мышления.

Образному мышлению свойственны яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, поверхностность. Чаще всего им облада­ют предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства. Логическое мышление характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, после­довательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретично­стью, абстрактностью, не всегда понятными окружающим.

Смешанному типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выра­женные. Это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятель­ность и быстроту в деле принятия решений, позволяет успешно справляться с раз­личными управленческими проблемами.

Сосредоточенность, направленность мышления на конкретные цели, концен­трация психической энергии на их достижение называется вниманием.

Последнее бывает произвольным, находящимся под волевым контролем челове­ка, и непроизвольным, определяемым воздействием раздражителей, особенностями внутреннего состояния человека, его чувствами, прежним опытом и т. д.

Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности. Это позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвращать внутренние конфликты. Раз­рыв в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения.

Известный западный психолог Дж. П. Голланд на основе комбинации способ­ностей выделил следующие типы личностей людей.

Реалистичный отражает инициативность, самостоятельность, склонность манипули­ровать инструментами и механизмами, решать практические задачи с конкретными результатами.

Исследовательский. Его обладатель предпочитает анализировать и решать творче­ские задачи абстрактного характера, формулировать идеи; он критичен, независим, открыт новому.

Артистический, присущий лицам эмоциональным, оригиналам, любителям выра­жать себя художественными средствами.

Социальный, свойственный демократичным, стремящимся к совместной работе, широким контактам субъектам, оказывающим помощь, обучающим, воспитываю­щим окружающих, налаживающим межличностные отношения, любителям фило­софствовать и выступать.

Предпринимательский характеризует энергичных, стремящихся к успеху и матери­альной выгоде людей, умеющих влиять на других и добиваться своего, в том числе путем компромиссов, неспособных к кропотливой рутинной работе.

Конвекционный - это тип бухгалтера, исполнителя, предпочитающего подчиняться установленному порядку и руководителям; он уравновешен, педантичен, осторожен, ответствен, любит стабильность и материальное благополучие.

Способности автоматически выполнять конкретные элементы трудового про­цесса называются навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затра­чивает сил, тем рациональнее и ритмичнее работает.

В то же время имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобрете­ния новых знаний (всем известно, что второй язык усваивается быстрее), но и стать для этого помехой, затрудняя в отдельных случаях переориентацию людей.

Навыки являются разновидностью привычек, т. е. стандартных, автоматиче­ских (часто даже неосознанных) форм поведения. Они формируются на основе многократных прошлых действий, которые благодаря повторению долго сохра­няются в изменившихся обстоятельствах.

Навыки и привычки, с одной стороны, освобождают сознание от контроля над рутинными операциями или принятием множества мелких повторяющихся решений, позволяя сосредоточиться на выполнении важных функций. С другой сторо­ны, привычки осложняют работу, например, могут порождать сопротивление пере­менам, неадекватное поведение в новых необычных обстоятельствах.

Темперамент и его разновидности. Личность человека внешне проявляется в его поведении, которое бывает по ха­рактеру стабильным или нестабильным (невротическим). Характер поведения в единстве с ориентацией субъекта либо на себя и свой внутренний мир (интроверсия), либо на окружающих (экстраверсия) образует четыре типа темперамента, от­ражающих динамику личности: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) пред­ставляет собой совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения: эмоциональность, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, активность или пассивность, силу чувств. В извест­ной мере он влияет на характер, стиль работы, отношения с окружающими.

Холерики представляют собой неустойчивых, нестабильных, а сангвиники — ста­бильных экстравертов; меланхолики — нестабильных, а флегматики — стабильных интровертов.

Экстраверты ориентированы на окружение, общительны, деятельны, любят риск, обычно хорошие организаторы и лидеры в коллективе. Им в наибольшей сте­пени подходит роль руководителей низшего и среднего уровня, у которых значи­тельная часть времени уходит на общение с подчиненными.

Интроверты погружены в себя, аккуратны, осторожны, педантичны, имеют более высокий уровень интеллекта. При стабильном типе поведения они пред­ставляют собой идеальных менеджеров высшего ранга, главная сила которых со­стоит в умении анализировать и стратегически мыслить. При нестабильном типе они вынуждены чаще всего пребывать в организации в роли рядовых ис­полнителей.

Эту классификацию можно представить несколько по-иному. Сначала выделя­ются сильный и слабый (меланхолический) типы темперамента. Сильный разделяется на уравновешенный и неуравновешенный (холерический). Уравновешенный, в свою очередь, разделяется на подвижный (сангвинический) и инертный (флегма­тический).

В то же время в «чистом» виде в реальности темперамент практически не встре­чается — у одних его варианты представлены примерно в равной степени, у других какой-то один может преобладать над остальными, когда доля соответствующих черт будет составлять 40—60 процентов.

Основные свойства темпераментов приведены в табл. 1.