Развитие менеджмента как науки

Бурное развитее производительных сил во второй половине прошлого века, технический прогресс и машинное производство требовали четкой организации, стандартизации и унификации производственных процессов. Постепенно сформировалось понимание, что организацией необходимо управлять систематизированно на основе научного подхода.

Классификация подходов, характеризующих развитее менеджмента как науки в историческом аспекте схематически показана на рис.1.

 

Выделяют четыре подхода: подход с позиции выделения различных школ, процессный подход, системный и ситуационный подходы.

Первый подход включает четыре школы: научного управления, административную или классическую, человеческих отношений и поведенческих наук, количественных методов. Авторы и последователи каждого из этих направлений утверждали, что их подход является наиболее рациональным и дает ключ к эффективному достижению целей организации. Оценивая эти школы по прошествии определенного времени, следует признать, что каждая из них внесла значительный вклад в развитие менеджмента. Самые современные организации с успехом используют положения и рекомендации данных школ. Однако практика и более поздние исследования показали, что многие управленческие концепции были лишь частично верными и могли использоваться в ограниченных ситуациях. Школы пересекаются в вопросах теории и практики и в рамках одной организации встречаются элементы всех школ.

Школа научного управления (1885-1920 гг.). Основоположником научного менеджмента считают американского ученого, инженера Фредерика Уинслоу Тэйлора (1856-1915 гг.). Он первый поставил задачу усовершенствовать существующие методы управления, применяя научный подход, и преуспел в этом. На его могиле сделана надпись: "Отец научного менеджмента".

Тэйлор и его последователи использовали наблюдение, замеры, анализ и логику для совершенствования многих операций ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. При этом использовались хронометры и кинокамера. В 1911 г. была опубликована фундаментальная работа Тэйлора "Принципы и методы научного управления", основные положения которой сводились к следующему:

1 Создание научного фундамента вместо старых практически сложившихся методов работы, исследование каждого отдельного ее элемента.

2 Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение.

3 Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной системы организации труда.

4 Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

5 Использование прогрессивной системы оплата труда для стимулирования большей производительности.

Сторонники научного управления выступали за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы, т.е. они считали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что организация выиграет, если каждый будет заниматься своим делом.

Концепция научного управления стала переломным этапом, в результате которого менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований.

Если работы сторонников научного управления касались повышения эффективности на конкретных рабочих местах (т.е. на уровне ниже управленческого), то с возникновением административной (классической) школы специалисты начали работать над совершенствованием управления организацией в целом. Представитель Анри Файоль (1841-1925 гг.), в течение 30 лет руководил крупной французской горнодобывающей и металлургической компанией. Он вывел ее из состояния банкротства и оставил одним из самых процветающих концернов, известным своими управленческими, техническими и научными кадрами.

Основные управленческие концепции Файоля нашли отражение в его известной работе "Общее и промышленное управление" и заключаются в следующем:

1 Основные принципы управления являются универсальными, и следование им приведет организацию к успеху. Принципы управления Файоля: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение; централизация; иерархические уровни; порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива и корпоративный дух.

2 Теория управления включает в себя комплекс знаний, которые можно и нужно изучать. (Это привело к появлению такой дисциплины, как менеджмент, которую стали серьезно преподавать в учебных заведениях).

3 "Управлять, — писал Файоль, — значит предвидеть, организовывать распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действий; организовывать, то есть строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия; распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать; координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все

действия и все усилия; контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям".

Таким образом, Файоль в первые дал четкую классификацию управленческих функций, выполняемых на предприятии.