Сущность управленческой деятельности

Оглавление

Министерство образование и науки Украины

Приложение

Литература

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Функции менеджера в процессе организации труда

2. Перечислить основные положения японской системы управления предприятиями

3. В чем заключается вопрос делегирования?

4. Как организовать планирование рабочего времени менеджера?

5. Организация и проведение деловых переговоров.

6. Как организовать подготовку деловых переговоров?

7. Особенности проведения деловых переговоров.

8. Основные методы, используемые при переговорах.

9. Какие Вы знаете приемы детализирующие и конкретизирующие ведения переговоров?

10. Задачи и назначение деловых совещаний.

11. Особенности проведения проблемных совещаний.

12. Задачи инструктивных (информационных) совещаний.

13. Организация оперативных (диспетчерских) совещаний.

14. Особенности подготовки всех видов деловых совещаний.

 

 

1. Дараховский И.С.,Черноиванов И.П., Прехул Т.В. Бизнес и менеджер. – М «Азимут – центр», 1992.

2. Дашков Л.П., Данилов А.И., Тютюкина Е.Б. Предпринимательство и бизнес. – М., 1996.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М: «Дело», 1993.

4. Сацков Н.Я. Практический менеджмент. ИКФ «Сталкер», 1998.

5. Черкасов В.В., Платонов С.В., Третяк В.И. Управленческая деятельность менеджера, - ВАКЛЕР ХОУП, 1998.

 

 

Краткий деловой словарь менеджера

Акционерное общество - это хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на определённое число долей, а каждая из них выражена ценной бумагой - акцией. Основным корпоративным документом акционерного общества является его устав. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Решение общего собрания акционеров принимается большинством голосов (акций) акционеров.

Анализ внешней среды - представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние, по отношению к организации, факторы, чтобы определить возможности и угрозы для предприятия.

Арбитраж - примирительный метод, или способ, разрешения споров, при котором стороны обращаются к третейским судьям - арбитрам.

Аренда машин и оборудования: предоставляемая на краткосрочный период - рентинг; на среднесрочный период - хайринг; на долгосрочный период - лизинг.

Ассоциации - договорные объединения с целью постоянной координации хозяйственной деятельности. Ассоциации не имеют права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность кого-либо из её участников.

Базовые предпосылки рыночной экономики- это устойчивость валюты; признание права рисковать ради получения прибыли; взаимное доверие и соблюдение законов; надёжные банковский и коммерческий кредиты.

Банкротство - установленная судом несостоятельность предприятия. Со дня официального объявления предприятия банкротом, оно теряет право распоряжаться своим имуществом.

Бизнес - дело, занятие, предпринимательство.

Бизнес-план- это обоснование принятия особо важного решения. Цель разработки бизнес-плана проекта заключается в глубокой проработке финансовой, производственной и сбытовой деятельности предприятия по реализации выбранного инновационного проекта, согласованного с потребностями рынка и производственными ресурсами.

Бюджет - план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Служит в качестве контрольного эталона.

Бюджетный метод управления - это метод управленческого учёта и управления предприятием.

Бюрократическая структура управления- это структура характеризующаяся высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам.

Валовой доход –общая сумма дохода предприятия от всех видов деятельности в денежной, материальной или нематериальной формах.

Валовые расходыпроизводства и обращения- это совокупность затрат предприятия в денежной, материальной или нематериальной формах.

Вертикальное разделение труда - преследует цель координации сверху вниз всех составляющих сложной работы для того, чтобы она стала успешной.

Власть - это возможность влиять на поведение других людей. Исполнитель верит, что влияющий, или руководитель, имеет право отдавать приказания и что его долг - подчиниться им.

Вознаграждение - в рамках теории мотивации - это всё, что человеку может казаться ценным.

Главная стратегическая цель коммерческого предприятия - это получение запланированной прибыли в реальных условиях деятельности предприятия.

Горизонтальное разделение труда - это разделение всей работы на составляющие компоненты. Разделение большого объёма работы на многочисленные специализированные задания позволяют предприятию производить больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно.

Государственное коммунальное предприятие -основано на собственности административно-территориальных единиц.

Государственное предприятие -основано на общегосударственной собственности.

Делегирование - это процесс распределения обязанностей, прав и ответственности менеджерами более высокого уровня управления между исполнителями - сотрудниками предприятия.

Деловые переговоры - это средство взаимосвязи между людьми, предназначенное для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы.

Деловые совещания - это одна из составляющих управления предприятием, позволяющая менеджеру привлекать сотрудников вверенного ему подразделения для совместного решения сложных актуальных проблем, а также обмену информацией и накопленным опытом. Деловые совещания подразделяются на проблемные, инструктивные и оперативные.

Дивизиональная структура управления - это структура управления, когда деление организации на элементы и блоки производится по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам.

Диспетчирование - это централизованный контроль и оперативное руководство ходом производства. охватывающее все участки и звенья предприятия или строительства с целью обеспечения выполнения планового выпуска продукции или выполнения строительно-монтажных работ.

Должностные инструкции - это краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в организации.

Дочерняя компания- формально самостоятельная компания, зарегистрированная в соответствии с действующим законодательством, контрольный пакет акций которой принадлежит другой, материнской, компании, которая определяет основные направления деятельности дочерней компании.

Другие объединения - по отраслевому, территориальному и иным принципам. Объединения действуют на основании договора или устава, который утверждается их учредителями или владельцами.

Единоличное владение - это предприятие, созданное лично предпринимателем.

Единоначалие - принцип построения организации, согласно которому подчинённый должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним.

Жизненный цикл товара - это период экономически оправданного выпуска определённого товара (продукта), в течение которого он пользуется спросом на рынке и продаётся по приемлемым для производителя ценам, сохраняя свою конкурентоспособность.

Задача- это конкретно заданная работа, часть работы или серия работ, которая должна быть выполнена установленным способом и в заданные сроки.

Имидж - это оценка организации или её товаров и услуг обществом, это репутация, престиж фирмы, качество товара, точность выполнения принятых обязательств, формы общения с клиентами.

Инвестиции - капиталовложения в основной капитал и материально- товарные запасы предприятия для развития производства.

Индивидуальное предприятие, основанное на собственности физического лица и исключительно его труда.

Инжиниринг - это предоставление определённого рода услуг фирмой-консультантом предприятию-заказчику при строительстве промышленных и иных объектов. К ним относятся: консультации по разработке проекта; выбор оптимальных вариантов строительства; проведение изысканий, надзор за строительством и др.

Интеграция - процесс объединения усилий различных подсистем - подразделений, для достижения целей предприятия.

Инфляция - переполнение каналов обращения бумажными деньгами, сопровождающееся ростом цен на товары.

Информационная система - формальная система обеспечения менеджеров информацией, необходимой для принятия решений.

Качество - это совокупность эксплуатационных свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности и пользуются потребительским спросом покупателей.

Коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, другого уставного общества, общественной и религиозной организации.

Коммуникации - это обмен информацией на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до нижестоящих работников предприятия.

Конкурентоспособность - способность товара обеспечить коммерческий успех на определённом рынке в условиях действия конкурентов.

Консалтинг это консультирование. Управленческий консалтинг является наиболее действующим инструментом рыночной экономики. Консалтинговые фирмы оказывают юридические, бухгалтерские, проектно- инвестиционные, инжиниринговые, информационные и другие услуги предприятиям с помощью специально подготовленных высоко - квалифицированных сотрудников, которые помогают предприятию-заказчику выяснить управленческие проблемы, проанализировать их, выдают необходимые рекомендации по решению этих проблем и содействуют практической реализации принятых решений.

Консорциумы - временные уставные объединения промышленного и банковского капиталов для достижения общей цели.

Контракт - устное или письменное соглашение, по которому одна из сторон берёт обязательство что-либо сделать для другой на определённых условиях и в назначенные сроки.

Контроль - процесс, обеспечивающий достижение предприятием поставленных целей.

Контрольный пакет акций - минимальная доля акций, дающая право или возможность их владельцам осуществлять фактический контроль деятельности акционерного общества.

Конфликт- несогласие между двумя, и более, сторонами, лицами или группами, когда каждая сторона старается отстоять именно её взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое.

Концерны -уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и др., на основании полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей.

Корпорации - договорные объединения на основе совмещения производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников.

Корпорация- это форма организации предприятия, предусматривающая разделение функций между акционерами - собственниками акций и менеджерами. Корпорация строит свою деятельность, опираясь на научные методы управления и профессиональных менеджеров - руководителей.

Кризисный реинжиниринг - когда речь идёт о решении кризисных проблем предприятия и нужен комплекс мер по выходу из кризисного состояния.

Критерий для принятия решения - нормы, с которыми можно сравнивать принимаемые варианты решения.

Кружки качества - это организационная форма совместного поиска решений проблем производства и качества продукции непосредственными исполнителями.

Лидер организации - это человек, эффективно осуществляющий формальное, или неформальное, руководство группой людей.

Лидерство- это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определённым образом.

Лизинг - это долгосрочная аренда оборудования, машин и сооружений производственного назначения.

Ликвидность - способность компаний, предприятий и банков своевременно выполнять свои обязательства перед заказчиками.

Линейные полномочия- полномочия, которые передаются от начальника непосредственно подчинённому и от него - другим подчинённым.

Лицензионная торговля - это основная форма международной торговли технологиями, машинами, сложным оборудованием.

Лицензия - это разрешение, выдаваемое государством на проведение определённых видов хозяйственной деятельности.

Малые предприятия - чаще всего являются единоличными владениями или товариществами, объединяющими капитал двух или более хозяйствующих субъектов.

Маркетинг - комплекс организационных, рекламных и других мер - прогноз спроса и морального устаревания товара, правильный выбор цены, рекламная стратегия и т.д., обеспечивающих устойчивый сбыт продукции.

Материнская компания - компания, которая владеет контрольными пакетами акций в других, дочерних, компаниях. В отличие от чисто холдинговых компаний, материнская компания сама проводит те или иные операции, производит определённые товары и услуги.

Матричная структура управления - это структура управления в которой члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель же проекта при этом обладает так называемыми проектными полномочиями.Выбор конкретных полномочий при этом определяется тем, какие права делегирует ему руководство предприятия.

Менеджер -это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность на предприятии и наделённый определёнными полномочиями в области принятия решений согласно уставу данного предприятия.

Менеджмент представляет собой процесс управления предприятием, а в более широком смысле - это системное управление всеми производственными процессами на предприятиях при создании и реализации самой разнообразной продукции и услуг.

Менеджмент коммерческого предприятия - это вид профессиональной деятельности, направленный на достижение определённой прибыли путём рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики.

Метод экспертных оценок- метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов.

Миссия –в планировании основная общая цель или главная задача предприятия.

Модель- это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет её абстрактно. Модели облегчают понимание сложной реальности.

Мотивация труда - это процесс стимулирования сотрудников к деятельности, направленной на достижение целей, поставленных в соответствующих планах предприятия.

«Ноу-Хау» - это совокупность технических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, строительства "под ключ", продаваемые заказчику исполнителем.

Объём управления - число людей. находящихся в непосредственном подчинении руководителя.

Организация- это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения заданной цели или целей.

Ответственность - обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Переменные затраты – это затраты, которые изменяются прямо пропорционально количеству выпускаемой продукции предприятием.

План - это система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программ выполнения работ, различных операций и т.д. Различают оперативные, текущие (тактические) и перспективные (стратегические) планы предприятий и организаций.

Планирование - процесс выбора целей и методов решений, необходимых для их достижения.

Постоянные затраты -это затраты, которые на определенный период остаются в целом неизменными, несмотря на функциональные изменения в деятельности предприятия.

Правила - точное определение того, что следует делать в конкретной уникальной ситуации.

Предпринимательство (бизнес) - это самостоятельная инициатива, систематическая, на собственный риск, деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и занятие торговлей с целью получения прибыли.

Предприятие - самостоятельный хозяйственный, уставной субъект, имеющий права юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответственной прибыли, доходов.

Прибыль общая от реализации продукции (оказания услуг) – определяется как разница между объёмами реализации продукции, работ и услуг и текущими затратами.

Прибыль чистая – образуется после уплаты из общей прибыли налогов и других обязательных платежей и остается в распоряжении предприятия.

Проектная структура управления - это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл её состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников предприятия для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы, установленные сметой. Когда проект завершен - команда распускается.

Производственная структура предприятия - это комплекс входящих в его состав цехов, отделов, служб, а также формы взаимосвязи между ними.

Реинжиниринг- это перестройка бизнеса в целях улучшения качества работы предприятия, уровня сервиса и основных показателей работы предприятия.

Реинжиниринг развития - когда дела у предприятия-заказчика идут в целом неплохо, но ухудшилась динамика развития, и стали опережать конкуренты.

Рентабельность продукции (работ или услуг) показывает результативность текущих затрат. Определяется отношением общей прибыли к себестоимости продукции (работ или услуг). Рентабельность продукции одновременно является показателем целесообразности производства той или иной продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Рентабельность производства – показывает, насколько результативно используется имущество предприятия. Определяется как процент отношения годовой прибыли (общей или чистой) к среднегодовой стоимости основных фондов и сумме оборотных средств (авансированному капиталу).

Риск - уровень неопределённости в предсказании результата.

Риск деловой - это одна из основных характеристик деятельности коммерческого предприятия в условиях неопределённости и возможности неблагоприятных последствий в случае неуспеха. Деловые риски подразделяются на две основные группы: предпринимательские - рыночные, финансовые, инвестиционные; производственные - пожары, выход из строя оборудования, убытки при транспортировке, кража материальных ценностей.

Риск экономическийопределяется отклонениями основных характеристик деятельности предприятия от принятых плановых показателей в виде невыполнения планового объёма реализации продукции, перерасхода средств, предусмотренных соответствующими сметами и т.д.

Самофинансирование - финансирование расширения производства за счёт прибыли или выпуска новых собственных акций предприятия.

Себестоимость– денежное выражение текущих затрат предприятия на производство и сбыт продукции. Производственная себестоимость и внепроизводственные расходы составляют полную себестоимость продукции

Себестоимость производственная – это совокупность производственных затрат, показывающая, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции.

Система "Канбан" является информационной системой, которая позволяет осуществлять производство необходимой продукции в нужном количестве и в заданное время на каждом этапе производства, как на заводах фирмы, так и на заводах фирм-поставщиков.

Совместное предприятие, основанное на базе объединения имущества разных владельцев - смешанная форма собственности. В числе основателей совместного предприятия могут быть юридические лица и граждане России, а также других государств.

Соглашение о товариществе - это юридический документ, определяющий права и ответственность партнёров.

Стратегический план - это система долгосрочных целей деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных путей их достижения. Процесс планирования стратегии является инструментом принятия управленческих решений, таких как: распределение ресурсов, адаптации к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

Стратегия- представляет собой комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достичь намеченных целей.

Страхование - система мер, направленных на полное, либо частичное, возмещение потерь от наступления непредвиденных обстоятельств: стихийных бедствий, аварий, несчастных случаев, невыполнения договорных обязательств предприятиями, особенно обанкротившимися, контрагентами и т.д.

Структура организации это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Структура управления предприятием - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого.

Сущность менеджмента- основана на понятии управления предприятиями как сложными социально- техническими системами, на которые оказывают влияние многочисленные факторы как внутренней, так и внешней среды.

Тактический план предприятия. Краткосрочные планы предприятия (обычно годовой) называют тактикой. Тактические планы разрабатываются на основе стратегических планов предприятия.

Текущий контрольэто этап процедуры контроля, осуществляемый непосредственно в ходе проведения работ.

Технология- это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления преобразований исходных материалов и информации в целях выпуска готовой продукции.

Товарищество (партнёрство) - это предприятие, созданное по соглашению двух или большего числа отдельных лиц, в том числе юридических, путём объединения их денежных средств, имущества и предпринимательской деятельности.

Управленческие решения. Менеджером можно назвать предпринимателя только тогда, когда он принимает управленческие решения или реализует их через своих подчинённых. Принятие решений это одно их основных определяющих частей любой управленческой функции.

Управлять- это предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать и контролировать самые разнообразные процессы, происходящие на предприятии в повседневной жизни.

Функции менеджера - это прогнозирование и планирование, организация и координация процессов деятельности предприятия, обеспечение контроля и информационных процессов, принятие решений на базе полученной информации и организация выполнения принятого решения.

Функциональная департаментализация- это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою чётко определённую, конкретную задачу и обязанности.

Холдинговая компания - это акционерная компания, капитал которой используется преимущественно для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля за их деятельностью и получения доходов в виде дивидендов.

Цели - это конкретные конечные планируемые результаты деятельности предприятия, которые стремится достичь руководство предприятия в процессе производственной деятельности.

Центр ответственности – это сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, наделенное правом принятия решения. К числу центров ответственности относятся: центры затрат, центры выручки, центры прибыли, центры инвестиций.


 

Севастопольский национальный технический университет

Кафедра Океанотехники и кораблестроения

 

Менеджмент судостроительной промышленности

Конспект лекций

лектор д.т.н. профессор А.И. Раков

 

 

Севастополь

 

 

Глава 1 Сущность и задачи менеджмента…………………………………………… 6

1.1 Сущность управленческой деятельности 6

1.2 Цели и задачи менеджмента 8

1.3 Менеджер - как руководитель предприятия 11

1.4 Методы и функции менеджмента 17

Глава 2 Понятие и формы организаций…………………………………………… 28

2.1 Понятие организаций 28

2.2 Внешняя среда в бизнесе 33

2.3 Коммерческие организации (предприятия) 39

2.4 Государственные предприятия и некоммерческие организации 45

2.5 Объединение предприятий 49

Глава 3. Этапы развития и школы менеджмента………………………………… 52

3.1 Классическая школа научного управления 52

3.2 Классическая административная школа управления 55

3.3 Школа психологии и человеческих отношений 58

3.4 Количественная школа менеджмента (управленческая) 60

3.5 Государственное управление экономикой 66

3.6 Управленческое консультирование 71

Глава 4. Управленческие решения………………………………………………….. 79

4.1 Процесс принятия управленческих решений 79

4.2 Управленческие решения и деловой риск 82

4.3 Теория принятия управленческих решений 88

4.4 Механизм принятия управленческих решений 95

4.5 Бизнес-план – как обоснование принятия особо важного решения 97

Глава 5. Планирование деятельности предприятия…………………………….. 107

5.1 Сущность, назначение и преимущества стратегического планирования 107

5.2 Планирование реализации стратегии 116

5.3 Управление реализацией стратегического плана и контроль его исполнения. 117

5.4 Задачи разработки тактических планов деятельности предприятия 120

5.5 Оперативно – производственное планирование на предприятии 123

Глава 6. Организационные структуры менеджмента…………………………… 130

6.1 Функциональная департаментализация 130

6.2 Виды структур управления предприятием 132

6.3 Производственная структура предприятия 138

6.4 Производственная структура цеха (отдела) 142

Глава 7. Мотивация деятельности………………………………………………… 147

7.1 Основные теории мотивации труда 148

7.2 Теория потребностей Мак Клелланда 150

7.3 Теория ожиданий 151

7.4 Ситуационные, личностные и другие факторы, влияющие на мотивацию 152

Глава 8. Руководство: власть и лидерство………………………………………... 155

8. 1 Понятие власти и авторитета 155

8.2 Делегирование, ответственность и полномочия 158

8.3 Имидж и стиль руководства менеджера 159

8.4 Возникновение и разрешение конфликтов 163

 

Глава 9 Процесс управления предприятием, его информационное и техническое обеспечение……………………………………………………………. 169

9.1 Организация управления предприятием 169

9.2 Функции и процесс управления предприятием 174

9.3 Назначение и состав службы оперативного управления производством 183

9.4 Организация информационного и технического обеспечения системы управления предприятием 189

9.5 Процесс контроля, как заключительный этап управления предприятием 194

Глава. 10 Организация труда менеджера………………………………………… 201

10.1 Функции менеджера в процессе организации труда 201

10.2 Планирование рабочего времени менеджера 205

10.3 Организация и проведение деловых переговоров 208

10.4 Организация и проведение деловых совещаний 213

Краткий деловой словарь менеджера 218

 


 

Глава 1 Сущность и задачи менеджмента

 

Менеджментпредставляет собой процесс управления предприятием (организацией), а в более широком смысле – это системное управление всеми производственными процессами на предприятиях при создании и реализации самой разнообразной продукции и услуг.

Обычно, на промышленных предприятиях деятельность по созданию различных видов продукции бывает понятна, но на предприятиях, не производящих готовую продукцию, производственные функции часто бывают менее понятны. Например, это деятельность, которая осуществляется в банках, магазинах, парикмахерских, учебных заведениях и т. п.. Продукция которая производится на этих предприятиях, может иметь необычные операционные формы, такие как парикмахерские услуги, продажа билетов, обслуживание покупателей или клиентов, преподавание и др. Производственную или операционную деятельность таких предприятий обычно называют сервисом (сервисным обслуживанием).

Менеджмент состоит из совокупности принципов, методов, средств и форм управления производственными (операционными) процессами на предприятии с целью повышения экономической и социальной эффективности. Сущность менеджмента, при этом, заключается в понятии управления предприятиями как сложными социально-техническими системами, на которые оказывают влияние многочисленные факторы как внутренней так и внешней среды.

Менеджмент коммерческого предприятия – это вид профессиональной деятельности, направленной на достижение запланированной предприятием прибыли, путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики, что означает:

- ориентацию предприятия на запросы потребителей, организацию производства тех видов товаров, которые пользуются спросом на рынке и могут принести предприятию плановую прибыль;

- хозяйственную самостоятельность, дающую возможность принимать самостоятельные решение тем, кто непосредственно несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия;

- систематическую корректировку целей и задач в зависимости от изменения требований рынка;

- постоянное стремление к осуществлению главной стратегической цели предприятия –получению плановой прибыли.

Менеджмент бюджетных учреждений (государственной и муниципальной собственности) существенным образом отличается от управления коммерческими предприятиями. Так перед предприятиями государственного и муниципального (местного) секторов народного хозяйства, часто получение прибыли не является главной задачей их деятельности. Особенно сильно отличаются цели деятельности государственных и муниципальных учреждений административного управления, налоговых инспекций и т.п. и, соответственно, требуют отдельного рассмотрения. Поэтому дальнейшее изложение особенностей управления предприятиями будет рассматриваться нами с позиции деятельности коммерческих предприятий, работающих в условиях рынка.

Понятие управление вообще и государственного управления в частности, намного шире приведенных выше определений “Менеджмента”. Система государственного управления страной имеет дело с социально-экономическими процессами, происходящими в многоукладной экономике государства и, следовательно, решает также целую серию задач непосредственно не связанных с системой рыночных отношений.

Таким образом, менеджмент есть специальная область знаний, объединяющая в себе достижения экономических, социологических, психологических, правовых, технических и других отраслей знаний, опирающаяся на опыт управленческого искусства.