Стратегические альтернативы роста.
Лекция 9.
Жизненный цикл предприятия.
Стадии:
1. Рост – стратегия роста
2. Нестабильность – стратегия стабилизации
3. Выживание – стратегия выживания
Модель роста состоит из этапов:
1. Стадия планирования
a. Четко определены возможности получения доходов
b. Согласованы краткосрочные и долгосрочные цели
c. Система управления предприятием должна соответствовать стратегии роста
d. Меры финансового страхования
2. Начальная стадия
a. Ликвидируются не предусмотренные в плане узкие места в процессах с структуре реализации плана
b. Объем продаж растет, а прибыль компания не получает
3. Стадия проникновения
a. Завершаются все приобретения и поглощения
b. Вырисовываются определенные конкурентные преимущества
c. Рост объемов продаж и объемов прибыли
4. Ускоренный рост
a. Объемы продаж и доходов растут очень быстро, рост доходов опережает рост объема продаж
b. Расширяется доля рынка (как правило приближается к запланированной)
5. Переходная стадия
a. Рост объема продаж падает
b. Наблюдаются негативные явления, которые становятся явными и требуют своего решения
На каждой стадии компания должна выбрать стратегию роста:
1. На начальной стадии – стратегия умеренного роста (ликвидировать узкие места)
2. На стадии проникновения – долгосрочные программы во всем
3. На стадии ускоренного роста – стратегия ускоренного роста
4. Переходная стадия – стратегия переходного периода
Стратегические альтернативы роста:
1. Интенсификация рынка
a. Защитная – проникновение на рынок за счет модификации продукта или его замена на новый
b. Экспансионистская– проникновение на рвнок за счет нового производства, но при базовой устоявшейся структуры рынка, с использованием модификаций систем распределения и продвижения товара.
2. Диверсификация
3. Стратегические альянсы
4. ВЭД
Интенсификация может осуществляться 3 методами:
1. Проникновение на рынок (реклама, увеличение объема потребления, модификация, расширение сферы применения)
2. Развитие рынка (плановый маркетинг старого или нового продукта с одновременным вхождением в новые сегменты рынка)
3. Географическая экспансия (рынок на новые географические рынки сбыта, за счет увеличения своих возможностей по продаже товара)
Диверсификация – (перевод с лат. – «разнообразие») в самом широком смысле это расширение номенклатуры товара, с экономической точки зрения прирост объёмов производства за счет выпуска дополнительной новой продукции, на новые рынки и поиска более сильных позиций на новых рынках.
Игорь Ансеф считал, что целью диверсификации является полное использование ресурсов.
Виды диверсификации:
1. Вертикальная– предполагает поглощение поставщиков и потребителей (как правило в перерабатывающих отраслях);
2. Горизонтальная – поглощение системы продукт-рынок внутри отрасли;
3. Побочная – проникновение в другие отрасли.
Стратегические альянсы – соглашение о сотрудничестве, между 2 или несколькими компаниями, они идут дальше чем проведение обычных торговых операций, но они не доводят дело до слияния/поглощения.
Причины создания:
1. Необходимость создания организационно-правовых структур позволяющих быстро реагировать на динамичные изменения;
2. Складываются предпосылки для объединения «ключевых компетенций» компаний с целью ещё большего повышения эффективности деятельности компаний в альянсе;
3. Крупные компании не обладают достаточными ресурсами денежных средств для реализации стратегии.
Виды альянсов:
1. «Старые альянсы» – традиционные совместные предприятия;
2. «Альянсы второй волны» – сбытовые и закупочные соглашения, совместное освоение новых видов бизнеса и рынков;
3. «Альянсы третьей волны» - наиболее сложные, как правило сетевые структуры, они включают в себя большое количество партнеров, эти партнеры работают на различных территориях и рынках и на различных участках технологической цепи.
Условия для создания альянсов:
1. Способность создавать стоимость;
2. Совместимость стратегических интересов компаний.
Управление альянсом – циклический процесс, но более сложный, чем у обычной компании.
Внешнеэкономическая деятельность
Преимущества:
1. Увеличение объема продаж и прибыли;
2. Поиск продукции с низкими затратами на основе использования имеющихся ноу-хау, применение которых не дало результатов на национальном рынке;
3. Защита рынка сырья.
Трудности:
1. Наличие более жесткой конкуренции чем на национальном рынке
2. Нужно учитывать действие внешнеэкономических факторов
Формы ВЭД:
1. Экспорт – самый дешевый и самый ненадежный способ
2. Иностранное лицензирование
3. Прямые вложения в виде сложения в новые филиалы, поглощения предприятий, совместное предприятие.