Стратегические альтернативы роста.

Лекция 9.

Жизненный цикл предприятия.

Стадии:

1. Рост – стратегия роста

2. Нестабильность – стратегия стабилизации

3. Выживание – стратегия выживания

 

Модель роста состоит из этапов:

1. Стадия планирования

a. Четко определены возможности получения доходов

b. Согласованы краткосрочные и долгосрочные цели

c. Система управления предприятием должна соответствовать стратегии роста

d. Меры финансового страхования

2. Начальная стадия

a. Ликвидируются не предусмотренные в плане узкие места в процессах с структуре реализации плана

b. Объем продаж растет, а прибыль компания не получает

3. Стадия проникновения

a. Завершаются все приобретения и поглощения

b. Вырисовываются определенные конкурентные преимущества

c. Рост объемов продаж и объемов прибыли

4. Ускоренный рост

a. Объемы продаж и доходов растут очень быстро, рост доходов опережает рост объема продаж

b. Расширяется доля рынка (как правило приближается к запланированной)

5. Переходная стадия

a. Рост объема продаж падает

b. Наблюдаются негативные явления, которые становятся явными и требуют своего решения

На каждой стадии компания должна выбрать стратегию роста:

1. На начальной стадии – стратегия умеренного роста (ликвидировать узкие места)

2. На стадии проникновения – долгосрочные программы во всем

3. На стадии ускоренного роста – стратегия ускоренного роста

4. Переходная стадия – стратегия переходного периода

Стратегические альтернативы роста:

1. Интенсификация рынка

a. Защитная – проникновение на рынок за счет модификации продукта или его замена на новый

b. Экспансионистская– проникновение на рвнок за счет нового производства, но при базовой устоявшейся структуры рынка, с использованием модификаций систем распределения и продвижения товара.

2. Диверсификация

3. Стратегические альянсы

4. ВЭД

Интенсификация может осуществляться 3 методами:

1. Проникновение на рынок (реклама, увеличение объема потребления, модификация, расширение сферы применения)

2. Развитие рынка (плановый маркетинг старого или нового продукта с одновременным вхождением в новые сегменты рынка)

3. Географическая экспансия (рынок на новые географические рынки сбыта, за счет увеличения своих возможностей по продаже товара)

 

Диверсификация – (перевод с лат. – «разнообразие») в самом широком смысле это расширение номенклатуры товара, с экономической точки зрения прирост объёмов производства за счет выпуска дополнительной новой продукции, на новые рынки и поиска более сильных позиций на новых рынках.

Игорь Ансеф считал, что целью диверсификации является полное использование ресурсов.

Виды диверсификации:

1. Вертикальная– предполагает поглощение поставщиков и потребителей (как правило в перерабатывающих отраслях);

2. Горизонтальная – поглощение системы продукт-рынок внутри отрасли;

3. Побочная – проникновение в другие отрасли.

Стратегические альянсы – соглашение о сотрудничестве, между 2 или несколькими компаниями, они идут дальше чем проведение обычных торговых операций, но они не доводят дело до слияния/поглощения.

Причины создания:

1. Необходимость создания организационно-правовых структур позволяющих быстро реагировать на динамичные изменения;

2. Складываются предпосылки для объединения «ключевых компетенций» компаний с целью ещё большего повышения эффективности деятельности компаний в альянсе;

3. Крупные компании не обладают достаточными ресурсами денежных средств для реализации стратегии.

Виды альянсов:

1. «Старые альянсы» – традиционные совместные предприятия;

2. «Альянсы второй волны» – сбытовые и закупочные соглашения, совместное освоение новых видов бизнеса и рынков;

3. «Альянсы третьей волны» - наиболее сложные, как правило сетевые структуры, они включают в себя большое количество партнеров, эти партнеры работают на различных территориях и рынках и на различных участках технологической цепи.

Условия для создания альянсов:

1. Способность создавать стоимость;

2. Совместимость стратегических интересов компаний.

Управление альянсом – циклический процесс, но более сложный, чем у обычной компании.

 

Внешнеэкономическая деятельность

Преимущества:

1. Увеличение объема продаж и прибыли;

2. Поиск продукции с низкими затратами на основе использования имеющихся ноу-хау, применение которых не дало результатов на национальном рынке;

3. Защита рынка сырья.

Трудности:

1. Наличие более жесткой конкуренции чем на национальном рынке

2. Нужно учитывать действие внешнеэкономических факторов

 

Формы ВЭД:

1. Экспорт – самый дешевый и самый ненадежный способ

2. Иностранное лицензирование

3. Прямые вложения в виде сложения в новые филиалы, поглощения предприятий, совместное предприятие.