Лекция 4.

Содержание и принципы проведения стратегического анализа.

Лекция 3.

Цели.

Целеполагание – это процесс развития, обсуждения и реализации целей, которые организация имеет и хочет достичь.

Цель определяет желаемое состояние – количественное состояние цели.

Цели – конкретные конечные состояния отдельных характеристик организации к которым она стремится.

Целеполагание – логический процесс, где можно систематизировать процедуру, но нельзя её формализовать, это искусство определяемое опытом и интуицией высшего руководства.

Виды целей:

1. По источникам:

a. Внешний

b. Внутренний

2. С точки зрения комплексности:

a. Простые

b. Сложные

3. По степени важности:

a. Стратегические

b. Тактические

4. По сроку действия:

a. Краткосрочные (до 1 года)

b. Среднесрочные (1-5 лет)

c. Долгосрочные (более 5 лет)

5. По содержанию:

a. Технологические

b. Производственные

c. Социальные

d. Технологические

e. Экономические и т.д.

6. По форме выражения:

a. Качественные

b. Количественные

7. По уровню:

a. Генеральная цель

b. Общие цели

c. Специфические цели

Сферы, применительно к которым устанавливают цели:

1. Работа с клиентами

2. Доходы

3. Потребление и благосостояние сотрудников

4. Социальная ответственность

Направления целей:

1. Прибыльность

2. Положение на рынке

3. Производительность

4. Финансовые ресурсы

5. Мощность организации

6. Разработка, производство продукции и обновление технологий

7. Изменение в организации и управлении

8. Человеческие ресурсы

9. Работа с покупателями

10. Оказание помощи обществу

Требования к целям:

1. Достижимость

2. Гибкость

3. Измеримость

4. Стимулирование

5. Иерархичность

6. Четкость

С точки зрения стратегического планирования к целеполаганию применяются специфические требования:

1. Ориентированность на тенденции внешней деловой окружающей среды.

2. Непротиворечивость целей.

3. Обеспечение возможности разработки конкретных планов действий, а так же контроля над их реализацией.

На любом этапе возможна корректировка и осмысление целей.

 

 

На этапе стратегического анализа поэтапно и системно анализируются факторы внешней деловой окружающей среды и ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей).

Проводят для определения текущего состояния предприятия и выявления условий его успешного развития. На данном этапе создается информационная база, позволяющая наиболее эффективным образом осуществить целеполагание и наиболее эффективно произвести выбор.

Принципы стратегического анализа:

1. Анализ состоит из двух самостоятельных этапов (внешней среды и ресурсного потенциала).

2. Исследования западных специалистов в области стратегического управления нужно адаптировать к условиям российской экономики.

3. Процедура стратегического анализа требует дальнейшей проработки до методических рекомендаций.

 

Характеристики внешней среды:

1. Динамизм (подвижность)

2. Сложность (множество факторов и их взаимозависимость)

3. Неопределенность (отсутствие полной и достоверной информации).

В процессе анализа экономической среды, компании необходимо сосредоточить свое внимание на следующем вопросе « на какой стадии деловой активности находится национальная экономика в настоящий момент и когда наступит следующая стадия цикла?».

Совмещение полученных данных с характеристикой цикла развития отрасли и предприятия позволяет выбрать наиболее эффективную стратегию.

При прогнозе цикла деловой активности наиболее важным считается определение точки перегиба (или пика и дна экономического цикла). Знание точки перегиба позволяет предприятию своевременно подготовиться к изменениям в экономической среде, то есть использовать предоставленные возможности, либо искать способы компенсации прибывающих негативных явлений.

ВЫВОД: анализ общей окружающей среды подразделяется на анализ косвенной среды и прямого воздействия