ТЕМА 13. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
К первоочередным задачам стратегического планирования финансов предприятия можно отнести:
1. Обеспечение производственно-хозяйственного процесса необходимыми финансовыми ресурсами;
2. Определение плановых объемов денежных средств и основные направления их расходования на 2 - 5 лет;
3. Установление долгосрочных финансовых отношений с госбюджетом, банком, страховыми компаниями и другими организациями;
4. Выявление наиболее рационального вложения капитала и создания резервов по его эффективному использованию;
5. Увеличение прибыли за счет экономного использования имеющихся в распоряжении предприятия финансовых ресурсов;
6. Осуществление постоянного контроля за образованием и расходованием денежных средств.
Финансовая стратегия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия. Разработка финансовой стратегии предприятия — процесс длительный, требующий основательного подхода и определенной квалификации. В финансовой стратегии организации основные цели предприятия и пути их достижения необходимо формулировать таким образом, чтобы обеспечить единую направленность его действий.
Процесс формирования финансовой стратегии должен проходить ряд этапов:
· определение общего периода ее формирования;
· формирование стратегических целей финансовой деятельности;
· конкретизация показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации;
· оценка разработанной финансовой стратегии.
В качестве главных целей финансовой деятельности выделяют максимизацию прибыли предприятия, оптимизацию структуры капитала предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности, повышение рыночной стоимости предприятия. Очень важно сформулировать стратегические цели четко и кратко, отразить каждую из целей в конкретных финансовых показателях.
Оценка эффективности финансовой стратегии может проводиться по таким параметрам, как внутренняя сбалансированность финансовой стратегии; согласованность ее с внешней средой (экономикой страны, конъюнктурой финансового рынка и т. д.); приемлемость уровня финансовых рисков; результативность финансовой стратегии, выраженная в рассчитанных финансовых коэффициентах. Финансовая стратегия, являясь составной частью общей стратегии развития предприятия, должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией.
Основные принципы стратегического финансового планирования:
1. Принцип финансового соотношения сроков («Золотое банковское правило») — получение и использование средств должны происходить в установленные сроки, т. е. капитальные вложения с длительными срокам окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств (долгосрочных банковских кредитов и облигационных займов). Соблюдение данного принципа позволяет сохранить собственные средства для текущей деятельности и не отвлекать их из оборота на продолжительный срок.
2. Принцип платежеспособности — планирование денежных средств должно обеспечить платежеспособность компании в любое время года. В данном случае у нее должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечить погашение краткосрочных обязательств. Финансовое планирование должно обеспечивать платежеспособность предприятия на всех этапах деятельности.
3. Принцип оптимальности капвложений — для капвложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (например, финансовый лизинг). Привлекать кредиты банков выгодно лишь в том случае, если обеспечивается действие эффекта финансового рычага.
4. Принцип сбалансированности рисков — наиболее рискованные долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных источников.
5. Принцип соответствия условиям и потребностям рынка — для предприятия необходимо учитывать конъюнктуру рынка, реальный спрос на производимую продукцию (услуги) и возможную реакцию на изменения на рынке.
6. Принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать те объекты и направления инвестирования, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.
Планирование финансовых результатов осуществляется посредством определенной методологии. На практике применяются нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, методы оптимизации плановых решений и экономико-математическое моделирование.
1. Нормативный метод.
Заключается в следующем: на основе установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность предприятия в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, тарифных сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и другие.
Федеральные нормативы включают ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование.
Региональные и местные нормативы состоят из утвержденных ставок республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов.
Отраслевые нормативы применяются в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий (открытые акционерные общества, закрытые акционерные общества, малые предприятия и др.). Эти нормативы включают предельные уровни рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов.
Нормативы предприятия - это, в основном, нормы: потребности в оборотных средствах; кредиторской задолженности; запасов сырья, материалов, товаров и тары; нормативы распределения финансовыхресурсов и прибыли, а также и отчислений в ремонтный фонд.
Нормативный метод финансового планирования является наиболее простым и с его помощью легко рассчитывается любой плановый показатель, зная величину нормативов и объемные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия.