Типовые факторы внутренней среды, рассматриваемые при стратегическом анализе внутренней среды компании

Рассматриваемые при стратегическом анализе внешней среды компании

Типовые факторы рыночного окружения,

Потребители:
· Географическое положение покупателя · Демографические характеристики потребителя (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.) · Социально - психологические характеристики потребителя (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.) · Отношение покупателя к продукту, факторы влияющие на решение о покупке, конечный потребитель · Оценка продукта покупателем · Объем закупок, осуществляемых данным покупателем · Чувствительность данного покупателя к цене · Торговая сила данного покупателя · Соотношение силы зависимости данного покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя · Стоимость для данного покупателя перехода к другому продавцу · Уровень информированности покупателя  
Поставщики:
Материальные ресурсы: · Стоимость поставляемого товара · Уровень специализированности данного поставщика · Соотношение силы зависимости данного поставщика от покупателя со степенью зависимости покупателя от поставщика · Величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов · Важность для поставщика объема продаж · Гарантии качества поставляемого товара · Временной график поставки товаров · Пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара · Существование долгосрочных контрактов Человеческие ресурсы: · Наличие кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, возраста, пола · Стоимость рабочей силы · Политика профсоюзов Финансовые ресурсы: · Стоимость финансовых средств
Действующие конкуренты:
· Сильные стороны конкурентов · Слабые стороны конкурентов · Цели и стратегии конкурентов · Возможная реакция конкурента на конкурентную борьбу · Философия, культура конкурента · Система управления конкурентов
Возможность появления новых конкурентов:
· Экономия на масштабе и опыте · Дифференциация и фокусирование (специализация) · Контроль каналов распределения · Издержки переориентации, величина барьера входа на рынок · Политика государства · Использование местных особенностей
Товары-заменители:
· Наличие товаров-заменителей · Вероятность появления товаров-заменителей · Появление новых технологий, позволяющих производить товары-заменители
Прочие контактные аудитории:
· Посредники · Государственные органы (налоговая инспекция и пр.) · Средства массовой информации (СМИ) · Общества потребителей
Финансы:
· Активы · Валовые накопления · Доходность · Источники денежных поступлений · Показатели баланса · Цена акций · Поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности · Создание инвестиционных возможностей · Финансовая стабильность
Маркетинг
· Номенклатура продукции · Качество продуктов · Размеры и доля рынка · Качество маркетинговых исследований · Эффективность применения рекламы и методов продвижения · Организация продаж и сервиса · Стратегия продукта · Стратегия ценообразования · Выбор рынков сбыта и систем распределения, затраты на распределение · Репутация организации и продуктов · Эффективность работы сбыта · Клиентоориентированность организации
Производство
· Размеры и мощности · Состояние основных фондов · Тенденции производительности, резервы производственных мощностей · Использование современных технологий и инноваций · Нормирование работ · Уровень брака · Изготовление продукта, производственные издержки · Снабжение и ведение складского хозяйства · Обслуживание технологического парка · Осуществление исследования и разработок
Персонал
· Наем, обучение и продвижение персонала · Процедуры привлечения и отбора персонала · Анализ трудовых операций, рациональное распределение прав и ответственности   · Содержательность работы · Система вознаграждений · Взаимодействие менеджеров и рабочих · Создание и поддержание отношений между работниками · Квалификация руководства и персонала
Организационная структура
· Характер делегирования полномочий · Иерархия подчинения · Отношения между менеджерами и рабочими · Характер власти   · Эффективность менеджмента, предпринимательская ориентация · Коммуникационные процессы · Организационные структуры · Нормы, правила, процедуры

4. Метод составления профиля среды. Его целесообразно применять для определения профиля макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью этого метода удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Табл.1