ТЕМА 5. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ О ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Оценка информации является заключительным этапом анализа организационной среды. Итоги оценки используются в качестве основы для стратегического анализа и определения возможных вариантов стратегии.

Существует несколько распространенных методов оценки.

1. Метод "5 х 5"был предложен в 1984 г. А.Х. Месконом. Он включает в себя пять вопросов о пяти факторах внешней среды.

1. Если вы обладаете информацией о факторах внешней среды, назовите хотя бы 5 из них.

2. Какие 5 факторов внешней среды представляют для вас наибольшую опасность?

3. Какие 5 факторов из планов ваших конкурентов вам известны?

4. Если вы уже определили направление стратегии, какие 5 факторов могли бы стать наиболее важными для достижения ваших целей?

5. Назовите 5 внешних пространств, включающих возможность изменений, которые могли бы стать благоприятными для вас.

Для того чтобы дать достоверные ответы на каждый из 5 вопросов, необходимо собрать уже существующую информацию об организационной среде и попытаться дать прогнозы ее будущего состояния.

2. Метод четырех вопросов, включающий основные критерии оценки влияния каждого значимого фактора среды на будущее организации.

1. Как (положительно или отрицательно) данный фактор может повлиять на положение организации?

2. Какова вероятность усиления этого фактора, можно ли будет его проследить?

3. Насколько велико будет воздействие фактора на организацию?

4. Когда воздействие этого фактора на организацию может ослабнуть? В ближайшее время? В среднесрочном периоде? Через длительное время?

 

Ответы на эти вопросы представляются в матрице "вероятность усиления фактора - воздействие фактора на организацию" (рис. 2), предложенной Дж. Х. Вилсоном.

 

Вероятность     Воздействие Высокая   Средняя   Низкая  
Высокое   Высокое значение фактора
Среднее   фактора значение значение
Низкое   Среднее Низкое фактора

 

Рис. 2. Матрица "вероятность усиления фактора - воздействие фактора на организацию "

Если в соответствии с матрицей значение фактора оказывается высоким, ему должно быть уделено особое внимание при разработке стратегии.

3. Метод SWOT (аббревиатура от первых букв английских слов: Strength (сила), Weakness (слабость), Opportunity (возможность), Threat (угроза)) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Метод SWOT дает возможность установить связи между сильными и слабыми сторонами, которые присущи организации, внешними угрозами и возможностями. Методология предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, а затем связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для определения стратегии фирмы.