Характеристика микроокружения

Анализ микроокружения предусматривает исследование компонентов внешней среды, с которыми предприятие непосредственно контактирует в процессе хозяйственной деятельности. Важным здесь является то, что предприятие может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, предотвращать появление угроз и создавать некоторые преимущества.

 

Рассмотрим составляющие микроокружения:

1. Конкуренты.Анализ конкурентов занимает особо важное место в стратегическом планировании. Данное исследование направлено на то, чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурентов и на этой базе строить свою стратегию бизнеса.

К конкурентам относятся:

• внутриотраслевые конкуренты, т.е. фирмы, производящие аналогичную продукцию;

• фирмы, которые производят продукт-заменитель;

• фирмы, которые могут войти на рынок (потенциальные конкуренты).

Кроме названных субъектов, к конкурентам можно отнести покупателей и поставщиков, которые могут заметно ослабить позицию фирмы.

 

Особое внимание при анализе должно быть уделено потенциальным конкурентам. Игнорирование угроз со стороны выходящих на рынок фирм зачастую является важнейшей причиной проигрыша в конкурентной борьбе.

Чтобы наметить соответствующие мероприятия в стратегическом плане при анализе конкурентов, необходимо ответить на следующие вопросы:

• удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением;

• какие шаги в изменении своей стратегии может предпринять конкурент;

• в чем уязвимость конкурента;

• что может спровоцировать наиболее крупные и опасные ответные меры со стороны конкурента.

 

2. Покупатели.Задача данного анализа состоит в том, чтобы определить потребителей продукции фирмы. Это позволяет выяснить следующее: какой продукт нужен покупателю, на какой объем продаж может рассчитывать фирма; в какой мере покупатели привержены продукту фирмы; насколько можно расширить круг потенциальных покупателей; что ожидает продукцию фирмы в будущем и т.д.

Портрет покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:

• социально-экономические (доходы, профессия и т.п.)

• демографические характеристики (возраст, пол, образование, сфера деятельности и т.п.);

• психографические характеристики (стиль жизни, мнения и т.п.)

• поведенческие характеристики (отношение к товару, восприятие цены, частота покупок в одном магазине и т.п.)

Положение покупателя на рынке, учитываемое при разработке стратегии фирмы,

зависит от ряда факторов, среди которых наиболее важны следующие:

• соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;

• объем закупок, осуществляемых покупателем;

• уровень информированности покупателя о состоянии рынка товара;

• наличие и объемы выпуска замещающих товаров;

• чувствительность покупателя к цене товара, которая определяется объемом закупок данного товара, ориентацией на определенное качество товара, экономическим положением покупателя, особенностью лиц, принимающих решение о покупке и т.п.

 

3. Поставщики.Анализ направлен на выявление факторов в деятельности поставщиков, от которых зависят себестоимость и качество выпускаемой продукции. Меру влияния поставщиков как конкурентов можно оценить следующими факторами:

• уровень специализации поставщиков;

• затраты, которые может понести поставщик при замене клиентов;

• возможность замены приобретаемых покупателями ресурсов другими;

• объем продаж поставщиков и т.д.

При изучении поставщиков необходимо исследовать:

• стоимость поставляемого товара, и тенденции ее изменения;

• гарантии качества поставляемого товара;

• временной график поставки;

• надежность поставщиков (пунктуальность, обязательность выполнения договорных обязательств и т.п.).

 

4. Рынок рабочей силы. Исследование рынка рабочей силы производится для того, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении фирмы квалифицированными кадрами. Здесь важно следующее:

• наличие на рынке труда необходимых фирме кадров определенной квалификации, пола, возраста;

• анализ политики, проводимой профсоюзами, государством, объединениями нанимателей в области занятости и оплаты труда;

• изучение стоимости рабочей силы и динамики ее изменения.

 

5. Контактные аудитории.Это средства массовой информации, общества потребителей, экологические общественные организации, которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного облика фирмы.