ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.
РАЗДЕЛ 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
Термин «стратегическое планирование» появился на стыке 1960-70-х гг. для того,
чтобы внести различия между текущим планированием на уровне производства и планированием, осуществляемом на высшем уровне. Необходимость такого различия диктовалась переходом к новой модели развития организации в условиях меняющейся среды, обеспечения ее эффективной и устойчивой работы.
Стратегическое планирование – одна из функций менеджмента.
Стратегическое планирование – это процесс моделирования эффективной деятельности предприятия на определенный, как правило, долгосрочный период (5 лет и более) с установлением его целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды.
СП опирается на данные прогнозов по различным отраслям общественного развития. Результатом стратегического прогнозирования является система селективных, долгосрочных и среднесрочных прогнозов, касающихся национальной экономики в целом и ее составных подсистем и элементов.
Становление стратегического планирования как самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло следующие этапы:
- Составление бюджетов (до 1950г). С помощью бюджетов планировались ресурсы предприятия, их потребность, стоимость и т.д., а также направления их использования. По сути, составление бюджета – оценка прибылей и убытков, расчет балансов на перспективу. Основная посылка бюджетирования — представление о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие условия деятельности фирмы (например, технологии, конкуренция, степень доступности ресурсов, уровень квалификации персонала и т.п.) в будущем существенно не изменятся. Для повышения устойчивости бизнеса начали рассчитывать бюджет на длительную перспективу.
- Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 1950-е годы. Он основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций в будущее. Эффективно работает при относительно стабильных внешних условиях.
- Стратегическое планирование. Его широкое применение в практике бизнеса начинается с конца 1960-х - начала 1970-х годов. Расширились географические рамки деятельности национальных экономик, бизнес приобрел международный характер. ВС многих предприятий стала нестабильной, что повысило вероятность внезапных стратегических изменений, их непредсказуемость. Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному. Его преимуществом явилось то, что пространство деятельности организации, предприятия стало более объемным. Наряду с элементами внутренней среды, стратегическое планирование включает в себя следующие аспекты: экономические, политические и социальные факторы, потребности покупателей, действия конкурентов, научно-технологические изменения и т.д. СП стало включать в себя приемы, присущие маркетинговому П.
- Стратегическое управление. Появляется в середине 1970-х годов. Отличие от СП состоит в учете ряда новых концепций. Предполагает, что линейное руководство заинтересовано в точном выполнении планов, даже напряженных. СП дополнено в данном случае коммуникациями и перенесено в линейные подразделения.
- Стратегическое предпринимательство. Предполагается, что с сер. 90-х гг. для обеспечения устойчивости бизнеса потребуется в расчет принимать больше специфических черт предпринимательства: интуиция на новые виды продукции; интуиция на новые сегменты рынка, большой опыт по качеству продукции, возможным ценам; большой опыт по оценке рисков.
Виды СП:
- Реактивное. Ориентировано на прошлое. «+» - меньше риск, «-» - отсутствие нововведений.
- Инактивное. Ориентировано на настоящее. При таком виде СП осуществляется сбор фактов и обработка текущей информации. Это сегодняшний план без резких скачков. Такой тип планирования применяют бюджетные организации.
- Преактивное. Ориентировано на будущее. Основная цель организации при таком виде СП – угадать, что произойдет завтра во внешней среде.
- Интерактивное. Идеальное состояние планирования, при котором учитывается опыт прошлого, сегодняшнее положение дел, а также составляется прогноз на будущее.
Принципы СП:
- Единство (описывается терминами координация и интеграция).
Координация – взаимосвязанность планов.
Интеграция – их системность.