ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

РАЗДЕЛ 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

 

Термин «стратегическое планирование» появился на стыке 1960-70-х гг. для того,

чтобы внести различия между текущим планированием на уровне производства и планированием, осуществляемом на высшем уровне. Необходимость такого различия диктовалась переходом к новой модели развития организации в условиях меняющейся среды, обеспечения ее эффективной и устойчивой работы.

Стратегическое планирование – одна из функций менеджмента.

Стратегическое планирование – это процесс моделирования эффективной деятельности предприятия на определенный, как правило, долгосрочный период (5 лет и более) с установлением его целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды.

СП опирается на данные прогнозов по различным отраслям общественного развития. Результатом стратегического прогнозирования является система селективных, долгосрочных и среднесрочных прогнозов, касающихся национальной экономики в целом и ее составных подсистем и элементов.

Становление стратегического планирования как самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло следующие этапы:

 

  1. Составление бюджетов (до 1950г). С помощью бюджетов планировались ре­сурсы предприятия, их потребность, стоимость и т.д., а также направления их ис­пользования. По сути, составление бюджета – оценка прибылей и убытков, расчет балансов на перспективу. Основная посылка бюджетирования — представление о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие ус­ловия деятельности фирмы (например, технологии, конкуренция, степень доступ­ности ресурсов, уровень квалификации персонала и т.п.) в будущем существенно не изменятся. Для повышения устойчивости бизнеса начали рассчитывать бюджет на длительную перспективу.
  2. Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 1950-е годы. Он основыва­ется на выявлении текущих изменений определенных экономических по­казателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций в будущее. Эффективно работает при относительно стабильных внешних условиях.
  3. Стратегическое планирование. Его широкое применение в практике бизнеса начи­нается с конца 1960-х - начала 1970-х годов. Расширились географические рамки деятельности национальных экономик, бизнес приобрел международный ха­рактер. ВС многих предприятий стала нестабильной, что повысило вероятность внезапных стратегических изменений, их непредсказуемость. Стратегическое пла­нирование пришло на смену долгосрочному. Его преимуществом явилось то, что пространство деятельности организации, предприятия стало более объемным. На­ряду с элементами внутренней среды, стратегическое планирование включает в себя следующие аспекты: экономические, политические и социальные факторы, потребности покупателей, действия конкурентов, научно-технологические измене­ния и т.д. СП стало включать в себя приемы, присущие маркетинговому П.
  4. Стратегическое управление. Появляется в середине 1970-х годов. Отличие от СП состоит в учете ряда новых концепций. Предполагает, что линейное руководство заинтересовано в точном выполнении планов, даже напряженных. СП дополнено в данном случае коммуникациями и перенесено в линейные подразделения.
  5. Стратегическое предпринимательство. Предполагается, что с сер. 90-х гг. для обеспечения устойчивости бизнеса потребуется в расчет принимать больше специ­фических черт предпринимательства: интуиция на новые виды продукции; интуи­ция на новые сегменты рынка, большой опыт по качеству продукции, возможным ценам; большой опыт по оценке рисков.

Виды СП:

  1. Реактивное. Ориентировано на прошлое. «+» - меньше риск, «-» - отсутствие нововведений.
  2. Инактивное. Ориентировано на настоящее. При таком виде СП осуществляется сбор фактов и обработка текущей информации. Это сегодняшний план без резких скачков. Такой тип планирования применяют бюджетные организации.
  3. Преактивное. Ориентировано на будущее. Основная цель организации при таком виде СП – угадать, что произойдет завтра во внешней среде.
  4. Интерактивное. Идеальное состояние планирования, при котором учитывается опыт прошлого, сегодняшнее положение дел, а также составляется прогноз на будущее.

Принципы СП:

  1. Единство (описывается терминами координация и интеграция).

Координация – взаимосвязанность планов.

Интеграция – их системность.