Понятие стратегии и ее разновидности

Взаимосвязь экономического роста и развития предприятия

Факторы Экономический рост и развитие предприятия Методы достижения
Экстенсивные · Увеличение объема инвестиций при сложившихся технологиях · Увеличение числа работников · Рост объема потребляемых ресурсов, сырья и оборудования Показатели роста: · валовая и товарная продукция; · размер прибыли и уровень доходности; · срок окупаемости инвестиций; производительность труда и др. Экстенсивные · Расширение производства на прежней технической и технологической основе · Расширение существующего предприятия за счет увеличения количества используемых ресурсов · Строительство новых производственных объектов Экстенсивный смешанный (реальный) 1. Рост производственных мощностей в результате увеличения количества используемых факторов производства и совершенствования техники технологии и организации
Интенсивные · Ускорение НТП, обновление основных фондов · Повышение квалификации работников · Улучшения используемых основных и оборотных фондов · Совершенствование организации труда и производства   Интенсивные · Увеличение производственного потенциала путем более рационального использования тех же или качественного новых ресурсов на основе НТП Интенсивные типы развития 1. Наукоемкий 2. Фондоемкий 3. Фондосберегающий 4. Высоко технологический
  Смешанный (реальный): рост производственных мощностей в результате увеличения количества используемых факторов производства и совершенствования техники, технологии и организации

Стратегия отражает образ будущего предприятия, к которому нужно стремиться.

Существуют различные подходы

Выделяют следующие стратегии роста и сокращения:

· Стратегия концентрированного роста – включает усиление позиций на рынке, рост рынка, развитие продукта;

· Стратегия интегрированного роста – включает обратную вертикальную интеграцию и вперед идущую

· Стратегия диверсификационого роста – включает – центрированную, горизонтальную и конгломератовую диверсификацию;

Стратегия сокращения – включает ликвидацию, сокращение подразделений фирмы, сокращение расходов.

Применительно к каждой из перечисленных стратегий, можно разрабатывать стратегические планы достижения целей, принятых высшим управленческим персоналом.

Стратегия предполагает разработку мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые возможности.

Цели фирмы определяют концепцию ее развития и основные направления деловой активности. При разработке центрических позиций фирмы обычно пользуются определенными качественными и количественными показателями.

Качественные показатели на практике именуются ориентирами, количественные – заданиями.

Б. Карлов в название своей книги вносит термин «деловая стратегия» и показывает классические правила экономики, подталкивающие руководителей предприятия к выработке стратегии на долгосрочную перспективу. К таким правилам относится следующая зависимость: