ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
Кафедра «Экономика и управление на транспорте»
к дипломной работе
на тему: «Методы управления рисками стратегического развития транспортной компании»
Дипломник: М.Н. Васильева
Руководитель проекта: к.э.н., доцент Ю.И. Соколов
Москва 2008 г.
Рис. 1. Классификация рисков по признакам
Рис. 2. Риски стратегического развития
Рис. 3. Алгоритм управления рисками
Таблица 1
Стратегические риски развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
Источники возникновения рисков | Риски по источникам возникновения | Характер влияния риска на реализацию Стратегии | Усл. обозн. риска |
Макроэкономические риски | реализация минимального варианта развития, соответствующего инерционному сценарию развития экономики | не обеспечен максимальный вариант развития | М-1 |
нехватка финансовых средств вследствие опережающего роста цен в отраслях экономики, поставляющих продукцию для железнодорожного транспорта | срыв реализации Стратегии | М-2 | |
снижение объемов грузовых перевозок вследствие дефицита (отсутствия) железнодорожной инфраструктуры для освоения природных ресурсов в регионах Сибири и Дальнего Востока | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | М-3 | |
снижение объемов грузовых перевозок вследствие изменения структуры ВВП, роста доли высокотехнологичных грузов и их оттока на автомобильный транспорт | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | М-4 | |
снижение объемов грузовых перевозок вследствие развития альтернативных железнодорожных маршрутов в обход территории РФ | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | М-5 | |
недостаток мощностей и низкий технический уровень развития отечественного машиностроения | срыв реализации Стратегии | М-6 | |
недостаток развития инфраструктуры смежных видов транспорта (дефицит портовых мощностей, складских терминалов и т.п.) | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | М-7 | |
недостаток государственных инвестиций в строительство и усиление железнодорожных линий | срыв реализации Стратегии | М-8 | |
необходимость дополнительных инвестиций в подвижной состав и инфраструктуру железных дорог вследствие ужесточения требований к уровню развития и качеству транспортных услуг | превышение стоимости реализации Стратегии | М-9 | |
сохранение существующей системы тарифного регулирования, дающей преференции отдельным отраслям экономики | срыв реализации Стратегии | М-10 | |
Социальные риски | неспрогнозированное ухудшение демографической ситуации, приводящее к снижению спроса на пассажирские перевозки | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | С-1 |
отток высококвалифицированных кадров в другие отрасли экономики вследствие низкой конкурентоспособности заработной платы на железнодорожном транспорте | срыв реализации Стратегии | С-2 | |
дефицит трудовых ресурсов для реализации инфраструктурных проектов в регионах Сибири и Дальнего Востока | превышение стоимости реализации Стратегии | С-3 | |
Операционные риски | снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта вследствие технического и технологического отставания от других видов транспорта и от мирового уровня развития транспорта | срыв реализации Стратегии | О-1 |
несоответствие структуры вагонного парка изменениям структуры грузопотока (рост доли высокотехнологичных грузов, рост контейнерных перевозок, снижение доли перевозок необработанного сырья) | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | О-2 | |
несоответствие уровня развития железнодорожной инфраструктуры, погранпереходов, ТСМ и МТК, проходящих по территории РФ, изменениям направлений и интенсивности грузопотоков | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | О-3 | |
неспрогнозированное переключение наиболее мощных грузопотоков нефти и нефтепродуктов на трубопроводы | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | О-4 | |
снижение экологической безопасности железнодорожного транспорта вследствие сохранения высокого уровня физического и морального износа основных фондов | не обеспечен выход на целевые параметры Стратегии | О-5 | |
угроза срыва реализации отдельных наиболее сложных железнодорожных проектов вследствие недостатка инновационных разработок и «прорывных» научно-технических решений | срыв реализации Стратегии | О-6 | |
Природно-климатические и техногенные риски | сбои в организации движения вследствие аварий на промышленных объектах, связанных с обеспечением работы железнодорожного транспорта | неполное достижение целей Стратегии | К-1 |
сбои в организации движения вследствие техногенных аварий на смежных видах транспорта, в акваториях морских портов, на основных автотрассах, в непосредственной близости от железных дорог | неполное достижение целей Стратегии | К-2 | |
временная приостановка работы железнодорожного транспорта вследствие возникновения пожаров, стихийных климатических бедствий (землетрясений, наводнений, смерчей) в регионах с повышенной сейсмологической опасностью | срыв реализации Стратегии | К-3 | |
изменение условий работы железнодорожного транспорта вследствие глобального изменения климата | срыв реализации Стратегии | К-4 | |
снижение экологической безопасности железнодорожного транспорта вследствие возникновения техногенных аварий на промышленных объектах железнодорожного транспорта | срыв реализации Стратегии | К-5 |
Таблица 2
Матрица позиционирования угроз
Вероятность | Угроза разрушения | Критическое состояние | Тяжелое состояние | «Легкие ушибы» |
Высокая | Немедленное устранение вследствие большой опасности | Немедленное устранение вследствие большой опасности | Опасность средняя, устраняется во вторую очередь | Следить за ситуацией, с действиями не спешить |
Средняя | Немедленное устранение вследствие большой опасности | Опасность средняя, устраняется во вторую очередь | Следить за ситуацией, готовиться к действиям | Контролировать ситуацию, готовиться к действиям |
Низкая | Опасность средняя, устраняется во вторую очередь | Следить за ситуацией, готовиться к действиям | Контролировать ситуацию, с действиями не спешить | Контролировать ситуацию, с действиями не спешить |
Рис. 4 Цикл управления рисками стратегического развития Компании
Рис. 5. Основные методы нейтрализации рисков
Рис. 6 Карта рисков стратегического развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года