Роль рекламы в жизни общества
Классификация рекламы
В настоящее время существует большое количество видов рекламы. Следует помнить, что любая классификация во многом условна.
В зависимости от назначения рекламу можно классифицировать следующим образом.
По цели:
· коммерческая
– информирование (информативная реклама применяется для сообщения потребителям о новом товаре или о новой особенности товара, является тотализатором в формировании первичного спроса);
– убеждение (убеждающая реклама используется для формирования избирательного спроса на конкретную марку);
– напоминание (напоминающая реклама применяется для того, чтобы не дать потребителям забыть о товаре).
· некоммерческая
политическая – реклама политических партий, объединений, государственных и общественных организаций, органов государственной власти и т.д.
социальная реклама направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства, общества, граждан.
По территории влияния на аудиторию:
· местная (локальная, в пределах населенного пункта, района);
· региональная (охватывает регион либо часть страны);
· национальная (в пределах государства);
· международная (на территории нескольких государств).
По объекту рекламирования:
товарная (реклама товаров, с целью их продажи);
нетоварная (корпоративная, рекламирование услуг, создание и поддержание имиджа.
По целевой аудитории:
деловая (бизнес-реклама, направлена на приобретение товара с целью извлечения прибыли):
· промышленная (направлена на предприятия и организации, занимающихся снабженческой деятельностью);
· торговая (на розничных и оптовых продавцов);
· сельскохозяйственная (на фермеров, сельхозпредприятия);
· профессиональная (на высококвалифицированных специалистов: юристов, врачей, учителей, архитекторов и т. д.
потребительская (приобретение товара с целью потребления).
По характеру воздействия:
прямая (рассчитана на быстрое ответное действие со стороны покупателя. Например: объявление магазина о сезонной распродаже, публикации в газете (купоны) о предоставлении скидок при покупке товара).
непрямая (имиджевая): реклама направлена на закрепление названия, внешнего вида товара, торговой марки в представлении людей. Целью рекламы является создание определенного образа (имиджа) рекламируемого объекта. Она не рассчитана на незамедлительную реакцию потребителя, характеризуется отсутствием конкретных адресных сведений.
Большая часть национальной рекламы, особенно телевизионной - непрямая, поскольку бессмысленно перечислять список всех торговых точек, в которых можно купить шоколад "Марс", или всех дилеров, продающих автомобили "Тайота".
По интенсивности воздействия:
агрессивная (оказывает психологическое давление на покупателя, побуждая к совершению покупки);
неагрессивная (передает информацию о товаре, создает благоприятное впечатление).
По форме проявления:
явная (открыто предлагает купить товар, утверждает репутацию фирмы, предлагает воспользоваться услугой);
скрытая (не содержит прямых призывов к покупке товара, пользования услугой).
По соответствию рекламному законодательству:
законная;
незаконная.
По средствам распространения:
Наружная:рекламные щиты, транспаранты, растяжки; световые и фирменные вывески, электронные табло, экраны, указатели; оконные витрины, рекламно-информационное оформление фасадов, крышные и кинематические установки; реклама на остановках муниципального транспорта, тумбы, стелы.
Реклама в прессе:объявления, статьи, обзоры и т. д..
Печатная реклама:каталоги, проспекты, буклеты, плакаты, листовки, афиши, календари, открытки.
Телевизионная реклама: телефильмы, ролики, заставки, репортажи.
Радиореклама: объявления, радиожурналы, радиопередачи и т.д.
Выставки: международные, национальные; периодические, постоянно действующие.
Прямая почтовая рассылка: письма, материалы.
Компьютерная реклама: информация, баннеры, самовыскакивающие окна.
Известный французский теоретик рекламы Арманд Дейян предлагал подразделять рекламу на рациональную (предметную) и эмоциональную (ассоциативную).
Предметная реклама стремится убедить покупателя, обращаясь к его разуму. Основное средство этой рекламы – слово. Иллюстрация призвана лишь подкрепить вербальную информацию.
Ассоциативная реклама обращается к эмоциональному началу человека, его чувственному восприятию, к подсознанию, «воскрешает» в памяти человека его прошлый чувственный опыт, фантазии (в том числе и сексуальные). Информация в ассоциативный рекламе подается в невербальной форме (изображение, звук).
Реклама давно уже стала неотъемлемой частью жизни общества. Реклама – явление многоплановое. Помимо экономической роли, направленной, в основном, на формирование спроса и стимулирование сбыта, реклама играет и ряд других общественно значимых ролей.
Ежедневное воздействие рекламы на сознание людей, способствует формированию потребительских предпочтений, участвует в формировании определенных типов мышления, стереотипов поведения выполняя, тем самым социальную роль.
Образовательная роль рекламы заключается в осведомлении покупателей о современных достижениях науки и техники и их применении в реальной жизни. Рассказывая о способах применения товара, объясняя принцип его функционирования, тем самым, выступает как реальное средство обучения.
Реклама принимает активное участие в формировании самооценки личности, адекватном восприятии окружающей действительности, активно влияет на формирование жизненных установок людей, выполняя психологическую роль в жизни общества.
Красивая реклама всегда привлекает внимание потребителей. Просматривая рекламный ролик шоколада «Вдохновение» с участием Николая Цескоридзе или рекламу стиральных машин «Ariston» с «плавающим» бельем, получаешь поистине эстетическое удовольствие. Реклама участвует в формировании эстетического вкуса людей, знакомит с новыми тенденциями в моде, наружная реклама становится органической частью эстетической среды современного города, внося красочность и многообразие в городской пейзаж. Жаль, что далеко не всякая реклама выполняет в полной мере свою эстетическую роль. Современная реклама не лишена безвкусицы и откровенного хамства, да и откровенные эротические сцены не всегда бывают оправданы.
В современных условиях возрастает роль политической рекламы как средства борьбы за голоса избирателей. Грамотно спланированная и проведенная предвыборная кампания позволяет достичь победы на выборах. В этом аспекте реализуется политическая роль рекламы в современном обществе.
Одна реклама нам нравиться и высказывания рекламных героев становятся «летучими фразами» как, например, фраза из рекламы сока «Моя семья»: «Пап, а ты налей, и отойди»! Другая вызывает раздражение, а третья – отвращение, но представить современную жизнь без рекламы уже нельзя.