Аудит недропользования

Аудит природопользования в системе менеджмента

Переход к рыночной экономике повлек за собой ряд новых проблем эколого-экономического характера. Среди них проблемы оценки природных богатств и ресурсов, сочетание прямых и рыночных механизмов регулирования, эффективность методов платного природопользования, рационального использования природных ресурсов и др. Решению этих комплексных проблем должен способствовать аудит природопользования.

В настоящее время в аудите природопользования выделяют следующие основные направления:

- аудит недропользования;

- аудит землепользования;

- аудит водопользования;

- аудит лесопользования;

- аудит при подготовке соглашений о разделе продукции и др.

Основными задачами аудита недропользования являются:

- определение путей и методов рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны недр;

- проверка выполнения условий соглашений (договоров) о разделе продукции в части поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, ее транспортировки, обработки, хранения на всех стадиях договоров;

- контроль за использованием условий, предусмотренных лицензией на недропользование, своевременным внесением соответствующих платежей;

- проверка характера и степени воздействия недропользования на состояние окружающей среды и здоровье проживающего населения, а также персонала предприятия;

- разработка реконструкции по снижению негативного техногенного воздействия;

- получение достоверной информации о производственной и финансовой деятельности предприятия;

- внедрение новых технологий для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности;

- снижение финансовых рисков, определение показателей, необходимых для эффективного страхования в сфере недропользования;

- подготовка рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности субъектов недропользования и др.

Объектами аудита недропользования могут быть предприятия по добыче полезных ископаемых, предприятия, использующие шахты, тоннели, резервуары и т.п.; системы подземных коммуникаций и др.

К предприятиям, занятым недропользованием, предъявляется ряд требований. Во-первых, они должны стремиться к рациональному использованию запасов с обеспечением наиболее полного их извлечения в пределах, установленных лицензией на недропользование. Во-вторых, максимально сокращать загрязнение недр при выполнении работ, связанных с освоением месторождения. В-третьих, соблюдать безопасность эксплуатации месторождения. В-четвертых, соблюдать установленные технологические регламенты. Предприятие-недропользователь (независимо от формы собственности) получает право на разработку месторождения при соблюдении следующих условий:

- наличие государственного акта о предоставлении ему участка в собственность, бессрочное пользование или договор аренды на временное пользование;

- наличие технического проекта, который прошел государственную экологическую экспертизу;

- предприятие должно иметь акт о выборе и передаче земельного участка в собственность или аренду. Правом предоставления или изъятия земельного участка обладают местные власти (при этом учитываются интересы всех собственников земли, а также возможные экологические последствия).

Договор на комплексное природопользование составляется между природопользователем и исполнительным органом власти на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность на основе лицензии на комплексное природопользование.

Экологический паспорт разрабатывается в соответствии с ГОСТом Р «Экологический паспорт природопользователя» от 11.09.2000 г. №218-ст.