Оптово-посреднические структуры и их виды

 

Оптовая торговля охватывает всю совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так и предметами потребления. Торговля– это вид предпринимательской деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже. Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей перепродажи, а также организациям, закупающим товар (сырье, комплектующие) для производства иной продукции, то есть товар передается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным (семейным, домашним) использованием. Отношения продавца покупателя товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки.Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства торговля подразделяется на виды

- в зависимости от цели приобретения товара:

- характера его дальнейшего использования.

Важнейшая задача оптовой торговли – планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом.

Оптовая торговля связана с реализацией товаров и способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров.Основной показатель хозяйственной деятельности предприятий и организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот.Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.

Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий – выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.

Оптовые торговцы отличаются от розничных по ряду характеристик:

По созданию и содержанию организации прямого маркетинга (оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере и расположению своего торгового предприятия, поскольку он имеет дело преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными потребителями);

По объему оптовых сделок (обычно крупнее розничных, а торговая зона оптовика обычно больше, чем у розничного торговца);

По виду коммерческих операций (эффективность деятельности оптовиков наверняка окажется выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере розницы и наличию у них специальных знаний и умений);

По набору товарного ассортимента (розничные торговцы, имеющие дело с широким товарным ассортиментом, нередко предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей).

Оптовиками пользуются, когда с их помощью можно более эффективно выполнить одну или несколько следующих функций:

• Сбыт и его стимулирование.

Оптовики обеспечивают клиентам экономию средств, закупая товары вагонами и разбивая большие партии на мелкие.

• Складирование.

Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей.

• Транспортировка.

Оптовики обеспечивают более оперативную доставку товаров, поскольку они находятся ближе к клиентам, чем производители.

• Финансирование.

Оптовики финансируют своих клиентов, пре доставляя им кредит, а заодно финансируют и поставщиков, выдавая заказы заблаговременно и вовремя оплачивая счета.

• Принятие риска.

Принимая право собственности на товар и неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и устареванием, оптовики берут на себя часть риска.

• Предоставление информации о рынке.

Оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т.п.

• Услуги по управлению и консультационные услуги.

Оптовик не редко помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность, обучая их продавцов, принимая участие в разработке схемы магазина и устройстве экспозиций.

Оптовая торговля располагает обширной сетью предприятий, до перехода к рыночным отношениям подразделявшихся на государственные и кооперативные. В настоящее время сеть оптовых торговых предприятий представлена предприятиями различных форм собственности и ведомственной принадлежности.

Оптовая торговля в рыночных условиях должна быть более гибкой и способной оптимально реагировать на любые изменения экономических условий. В основу типового разнообразия оптовых предприятий положены масштабы их деятельности, с учётом чего следует выделять оптовые предприятия федерального и регионального уровней.

Оптовые предприятия федерального уровня призваны стать стержнем всей внутриотраслевой структуры оптовой торговли.