Несоответствию предлагаемых рынком товаров и услуг структуре потребительского спроса.

В целях стабилизации потребительского рынка страны

Правительством Российской Федерации было принято постановление «О мерах по стабилизации потребительского рынка РФ»от 12 октября 1998 года. К мерам по стабилизации потребительского рынка относят:

1. сохранение потребления на душу населения основных видов

продовольствия в Российской Федерации;

2. обеспечение полной сохранности выращенного зерна, картофеля, плодоовощной продукции, подсолнечника, сахарной свеклы и других культур;

3.снять ограничения на свободное перемещение продовольственных товаров на территории Российской Федерации;

4. создание оперативного резерва по сельскохозяйственной продукции, продовольствию и лекарственным средствам;

5.организовать разработку оперативных балансов важнейших продовольственных, других социально значимых товаров и лекарственных средств, а также сырья для их производства;

6.внести предложения по стабилизации потребительского рынка для

г. Москвы и Санкт-Петербурга, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

7. работу провести выборочно в организациях промышленности, оптовой и розничной торговли отдельных городов Российской Федерации;

8. обеспечить в пределах своей компетенции контроль за качеством и безопасностью продовольственных, других социально значимых товаров и лекарственных средств, а также за соблюдением правил торговли на потребительском рынке;

9. обеспечить оперативный контроль за уровнем железнодорожных тарифов на перевозку продовольствия, сырья для его производства, семян, фуража и лекарственных средств, не допуская их необоснованного повышения;

10.разработатьзащитные меры вовнешней торговле и таможенно-тарифной политике, связанные с корректировкой таможенных ставок и другими мерами регулирования внешней торговли;

11.изменитьпорядок исчисления таможенных платежей по импортным операциям в отношении продовольственных, других социально значимых товаров илекарственных средств;

12. рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) определить меры по социальной поддержке наименее защищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов, безработных граждан), а также по оказанию помощи организациям в увеличении производства продовольственных, других социально значимых товаров и лекарственных средств;

б) уточнить (или заключить) с организациями потребительской кооперации соглашения о взаимных обязательствах, направленных на активизацию деятельности потребительских обществ по заготовкам сельскохозяйственной продукции у населения, ее переработке, продаже в городах, рабочих поселках и поставке для государственных нужд.

Основным направлением развития потребительского рынка явилась его демонополизация.В 1994 годупринимается Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. На основании этой программы были разработаны региональные и отраслевые программы демонополизации. Цель программы- создание эффективной конкурентной среды на товарных рынках.