Тема 8. Основные тенденции изменения спроса и предложения потребительских товаров
1. Потребительский спрос. Факторы, влияющие на величину спроса и их характеристика. Закономерности развития спроса, их характеристика. Направления изменения структуры потребительского спроса в экономически развитых странах.
2. Основные источники формирования товарного предложения, их соотношение. Негативные тенденции в динамике предложения товаров на потребительском рынке России. Постановление Правительства «О мерах по стабилизации потребительского рынка РФ».
3. Демонополизации как основа развития потребительского рынка. Разработка региональных и отраслевых программ демонополизации. Государственная программа поддержки и развития малого предпринимательства в России и регионах как основное направление политики демонополизации.
Основные источники формирования товарного предложения, их соотношение. Негативные тенденции в динамике предложения товаров на потребительском рынке России. Постановление Правительства «О мерах по стабилизации потребительского рынка РФ»
В системе потребительского рынка взаимодействуют два элемента — спрос и предложение, которые являются неразделимыми в процессе его постоянного развития. Спрос потребителей играет определяющую роль в проектировании взаимоотношений на потребительском рынке, а структура товарного предложения формируется, исходя из структуры предпочтений и возможностей потребителя — носителя спроса. Товарное предложение на потребительском рынке в виде реальных объемов товарной массы, чаще называют товарными ресурсами, которые являются реальным воплощением товарного предложения на рынке. Соотношение источников формирования товарного предложенияможет быть различным в разные периоды времени, но основные каналы поступления товаров на рынок — это отечественное промышленное производство, агропромышленный сектор и поступления по импорту. Отечественное производство в настоящее время остается главным источником поступления товарных ресурсов на внутренний потребительский рынок.
Общая схема составления заявок-заказов в механизме формирования товарного предложения на потребительском рынке, характерная для периода с середины 60-х до 90-х годов, выглядела следующим образом:
1. Заключение пятилетних соглашений между органами управления торговлей и оптовыми организациями союзных республик, с одной стороны, и отраслями промышленности, выпускающими товары народного потребления, с другой стороны. На основе этих соглашений определялись проекты пятилетних планов производства товаров.
2. Разработка и согласование заявок на потребность и производство товаров на очередной планируемый год оптовыми организациями.
3.Согласование проектов производственных программ и подготовка промышленными предприятиями коллекций образцов товаров.
4.Прикрепление покупателей (торговых организаций) к поставщикам (промышленным предприятиям).
5. Формирование и представление торговыми организациями заказов на производства и поставку товаров по внутригрупповому ассортименту в рамках планов прикрепления.
6.Проведение оптовых ярмарок и заключение договоров на поставку товаров.
7. Уточнение органами торговли и промышленности проектов планов производства по итогам ярмарок по оптовой продаже товаров народного потребления.
Рыночные преобразования российской экономики сопровождались сменой приоритетов в формировании структуры народного хозяйства, которая в условиях административно-командной системы СССР характеризовалась деформационными перекосами, явной доминацией производства, средств производства над производством предметов потребления. Качественное обновление отечественной экономики может произойти только при обеспечении активной роли потребления в воспроизводственном процессе, поэтому именно потребительский рынок подвергся в ходе экономической реформы существенным изменениям. Это обусловлено еще и тем, что в данном сегменте экономики переплетаются интересы всех субъектов: производителей и потребителей конечной продукции, реализуется более половины ВВП России.
В фокусе потребительского рынка наиболее четко видны как позитивные, так и негативные изменения реформируемой экономики, все существующие противоречия. Особенно остро они проявились в условиях транзитивной экономики России 90-х годов. К ним относят:
-спад производства;
-высокие темпы инфляции;