Вторым элементом современной инфраструктуры рынка являются информационные сети и потоки.

Инфраструктура рынка. Элементы инфраструктуры рынка и их развитие. Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков РФ.

 

Инфраструкту́ра ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Латинский язык" лат. infraниже, под и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Латинский язык" лат. structuraстроение, расположение) — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы.

Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике. Рыночная инфраструктура выступает как институционализированная трансакция, поэтому из этого следует, что первым ее элементом являются соответствующие институты, в которых образуются трансакции .(соглашение , договор). Их можно разделить на две группы – институты общего назначения и специальные институты. (товарные потоки и потоки услуг,денежные потоки банки, функционирование рынка труда).

Третий элементрыночной инфраструктуры – законодательство,регулирующее функционированиерыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночнойинфраструктуры.

Четвертый элемент рыночной инфраструктуры рынка представляет собой – уровень рыночного мышления и поведения населения, его готовность

следовать правилам и закономерностям функционирования рынка.

Итак, рассматривая содержание рыночной инфрастуктуры, можно выделить 4 взаимопроникающие составляющие: институциональную, информационную, нормообразующую и ментальную, которые в своей совокупности характеризуют как внутреннее содержание рыночной инфраструктуры, так и ее внешнее выражение.

 

 

Постановление Правительства РФ от 15.06.1998 N 593 "О Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 - 2005 годы"

 

Текст документа по состоянию на 7 июля 2009 года

 

В настоящее время для товарных рынков Российской Федерации характерны низкий уровень культуры рыночных отношений, недостаточное законодательно - правовое и нормативное обеспечение, склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств, значительное влияние криминальных структур, недостаточное развитие инфраструктуры товарных рынков, большие транспортные издержки, высокая степень монополизации экономики, несовершенство системы финансовых и кредитных отношений. Внутренние товарные рынки Российской Федерации функционируют в условиях взаимных неплатежей. Это стало наиболее острой экономической проблемой, оказывающей воздействие на все рыночные механизмы.

Наблюдается неравномерность расположения посреднических организаций на территории России. Удельный вес реализации товаров при посредничестве организаций оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции составляет около 25 процентов.

Уровень снабженческо - сбытовых надбавок организаций оптовой торговли составляет в среднем 23 процента, в том числе у организаций частной собственности - 31 процент, государственной и смешанной формы собственности - 21 - 23 процента.

Организации оптовой торговли располагают складами общей площадью 63 млн. кв. метров. Однако загрузка складских площадей не превышает 40 - 60 процентов. Свободные складские мощности предоставляются в основном в аренду, а также используются на условиях кооперации или продаются промышленным предприятиям и коммерческим структурам. В процессе товародвижения имеет место многозвенность.

Среди большого числа фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна организационная структура не располагает надежной и полной информацией, всесторонне характеризующей состояние информационного обеспечения наблюдений за функционированием товарных рынков и элементов их инфраструктуры, что исключительно затрудняет товародвижение. В настоящее время участники рынка не имеют доступа к качественной и полной информации о товарных рынках.

Из-за несовершенства тароупаковочной индустрии велики потери товарной продукции. Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышленности России оцениваются в 12 - 14 млрд. рублей в год. Удельный вес российской продукции, продаваемой в расфасованном и упакованном виде, не превышает 30 процентов. При этом каждая третья упаковка - импортная.

Серьезным недостатком рынка транспортно - экспедиционных услуг является сопровождение его формирования интенсивным процессом дезинтеграции. В странах с развитой рыночной экономикой идет процесс интеграции складского бизнеса в крупные логистические компании и товарораспределительные центры, позволяющие рационализировать процесс грузодвижения, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получить максимальный экономический эффект в сфере производства, распределения и потребления товаров и услуг. Поэтому требуется создание условий для организации эффективной системы грузодвижения, основанной на терминальной технологии перевозочного процесса, направленной на сокращение транспортных издержек, сроков доставки, уменьшение потерь и порчи грузов.

Для развития торговых отношений, отвечающих требованиям рыночной экономики, еще не создана четкая система правоотношений, не закончено формирование законодательной основы. Имеются отдельные разрозненные нормативные акты, которые не отражают всех аспектов функционирования товарных рынков. Кроме того, существующая нормативная база содержит много противоречий. Назрела необходимость обеспечения единой направленности нормативных актов, преодоления их противоречивости, пробелов, создания четкой логической схемы регулирования процессов и отношений.

Таким образом, относительная неразвитость, диспропорциональность и деформированность инфраструктуры препятствуют снижению уровня трансакционных издержек и повышению эффективности функционирования товарных рынков. Необходимо рационально расположить на территории Российской Федерации торговых посредников и складское хозяйство, выявить оптимальные формы посреднического, складского, транспортного, информационного обслуживания процесса товародвижения, повысить качество рекламного обеспечения.

Инфраструктура товарных рынков должна обеспечивать взаимодействие между производителями и потребителями, спросом и предложением. От того, насколько эффективным является этот механизм, в значительной степени зависит эффективность функционирования рынков и всей экономики.

Создание прогрессивной инфраструктуры товарных рынков требует координации деятельности различных субъектов экономики в региональном, отраслевом и институциональном аспектах. Поэтому развитие инфраструктуры целесообразно осуществлять на основе комплексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений.

 

 

II. Основные цели и задачи Программы,

сроки и этапы ее реализации

 

Основной целью Программы является формирование системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

формирование сети посреднических организаций, складского хозяйства, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, разукрупнение партий поставок, хранение и продвижение товара с минимальными затратами;

повышение конкурентоспособности товаров за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;

создание сети объектов и условий, обеспечивающих товародвижение в части платежно - расчетных и кредитных нужд;

совершенствование нормативно - правовых основ функционирования товарных рынков и их инфраструктуры;

создание эффективного информационного обеспечения функционирования товарных рынков;

развитие современных форм управления рыночной инфраструктурой;

научно - методическое обеспечение развития инфраструктуры товарных рынков;

организация подготовки и переподготовки кадров.

 

Семинарское занятие №6по теме «Современные формы концентрации товарного обращения» (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Сознательный параллелизм поведения (неценовая конкуренция, бойкот, распределение мест на рынке искусственное повышение цен) и его последствия.

2. Способы выявления и расследования согласованных действий хозяйствующих субъектов. Порядок проведения проверок по выявлению антиконкурентных соглашений: позитивный и негативный эффект, новые подходы контроля и либерализации.

3. Зарубежный опыт антитрестовской политики в отношении согласованных действий фирм на рынке, направленных на ограничение конкуренции.