Состав продавцов и покупателей, объем товарных ресурсов, продуктовые и географические границы рынка.
Понятие товарных и географических границ рынка. Параметры товарного рынка
Товарные границы рынка - этоколичество товаров, работ, услуг, которые могут заменить друг друга.
26 октября 1993 г. N 112 были приняты: «Методические рекомендации по определении. Границ и объемов товарных рынков» (Приложение N 1 к приказу Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур). Одним из наиболее точных критериев товарного рынка является взаимозаменяемость по потреблению, т.е. перекрестная эластичность спроса <**>, исчисляемая по формуле:
процентное изменение спроса (реализации товара х)
Е ху = ------------------------------------------------------
процентное изменение цены товара у
<**> В условиях несбалансированности спроса и предложения на
рынке расчеты коэффициентов перекрестной эластичности в отдельных
случаях могут приводить к искаженным результатам.
Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия потребителей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Территория рынка определяется так же, как и товарная группа: по принципу признания покупателями равной доступности товаров, продаваемых в различных областях (регионах) рынка. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.
Параметры товарного рынка – этоколичественная характеристикой объема товарного рынка, связанная с общим объемом реализации товара в географических границах, рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях.
Общий объем реализации товараопределяется как сумма
реализации товара на данном рынке всеми продавцами.
V рынка = Vi, где
Vi - объем реализации конкретным поставщиком товара.
В случае отсутствия прямых данных об объемах
реализованной потребителям продукции объем рынка определяют
расчетным способом по формуле:
V рынка = Пр + Вв - Выв,
где
V рынка - объем рынка;
Пр - объем поставок товара на территорию рынка местными
товаропроизводителями;
Вв - объем ввоза на территорию рынка;
Выв - объем вывоза за пределы внутреннего рынка.
Доля хозяйствующего субъекта - продавца на
рассматриваемом товарном рынке (Di) определяется, как отношение
реализованной им на рынке товарной продукции к объему рынка.
Di = Vi / V рынка.
Субъектами товарного рынка являются продавцы и покупатели
товара, его объектом - товар (продукция, работы, услуги).
Для определения товарного рынка необходимо установить
следующие параметры: продуктовые границы рынка, состав продавцов и
покупателей на исследуемом товарном рынке, географические границы
рынка, объем товарных ресурсов рынка. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара, товаров-заменителей и формирование товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок). При определении товара первоначально устанавливается принадлежность его к классификационной группе. Определение изучаемого товара осуществляется по показателям, характеризующим: потребительские свойства товара, уровень новизны товара, условия потребления (эксплуатации) товара покупателями, условия реализации товара, уровень удовлетворения спроса, - состав которых дифференцируется в зависимости от вида и назначения продукции. определяемую товарную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. При этом необходимо учитывать два аспекта взаимозаменяемости товаров: с точки зрения их использования - взаимозаменяемость по потреблению (спросу) и с
точки зрения их производства - взаимозаменяемость по производству.