Состав продавцов и покупателей, объем товарных ресурсов, продуктовые и географические границы рынка.

Понятие товарных и географических границ рынка. Параметры товарного рынка

Товарные границы рынка - этоколичество товаров, работ, услуг, которые могут заменить друг друга.

26 октября 1993 г. N 112 были приняты: «Методические рекомендации по определении. Границ и объемов товарных рынков» (Приложение N 1 к приказу Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур). Одним из наиболее точных критериев товарного рынка является взаимозаменяемость по потреблению, т.е. перекрестная эластичность спроса <**>, исчисляемая по формуле:

 

процентное изменение спроса (реализации товара х)

Е ху = ------------------------------------------------------

процентное изменение цены товара у

 

<**> В условиях несбалансированности спроса и предложения на

рынке расчеты коэффициентов перекрестной эластичности в отдельных

случаях могут приводить к искаженным результатам.

Географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия потребителей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Территория рынка определяется так же, как и товарная группа: по принципу признания покупателями равной доступности товаров, продаваемых в различных областях (регионах) рынка. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.

Параметры товарного рынка – этоколичественная характеристикой объема товарного рынка, связанная с общим объемом реализации товара в географических границах, рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях.

Общий объем реализации товараопределяется как сумма

реализации товара на данном рынке всеми продавцами.

V рынка = Vi, где

Vi - объем реализации конкретным поставщиком товара.

В случае отсутствия прямых данных об объемах

реализованной потребителям продукции объем рынка определяют

расчетным способом по формуле:

V рынка = Пр + Вв - Выв,

где

V рынка - объем рынка;

Пр - объем поставок товара на территорию рынка местными

товаропроизводителями;

Вв - объем ввоза на территорию рынка;

Выв - объем вывоза за пределы внутреннего рынка.

Доля хозяйствующего субъекта - продавца на

рассматриваемом товарном рынке (Di) определяется, как отношение

реализованной им на рынке товарной продукции к объему рынка.

Di = Vi / V рынка.

Субъектами товарного рынка являются продавцы и покупатели

товара, его объектом - товар (продукция, работы, услуги).

Для определения товарного рынка необходимо установить

следующие параметры: продуктовые границы рынка, состав продавцов и

покупателей на исследуемом товарном рынке, географические границы

рынка, объем товарных ресурсов рынка. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара, товаров-заменителей и формирование товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок). При определении товара первоначально устанавливается принадлежность его к классификационной группе. Определение изучаемого товара осуществляется по показателям, характеризующим: потребительские свойства товара, уровень новизны товара, условия потребления (эксплуатации) товара покупателями, условия реализации товара, уровень удовлетворения спроса, - состав которых дифференцируется в зависимости от вида и назначения продукции. определяемую товарную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. При этом необходимо учитывать два аспекта взаимозаменяемости товаров: с точки зрения их использования - взаимозаменяемость по потреблению (спросу) и с

точки зрения их производства - взаимозаменяемость по производству.