Понятие релевантного рынка и методологические подходы к его определению. Ключевые категории релевантного рынка.

Рынок — многоуровневый институциональный экономичен кий механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков товаров и услуг).

Рынок релевантный - деловой рынок конкретного товара, построенный на принципах согласования спроса и предложения, взаимопонимания продавцов и покупателя.

В релевантный рынок обычно включаются предприятия - производители всех товаров, которые могут выпускаться на одних и тех же производственных мощностях без больших затрат.

При определении релевантного рынка учитываются также географические границы рассматриваемого рынка, возможности доступа на него "посторонних" предприятий, технологические особенности - степень вертикальной интеграции конкурирующих производителей. (Границы релевантного рынка).

Расчет емкости релевантного рынка имеет не только теоретическое значение, так как позволяет использовать в экономической и юридической практике показатели степени монополизации рынка (коэффициент концентрации, индекс Герфиндаля).

Коэффициент концентрации –этокоэффициент, определяющий долю продаж на рынке определенной продукции, приходящейся на долю четырех или восьми основных компаний.

Индекс Герфиндаля является показателем степени концентрации в отдельной отрасли. Индекс рассчитывается на основе суммирования квадратов значений долей всех фирм отрасли на рынке. Если принять количество фирм в отрасли за n, то индекс Н равен
Н = S Si2,


где Si обозначает долю фирмы i данной отрасли на рынке.
Если имеется лишь один продавец, S=1 и, следовательно, Н=1. Если имеется n продавцов, имеющих одинаковую долю на рынке, то Н=1/n.
В последние годы Министерство юстиции США в возрастающих масштабах использовало И.Г. с целью выработки решений, связанных с возможными негативными последствиями горизонтальных слияний (т. е. в рамках одной отрасли) для обеспечения условий нормальной конкуренции.

Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля — Хиршмана ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Английский язык" англ. Herfindahl-Hirschman index) (также известен, как Индекс Герфиндаля — Гиршмана) используется для оценки степени HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F" \o "Монополия" монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

INCLUDEPICTURE "http://upload.wikimedia.org/math/b/e/4/be46210a23924102afd202800dba1b39.png" \* MERGEFORMATINET ,

где S1,S2 — выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля — Хишмана будет равен 10000. Для двух фирм с равными долями H = 502 + 502 = 5000, для 100 фирм с долей в 1% H = 100. Индекс Херфиндаля — Хиршмана реагирует на рыночную долю каждой фирмы в отрасли.

Индекс Херфиндаля ограничен сверху 10000 (причем это значение достигается только в случае чистой монополии одной фирмы) и INCLUDEPICTURE "http://upload.wikimedia.org/math/1/3/9/1398017312989ef7955c425fbd0fc1df.png" \* MERGEFORMATINET снизу, где n — количество фирм в отрасли (причем данное значение достигается в случае равного распределения долей продаж между фирмами в отрасли) HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D0%A5%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8F" \l "cite_note-0#cite_note-0" [1].

С 1982 г. в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A8%D0%90" \o "США" США HHI сделан законодателем важным показателем при оценке допустимости слияний и поглощений в рамках «антитрестовсого» законодательства: при HHI<=1000 слияния и поглощения допускаются беспрепятственно; при 1000 < HHI < = 1800 — требуется проверка Департамента юстиции; при 1800<HHI слияния и поглощения допускаются, если ΔHHI<=50, и требуется проверка Департамента юстиции, если Δ HHI>100 HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%A1%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8" \o "Википедия:Ссылки на источники" [источник не указан 404 дня].

Коэффициент Херфиндаля — Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:

I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% < CR < 100% ; 2000 < HHI < 10000

II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 45% < СR < 70% ; 1000 < HHI < 2000

III тип – низкоконцентрированные рынки: при CR < 45% ; HHI < 1000

 

Рыночное равновесие — ситуация, при которой конкурентные силы спроса и предложения устанавливают цену, уравновешивающую их объемы. Графически рыночное равновесие может быть представлено точкой пересечения кривых спроса и предложения. В этой точке равновесной цене соответствуют равновесные величины спроса и предложения.

Если в экономической системе, выведенной по каким-либо причинам из равновесия, имеются факторы, возвращающие ее в исходное равновесное состояние, то такое равновесие стабильно; при отсутствии подобных факторов равновесие является нестабильным.

Релевантный рынок делится на две категории:

1. Региональный рынок -рынок определенного товара или товарной группы, HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/s14523.html" \o "Сфера - (от греч. sphaira - шар) -1) область действия, пределыраспространения ..." сфера функционирования которого ограничивается HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/p17571.html" \o "Преимущественно - главным образомпо преимуществув основномбольшей частью (большею частью..." преимущественно рамками одного региона (области, края, республики).

- рынок реального товара;

- рынок пробный (входит новый товар);

- рынок перевернутый ( HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/s5838.html" \o "Ситуация - (от средневекового лат. situatio - положение) - сочетание условийи обс..." ситуация, при которой HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/ts377.html" \o "Цена - 1. Стоимость чего-л., выраженная в денежных единицах. // Плата, вознаг..." цена на HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/t3053.html" \o "Товар - Вообще то, что является предметом продажи, торговлиТовар Продукт труда..." товар с поставкой вближайшем будущем HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/v9928.html" \o "Выше - Сравн. ст. прил.: высокий.Сравн. ст. нареч.: высоко.Превышая что-л., с..." выше, чем на HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/t3053.html" \o "Товар - 1. Продукт труда, предназначенный для обмена и продажи. 2. То, что явл..." товар с поставкой в HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/b5652.html" \o "Более - Особенно, наиболее; больше всего.Употр. как вводное словосочетание, по..." более отдаленные сроки.);

- рынок основной (биржевой с котировкой акций);

- рынок нормальный (которой HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/r1655.html" \o "Разница - 1. Несходство, отличие в чем-л. 2. Величина, сумма, являющаяся разност..." разница в ценах на HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/t3053.html" \o "Товар - Вообще то, что является предметом продажи, торговлиТовар Продукт труда..." товар сближними и HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/b5652.html" \o "Более - Особенно, наиболее; больше всего.Употр. как вводное словосочетание, по..." более отдаленными сроками поставок покрывает HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/r3842.html" \o "Расходы - затратытраты..." расходы, связан ные с его хранением);

- рынок локальный ( HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/s8820.html" \o "Совокупность - 1. Неразрывное соединение, сочетание чего-л. // Общее количество, обща..." совокупность отношений продавцов и покупа- телей конкретного товара или товарной группы, HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/s14523.html" \o "Сфера - Замкнутая поверхность, все точки которой равно удалены от центра; пове..." сфера деятельности которых ограничивается HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/p17571.html" \o "Преимущественно - главным образомпо преимуществув основномбольшей частью (большею частью..." преимущественно HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/o3173.html" \o "Одним - 1. Очень кратко. 2. Употр. как вводное слово, выражая краткое обобщени..." одним HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/g4451.html" \o "Городом - Используя город как место передвижения...." городом, районом или определенной их HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/ch314.html" \o "Частью - Частично, не полностью, отчасти...." частью.);

- рынок капиталов ( HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/f1570.html" \o "Финансовый - 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: финансы, связанный с ним. 2. разг. Д..." финансовый HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/r7974.html" \o "Рынок - сфера товарного обмена; спрос и предложение товаров, услуг,финансовых ..." РЫНОК, HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/ch671.html" \o "Через - Над поверхностью чего-нибудь; располагаясь, протираясь по чему-нибудь,..." через HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/p15385.html" \o "Посредничество - Содействие соглашению, сделке между сторонами..." посредничество которого реализуются долгосрочные и среднесрочные кредитные HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/o4693.html" \o "Операции - от лат. operatio - действие последовательность взаимосвязанных действи..." операции.);

- рынок евровалют;

- рынок второстепенный (котируются HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/a2507.html" \o "Акции - англ.shares, stocks, нем. Aktie от гол. Actie - ценные бумаги. ценные ..." акции во вторичном обращении.); - - - рынок вторичный ( HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/r7974.html" \o "Рынок - Сфера товарного обращения, товарооборота.Место розничной торговли под ..." РЫНОК ценных бумаг, HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/d1465.html" \o "Действующий - Из прич. по знач. глаг.: действовать (1,2)...." действующий вне биржи. Эти бумаги, HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/a2507.html" \o "Акции - англ.shares, stocks, нем. Aktie от гол. Actie - ценные бумаги. ценные ..." акции не имеют официальной котировки.);

2. Свободный рынок-HYPERLINK "http://tolkslovar.ru/r7974.html" \o "Рынок - базарторгторжище..." рынок ценных бумаг, реализуемых вне биржи (вторичный рынок).

- рынок ссудных капиталов( национальный и международный);

- рынок телефонно- телексный ( сделки с несуществующим товаром);

- рынок узкий ( акций, если товар лимитирован);

- рынок фьючерсный ( контракты с нереальным товаром);

- рынок ценных бумаг;

- рынок широкий ( неограниченное кол-во ценных бумаг- акции со стабильным курсом);

- рынок – покупатель;

- рынок – продавец;

- рыночная экономика.