АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ РЫНКА
Расчет емкости рынка ЛКО
Расчет емкости рынка ЛКО осуществляется исходя из потребности в оборудовании ЛКО при строительстве АТС и среднерыночной стоимости (табл. 3.2.3-3.2.8).
Таблица 3.2.3.Введено по данным Минсвязи РФ номеров
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |
Гор. АТС, тыс. номеров | 2815,6 | 3728,9 | 5179,4 |
Сел. АТС, тыс. номеров | 241,3 | 356,1 | 494,6 |
Итого, номеров | 3 056 900 | 4 085 000 | 5 674 000 |
Таблица 3.2.4.Потребность в ЛКО при строительстве телефонных линий (кол-во на 10 000 номеров)
Наименование продукции | Норма потребления |
Бокс100 | |
Бокс50 | |
БоксЗО | |
Бокс20 | |
Бокс10 | |
КРТ | |
ШР1200 | |
ШР600 | |
ШР300 | 0,5 |
УКС10 | |
УКС20 |
Таблица 3.2.5.Емкость при строительстве новых АТС, в шт.
Наименование продукции | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Бокс100 | 42 797 | 57 190 | 79 436 |
Бокс50 | 12 255 | 17 022 | |
БоксЗО | 12 255 | 17 022 | |
Бокс20 | 12 255 | 17 022 | |
Бокс10 | 12 255 | 17 022 | |
КРТ | 427 966 | 571 900 | 794 360 |
ШР1200 | |||
ШР600 | |||
ШР300 | |||
У КС 10 | 15 285 | 20 425 | 28 370 |
УКС20 | 10 213 | 14 185 |
Таблица 3.2.6.Структура использования ЛКО
Новые линии | 80% |
Ремонт и замена | 20% |
Таблица 3.2.7.Емкость рынка в РФ, тыс. шт.
Наименование продукции | 2002 г. | 2003 г. | .2004 г. |
БКТ | |||
КРТ | |||
ШР | |||
УКС |
Таблица 3.2.8.Емкость рынка в РФ, тыс. руб.
Наименование продукции | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
БКТ | 48 306 | 82 739 | |
КРТ | 37 090 | 58 906 | 97 557. |
ШР | 30 210 | 46 713 | 84 942 |
УКС | 21 800 | 27 885 | 51 731 |
Итого, тыс. руб. | 120 504 | 316 969 |
Таким образом, емкость рынка линейно-кабельного оборудования РФ в 2004 г. составила 317 млн руб.
Исследование емкости рынка связано с определением доли рынка, рассчитываемой как процентное соотношение объема сбыта конкретной фирмы к объему данного рынка по формуле:
где — доля на рынке i -го предприятия;
Ai — объем предложения i -го предприятия;
Е — емкость рынка.
Доля рынка рассчитывается за определенный период (год) и позволяет определить роль фирмы на рынке.
Для определения динамики рынка рассчитывается показатель темпа роста рынка по формуле:
где Тт — темп роста рынка;
Vm — объем рынка в конце базисного периода;
— объем рынка в конце анализируемого периода;
t — длительность периода.
Если Тт > 1,4, то рынок находится в состоянии ускоренного роста,
при изменении Тт от 1,4 до 0,7 рынок находится в состоянии стагнации,
если Тт < 0,7, то ожидается кризис рынка.
Анализ структуры рынка осуществляется с помощью количественных методов оценки уровня его концентрации.
Для характеристики концентрации на рынке может служить показатель размера крупнейших фирм — пороговая доля рынка.
По первому российскому закону 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%. В случае превышения пороговой доли предприятие включалось в Государственный реестр предпринимателей-монополистов.
По новой редакции закона (1995 г.) безусловным монополистом признается предприятие, контролирующее более 65% рынка, однако фирма, имеющая пороговую долю от 35 до 65%, также может быть признана монополистом, в случае, если антимонопольные органы докажут, что она занимает доминирующее положение и злоупотребляет им.
Для полного исследования рынка в этом направлении используются следующие показатели.
Количественные методы оценки структуры рынка При анализе структуры рынка часто используются количественные методы ее оценки. Рассмотрим несколько наиболее известных из них. 1. Пороговая доля рынка Российским законодательством установлен простейший количественный критерий для отнесения того или иного предприятия к категории предприятий-монополистов или занимающих доминирующее положение на рынке -превышение пороговой доли на данном торговом рынке. В настоящее время она определена в 35 %. Превышающие эту долю предприятия включаются в Государственный реестр предприятий-монополистов. Подобный подход имел место в Великобритании в начале осуществления в стране антимонопольной политики. Первым антимонопольным законом 1948 г. предписывалось информировать Комиссию по монополиям и слияниям о всех случаях, когда доля одной фирмы (единичная монополия) или группа совместно действующих фирм ограничивает конкуренцию, захватывая не менее трети общего объема данного товарного рынка. Законом 1973 г. порог был снижен до 25 %. Правда, использование этого критерия в английской практике существенно отличалось от его использования в российской: пороговой уровень (треть или 25 % рынка) применялся, прежде всего, для контроля над ограничительной политикой, проводимой группой независимых фирм. Именно факты такого поведения подлежали регистрации с последующим рассмотрением в специальном суде (Restrictive Practice Court). Единичные же фирмы с более высокой, чем пороговая, долей рынка ни в какой реестр не включались, в каждом конкретном случае их ограничивающее конкуренцию поведение (и только оно) расследовалось отдельно, на что уходило нередко несколько лет. 25 %-ная пороговая доля рынка действовала не только в отношении продавцов, но и в отношении покупателей данного товара, тогда как по российскому законодательству 35 %-ный порог применяется лишь к продавцу (производителю). В настоящее время российским законодательством пороговая доля рынка для доминирующего предприятия ограничена 25 %.1. Коэффициент рыночной концентрации (GR) Индекс концентрации, который рассчитывается как процентное отношение реализации продукции определенным количеством крупнейших продавцов (3—25) к общему объему реализации на данном рынке.
где — объем поставки товара г'-м продавцом;
— общий объем поставки товара на данном товарном рынке; п — количество продавцов, действующих в географических границах рынка.
индекс концентрации (CR), характеризует долю нескольких, скажем, 3, 4, 8, 12 крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Считается, что если индекс концентрации приближается к 100, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим выше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный: Индекс концентрации не учитывает, однако, особенностей рыночной структуры «на окраине» отрасли. Так, по данным цензов, в 70-х гг. в производстве сигарет в США помимо четырех крупнейших фирм имелось еще девять компаний, тогда как в производстве авиационных двигателей и деталей к ним 185 фирм дополняли четверку крупнейших. При этом индекс концентрации в обеих отраслях был одинаков (80%), хотя рыночная ситуация в них, очевидно, различна. Более того, индекс концентрации вуалирует различия и в самом «ядре» рынка. Представим две отрасли с одинаковым индексом концентрации - 80. Но в одной «ядро» представлено четырьмя фирмами, контролирующими каждая по 20% рынка, а в другой «ядро» представлено четырьмя фирмами, контролирующими соответственно 55, 20, 4 и 1% рынка, т. е. имеет место явное доминирование ведущей фирмы. При расчете индекса концентрации не учитывается доля рынка, покрываемая за счет импорта, и рассчитывается он лишь для отечественных поставщиков.
Тем не менее, этот индекс остается приемлемым грубым индикатором, характеризующим наличие (или отсутствие) в отрасли небольшого числа доминирующих фирм, что отличает олигополию от совершенной и монополистической конкуренции.
2. Индекс Линда.
В странах ЕС для анализа рыночных структур широко используется индекс, предложенный сотрудником Комиссии ЕС в Брюсселе - Ремо Линда. Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких m крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Однако в отличие от индекса концентрации он ориентирован на учет различий в «ядре» рынка. Пронумеруем рыночные доли отдельных фирм в порядке их убывания. Тогда индекс Линда (IL) для двух крупнейших фирм будет равен процентному отношению их рыночных долей:Для двух крупнейших фирм он определяется по формуле:
где,— рыночные доли двух крупнейших фирм. Для трех крупнейших фирм:
Для четырех фирм:
3. Индекс рыночной концентрации Герфинделя — Гиршмана:
Недостатки, присущие индексу концентрации, критика его использования при проведении антимонопольной политики привели к тому, что в июне 1982 г. Департамент юстиции США официально отказался от этого показателя и принял в качестве главной характеристики структуры рынка так называемый индекс Герфиндаля-Гиршмана (IHH). IHH можно рассматривать также как показатель концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка. IHH рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме:
где — доля хозяйствующего субъекта — продавца на рассматриваемом рынке;
п — количество продавцов, действующих в географических границах рынка.
Этот индекс используется в США в качестве ориентира для определения возможности слияния фирм.
В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфинделя — Гиршмана выделяются три типа рынка:
1тип — высококонцентрированные рынки:
при 70% < GR < 100%; 2000 < HHI< 10 000;
2тип — умеренно концентрированные рынки:
при 45% < GR < 70%; 1000 < HHI < 2000;
3тип — низкоконцентрированные рынки:
при GR < 45%; HHI < 1000. В большинстве российских промышленных отраслей более одной трети подотраслей относятся к разряду высококонцентрированных и требуют пристального внимания антимонопольного комитета.
Максимальное значение, которое может принимать IHH, соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной фирмой. В этом случае он будет равен 10000. С 1982 г. индекс Герфиндаля-Гиршмана стал основным ориентиром антимонопольной политики в США в отношении оценки допустимости разного рода слияний. Он используется для классификации слияний в три крупные группы в зависимости от значения IHH: ШН меньше 1000. Рынок оценивается как неконцентрированный, и слияние, как правило, беспрепятственно допускается. ШН больше 1000, но меньше 1800. Рынок рассматривается как умеренно концентрированный, однако уровень IHH выше 1400 может потребовать дополнительной проверки целесообразности слияния со стороны Департамента юстиции. Во всяком случае, такой уровень индекса (1400) вызывает тревогу и рассматривается как некий предупредительный сигнал. 3. Если ШН превышает 1800, рынок считается высококонцентрированным. В отношении слияний в этом интервале значений (1800-10000) действуют две нормы. Если в результате слияния IHH увеличивается не более чем на 50 пунктов, слияние обычно разрешается. Если же он увеличивается более чем на 100 пунктов, слияние запрещается. Рост IHH на 51-99 пунктов становится, как правило, основанием для дополнительной проверки целесообразности слияния. Для точного расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана, очевидно, необходимо знать рыночные доли всех производителей данного товара, что при большом их числе не всегда возможно. Однако самым сложным при анализе рыночных структур является не выбор индекса, а определение границ рынка в пространстве товаров. Следует ли ограничить рынок лишь определенной маркой товара, включить ли в него и Другие его марки, или расширить границы рынка, включив в него все взаимозаменяемые товары, - вот вопросы, которые приходится решать антимонопольным службам всех стран. Обычно рекомендуется начинать с изучения рынка данного товара, затем принять во внимание наличие товаров-заменителей, затем расширить анализ, включив в него заменители этих заменителей, и т. д., до тех пор пока не появится определенный разрыв в отношениях заменяемости. Этот разрыв и образует границы рынка. Количественной характеристикой, мерой заменяемости (субституции) является коэффициент перекрестной эластичности. Как вы помните, если некоторое повышение (снижение) цены одного товара вызывает увеличение (снижение) объема спроса на другой товар, то такие товары являются взаимозаменяемыми. Следовательно, можно попытаться определить, на какие товары и на сколько процентов вырастет (или снизится) спрос при повышении (или снижении) цены блага. Таким образом, определяется круг взаимозаменяемых товаров и степень их заменяемости (субституции). Установив определенный пороговый уровень изменения спроса, можно наметить, по крайней мере, ориентировочно, границы исследуемого рынка.