Метод пересчета
Метод на основе изучения выданных разрешительных документов
Метод на основе учета структуры областей применения
3.1. Новое производство и ремонт.
На промышленном рынке большая часть продукции используется в сегментах производства новых товаров и ремонта (замены) существующих.
Доля замены связана со сроком использования готового изделия и обычно зависит от отрасли и близости к конечному клиенту. На устоявшихся рынках обычно наблюдается соотношение 80 на 20 в пользу сегмента нового производства. На новых рынках и на быстрорастущих рынках данное соотношение может нарушаться.
Например, сухие строительные смеси используются в строительстве и при ремонте и реконструкции зданий и сооружений, причем 70-75% рынка занимает сегмент ремонта, в отличие от рынка линейно-кабельного оборудования, где эта доля составляет 15-20%.
3.2. Области применения.
Один и тот же продукт может применяться в разных областях. Поэтому для оценки емкости рынка продукта необходимо суммировать емкости рынка каждого сегмента.
Например, товар «замок мебельный» применяется в корпусной мебели для дома, в офисной мебели, в торговой мебели, в медицинской мебели и даже в почтовых ящиках.
В случае, если деятельность, связанная с использованием или применением исследуемого продукта, подлежит прохождению какой-либо разрешительной процедуре, оценка емкости рынка может быть основана на информации, полученной из учреждений, выдающих разного рода разрешительные документы (санэпидемстанции, экологической и пожарной инспекций и т. д.), лицензии, сертификаты.
В случае, если у вас есть достоверные данные по емкости более крупного или более мелкого регионального рынка с теми же самыми параметрами, что и исследуемый, то можно применить метод пересчета.
Для использования данного метода сначала необходимо выявить параметры, влияющие на уровень спроса, чаще всего такими параметрами являются:
• уровень располагаемого дохода;
• величина розничного товарооборота;
• величина численности населения региона;
• объем капитального строительства;
• объем промышленного производства;
• объем инвестиций;
• объем потребляемой электроэнергии и т. д.
Затем вычисляют, какую долю выявленные параметры занимают в соответствующих величинах всего федерального рынка (Дрегиона).
Если известна емкость рынка РФ, то емкость регионального рынка можно вычислить по формуле:
где Ерегиона — емкость регионального рынка; Ерф — емкость рынка РФ.
При разработке методики оценки емкости рынка вы можете комбинировать сразу несколько методов или использовать их для перепроверки итогового результата. При этом каждый параметр, участвующий в расчетах, необходимо описать и найти потенциальный источник информации о его величине. Этим источником может быть:
• отраслевая пресса;
• анализ рекламных сообщений производителей в СМИ;
• анализ предложения поставщиков оборудования и сырья в отраслевых и рекламных СМИ;
• анализ прайс-листов и рекламных материалов участников рынка;
• выборочное интервьюирование участников рынка методом «мнимого клиента»;
• деловая пресса;
• данные статистики (Росстат, Управление статистики регионов РФ);
• изучение интернет-сайтов участников рынка;
• изучение интернет-сайтов производителей и поставщиков оборудования, сырья и комплектующих;
• изучение интернет-сайтов администраций городов РФ;
• данные маркетинговых исследований;
• опубликованные годовые отчеты крупных акционерных обществ и отчеты эмитентов;
• экспертные данные;
• отраслевые данные (данные ассоциаций, отраслевой периодики, конференций и семинаров);
• данные смежных отраслей;
• макроэкономические параметры;
• региональные и национальные проекты.
Пример оценки емкости рынка линейно-кабельного оборудования РФ.
1. Методика расчета емкости рынка линейно-кабельного оборудования (ЛКО)
Расчет осуществляется исходя из потребности в ЛКО при строительстве городских и при сельских АТС и среднерыночных ценах. Данные, необходимые для расчета, приведены в табл. 3.2.2.
Таблица 3.2.2.Перечень источников информации
№ | Необходимые данные | Источник |
Количество введенных номеров городских и сельских АТС | Официальный сайт Минсвязи РФ | |
Потребность в ЛКО при строительстве телефонных линий в расчете на 10 тыс. номеров | По данным экспертов «Союз-Телефонстрой» | |
Данные по использованию ЛКО для строительства новых телефонных линий и для ремонта и замены существующих | По оценкам экспертов | |
Цены на ЛКО | Прайс-листы основных производителей ЛКО |
Расчет емкости рынка в штуках осуществляется по формуле:
где Ешт - емкость рынка ЛКО в натуральных показателях; Ен — емкость при строительстве новых телефонных линий; Ер — емкость при ремонте и замене существующих линий связи.
Расчет емкости при строительстве новых линий связи Ен:
где Н - количество введенных номеров городских и сельских АТС; П -норматив потребности в ЛКО на 10 000 номеров.
Расчет емкости при ремонте и замене существующих линий Ер:
По оценке экспертов, ЛКО используется следующим образом:
• 80% — при строительстве новых телефонных линий;
• 20% — при ремонте и замене существующих.
Таким образом Ен составляет 80% от совокупной емкости рынка, Ер -20%.
Расчет емкости рынка в денежном выражении:
где Ешт.— емкость в натуральных показателях; Рср — среднерыночная цена, рассчитанная на основе данных о ценах основных участников рынка.
где P1, P2,..., Рп — цены на данный вид оборудования основных участников рынка; N — количество основных участников рынка.