Метод механической выборки.

Простая случайная выборка.

Контрольные признаки.

Определение выборочной совокупности (n).

Определение генеральной совокупности (N).

Выборочный метод.

Специальная процедура отбора из генеральной совокупности некоторой части единиц анализа (элементы подлежащие исследованию), которая точно отражает параметры всей изучаемой совокупности.

1. Существующая взаимосвязь и взаимообусловленность качественных характеристик и признаков социальных объектов.

2. Правомерность выводов о целом на основании изучения его части, при условии, что часть является микромоделью целого.

Объект исследования в полном объеме, который территориально и во времени локализован и на который распространяются выводы исследования.

Определенное число элементов генеральной совокупности, обработанных по строго заданному правилу называют выборочной совокупностью. На момент исследования она должна представлять собой микромодель генеральной совокупности. Структура выборочной совокупности должна максимально совпадать со структурой генеральной совокупности по контрольным признакам.

 

Основой выборки– Полный и точный перечень единиц выборочной совокупности;

Объем – количество единиц в выборочной совокупности;

Метод – способ построения выборочной совокупности;

Структура – процентные пропорции признаков объекта, на основе которых формируется выборочная совокупность.

Контрольными называют признаки, по которым выборочная совокупность воспроизводит параметры генеральной совокупности. Значение контрольных признаков берутся из данных статистики.

Обычно в качестве контрольных признаков применяют следующие признаки:

1.Пол.

2.Возраст.

3.Уровень образования.

4.Тип поселения.

5.Сфера занятости.

 

Типы/виды выборки:

Из однородной совокупности, все элементы которой пронумерованы, отбор единиц осуществляется с помощью таблиц случайных чисел. Основа – списки избирателей.

Недостаток – необходимость наличия списка респондентов, сложность замены.

 

Основа та же, отбор производится через шаг:

K=N/n

Метод с ратификационной выборки.

Если есть возможность разбить генеральную совокупность на однородную части по заданному признаку, то отбор осуществляется из каждой страты отдельно. При таком отборе число респондентов, отбирается из каждой страты.

Расчет респондентов, отбираемых из каждой серии.

ni=Ni*n/N

i-число серий, выделяемых из генеральной совокупности.

Ni-число единиц в серии в генеральной совокупности.

N-объем генеральной совокупности.

n-объем выборочной совокупности.

 

Гнездовая выборка.

Отбирается случайным образов в качестве единиц наблюдения не отдельные люди, а группы, в которых проводится сплошной опрос.

Достоинство в том, что проще опросить группу, чем отдельных респондентов.

Ограничения - количество групп в генеральной совокупности должно быть достаточно большим, объем выборки больше, чем при случайной выборке.

Квотная выборка.

Может применятся только тогда когда есть признаки элементов генеральной совокупности, которые выступают в качестве квот. Число признаков не должно превышать 4(2). На основе квотной выборки устанавливается пропорция структуры генеральной выборочной совокупности. Сколько лиц с какими характеристиками нужно опросить.

ПРИМЕР:

n=500 чел.

Контрольные признаки генеральной совокупности.

Пол:

М-47%

Ж-53%

Возраст:

До 30лет-22%

31-45-18%

46-60-18%

Более 60-29%

 

22%*500/100%=110 чел.

М: 47*110/100=51 чел

Ж: 110-51=59

 

Стихийная выборка.

Почтовый опрос, интерактивный опрос.

Опросы через СМИ.

Данные не могут быть достоверными т.к. нельзя определить границы генеральной совокупности, могут участвовать люди, которые при строгом отборе не попали бы в выборку. Участвуют наиболее активные.

Принцип добровольности.

Виды выборок, которые используются в маркетинге.

Доступная.

Отбор доступных единиц.

----------------------------------------------------------------