Виды эксперимента
Модели эксперимента
Научная сущность причинно-следственной (причинной, каузальной) связи
Определение и отличительные черты
Виды эксперимента
Модели эксперимента
Научная сущность причинно-следственной (причинной, каузальной связи)
Определение и отличительные черты
Эксперимент
5. Пробный маркетинг (рыночный тест, тестирование рынка)
Эксперимент – управляемый процесс изменения одного или нескольких факторов (независимых переменных) с целью измерения их влияния на изучаемое явление (зависимую переменную), при условии исключения влияния посторонних факторов.
Цели использования эксперимента:
1) Установление причинно-следственных связей
2) Проверка гипотез
+: считается самым эффективным методом исследования (классический смысл эффективности – по соотношению результатов к затратам); самый эффективный; результаты полевого исследования являются готовыми маркетинговыми решениями, т.к. замеряется «чистая реакция рынка», а не отдельных элементов (единственный в своём роде метод)
-: требует временных затрат; существенных единовременных затрат; высокой квалификации исследования, поэтому меньше используется; неизвестен срок годности результата (впрочем, как и у других методов).
Причинно-следственная связь – существует между событиями, если наступление события Х увеличивает вероятность наступления события У.
Сложность в том, что часто путается причина со следствием.
Есть научное объяснение причинно-следственной связи
Обыденное значение | Научное значение |
Наступление события F (фактор) – единственная причина события R (результат) | Наступление события F – одна из возможных причин события R |
Наступление F всегда приводит к наступлению R (функциональная зависимость) | Наступление F увеличивает вероятность наступления R (вероятностная зависимость) |
Можно доказать, что событие F – причина R | Нельзя доказать, можно только сделать предположение |
Условия существования причинно-следственной связи:
1. Сопутствие во времени
2. Порядок наступления событий во времени: события R и F могут считать в связи, если F раньше R или одновременно с R
3. Отсутствие других возможных причинных факторов: события будут связаны, если действие других факторов будет неизменно.
2.03.10.
Основные модели:
1. Параллельный эксперимент (точнее)
2. Последовательный эксперимент
Кроме основных есть и другие модели.
Обычно выделяют два вида:
1. Лабораторный – в искусственно созданном месте, имитирующем рыночные условия
+: дешевле, быстрее
-: менее точный
2. Полевой \ рыночный – проводится в реальных условия
+: результаты – готовые маркетинговые решения
-: дорогой, хлопотный
Общий минус экспериментов: необходима квалификация специалиста
5. Пробный маркетинг (рыночный тест, тестирование рынка)
Разновидность полевого эксперимента. Используется для целей спрогнозировать:
А) будущие доходы (объемы продаж) при выходе на рынок нового продукта или старого продукта на новый рынок
Б) спрогнозировать затраты на использование маркетинговых инструментов
Сущность: вначале нужно выбрать географический район пробного маркетинга (как минимум, город); делается статистически обоснованная выборка для всего района; устанавливаются коммуникационные связи с представителями выборки; выдаются ненастоящие деньги; замеряются повторные покупки; определяется объем продаж по рынку.
% правильных предсказаний – насколько правильно мы может прогнозировать при эксперименте:
2 месяца – 8%
4 мес. – 20%
6 мес. – 44%
8 мес. – 61%
10 мес. – 81%
12 мес. – 91%
14 мес. – 97%
16 мес. – 99%
18 мес. – 100%