Глубинное интервью
Анализ избранных случаев и «маркетинг на прогулке»
Анализ избранных случаев заключается в отбирании отдельных примеров изучаемого явления. Само исследование избранных случаев ведётся неструктурированными способами – наблюдение, опросы, анализ документов (например, журналы для регистрации нарушений, книги жалоб и предложений.)
Цели:
1) выработка гипотез
2) прояснение, уточнение исследовательской проблемы
Чаще выбирают случаи:
- отражающие крайние варианты поведения или результатов работы
- отражающие резкие изменения
- отражающие разный режим действия (сезонность, стиль жизни, климат, ландшафт)
«Маркетинг на прогулке» применяется чаще для топ-менеджеров, особенно в крупнейших компаниях. Применяется нестандартизированное визуальное наблюдение (например, поход по своим торговым точкам), также можно сесть на место работника «горячей линии», в отдел гарантийного ремонта и т.п.
Отличается большой длительностью – полтора-два часа, «глубиной» получаемой информации. Создаются особые комфортные условия. Его можно использовать для особо деликатных тем исследования. Целью является понимание сложного поведения. Интервьюер несёт ответственность за неразглашение информации. Плюсы: более высокая точность, глубина, меньшее искажение. Минус: дорого.
9.02.10.
Они могут быть использованы как самостоятельно, так и в рамках каких-либо других качественных методов. Прежде всего, в фокус-группах и глубинных интервью.
А) Проекционные методы. Испытуемым предлагается какой-либо материал для восприятия, имеющий неопределённый характер, который нужно проинтерпретировать и объяснить.
- Незаконченные предложения
- Рисунки с неоднозначным смыслом
- Завершение рисунка
- Завершение рассказов
Б) Ассоциативные методы. Ассоциации – это связь, образующаяся при определённых условиях между двумя или более психологическими явлениями (представлениями о чём-то, идеями, ощущениями), при которой актуализация одного явления влечёт за собой появление другого.
Тест Келли: (слои) внутриличностные роли) межличностные роли) социальные роли)
Ассоциации бывают свободные и направленные. На стимул испытуемые отвечают первым, что придёт в голову. Семантический дифференциал. Экспрессивные методы – это ролевые игры, метод сценариев, кейсов и т.д
В) Метод протокола.
16.02.10.
В ходе персонального наблюдения доброволец описывает все факты, ситуации, мысли, чувства, аргументы, определяющие выбор продукта. Используется для изучения поведения потребителя, в т.ч. в процессе выбора товаров, марок; во время кампаний по стимулированию сбыта; реакцию покупателя на доводы продавца; для изучения информации, используемой при покупке; для изучения сравнительной эффективности разных способов маркетинга